Дело № ...
10RS0№ ...-84
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
04 июня 2020 года ........
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Береговой С.В.,
при секретаре Шишулиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О.А.С. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в ........ (межрайонное) о защите пенсионных прав,
установил:
О.А.С. обратился с названным иском, уточненным в ходе судебного заседания, по тем основаниям, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости получил отказ ХХ.ХХ.ХХ, мотивированный следующим. При имеющемся достаточном общем страховом стаже у истца не выработан необходимый стаж работы в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, в размере 12 лет 6 месяцев, предусмотренный п. 7 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 № 400-ФЗ и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. В частности, при рассмотрении заявления, ответчиком было установлено, что общий страховой стаж истца составляет <...>, требуется 25 лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера –<...>, требуется 20 лет, льготный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 № 400-ФЗ составляет <...> в календарном исчислении, требуется 12 лет 6 месяцев. С решением ответчика истец не согласен. Просит обязать ГУ УПФ в ........ включить в стаж работы с тяжелыми условиями периоды в <...>: с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ; периоды работы в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера: с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ период службы в армии, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ; с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ; обязать назначить пенсию с ХХ.ХХ.ХХ.
Истец, в присутствии представителя Павловой А.В., действующей по устному ходатайству, в судебном заседании поддержали исковые требования, полагает, что имеются надлежащие доказательства, что работал в спорные периоды на льготных должностях, занятость составляла более 80%, в едином технологическом процессе лесозаготовок, выполнял работу полный рабочий день. Период службы проходил в ........, однако полагает, что имеются основания для его включения в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в ........ Верещагина И.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, поддержала позицию, изложенную в решении об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, полагает, что у истца отсутствует право на назначение досрочной пенсии, в связи с недостаточностью необходимого специального стажа работы и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Иные лица в судебное заседание не явились, извещены.
Заслушав объяснения истца и представителя ответчика, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30, п. 2 ст. 33 ФЗ «О страховых пенсиях», действующего на момент обращения истца к ответчику, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 16,2 (на 01.01.2019) мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пп. 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 настоящего ФЗ, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (ч. 2 ст. 33 ФЗ № 400-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей, учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление № 665).
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Лицам, занятым непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, досрочная страховая пенсия по старости назначается по п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ на основании Списка профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 273 (далее - Список № 273).
До 01.01.1992 должности работников, занятых на лесозаготовках и лесосплаве, были предусмотрены в Списке № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 (далее - Список № 2 от 1956 г.).
Согласно пункту 3 Постановления № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516 (далее - Правила № 516).
В соответствии со Списком № 273 к профессиям и должностям, дающим право на льготное пенсионное обеспечение, отнесены, в том числе вальщики леса, обрубщики сучьев, раскряжевщики, слесари по ремонту лесозаготовительного оборудования, занятые на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах, сплотчики, формировщики плотов, чокеровщики, машинисты - крановщики, занятые на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах, машинисты сплоточных (сортировочных) машин, машинисты трелевочных машин, трактористы на подготовке лесосек, трелевке и вывозе леса, трелевщики, а также штабелевщики древесины, занятые на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах.
Согласно примечанию к Списку, данный перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной принадлежности.
При разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты) (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).
Из п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
По смыслу данных норм, если наименование профессии работника не полностью соответствует Списку, вопрос об отнесении данной профессии к какой-либо из льготных профессий, предусмотренных Списком, решается, исходя не из названия, а из характера, специфики и условий работы, выполняемых функциональных обязанностей с учетом целей, задач и направлений деятельности организации-работодателя. При этом, согласно примечания к Списку № 273, главным критерием отнесения какой-либо профессии к льготной является занятость данного работника в едином технологическом процессе лесозаготовок предприятий лесной промышленности.
Согласно ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
К уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Аналогичные нормы о включении периодов в страховой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости предусматривались и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, документом подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующим государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из анализа указанных правовых положений следует, что в трудовой стаж включаются периоды работы (трудовой и иной общественно полезной деятельности) при наличии одновременно следующих условий: регистрации работодателя в качестве плательщика страховых взносов; ведения предприятием уставной деятельности; начисления работникам заработной платы; предоставления соответствующих сведений в налоговые и иные органы о страховых взносах.
Таким образом, учитывая нормы ФЗ «О страховых пенсиях», ст. ст. 238, 240, 243 Налогового кодекса РФ, суд приходит к выводу, что отсутствие сведений о ведении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, о начислении заработной платы работникам свидетельствуют об отсутствии трудовой деятельности, и, соответственно об отсутствии возможности включить такие периоды в стаж необходимый для назначения пенсии.
В силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Суд считает, что при разрешении спора о включении периодов прохождения действительной срочной службы в специальный трудовой стаж, необходимо применять законодательство, действующее в соответствующий период.
Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Судом установлено, что истец ХХ.ХХ.ХХ обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пункту 7 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ».
Решением ГУ-УПФ РФ в ........ от ХХ.ХХ.ХХ истцу отказано в назначении пенсии по старости по п. 7 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 33 ФЗ № 400-ФЗ. Из решения ответчика следует, что страховой стаж в льготном исчислении по Закону от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» с применением положений постановления Конституционного суда от 29.01.2004 истца составляет <...>, требуется 25 лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – <...>, требуется 20 лет, льготный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости составляет <...> (требуется 12 лет 06 месяцев).
Как следует из трудовой книжки истца – О.А.С., в том числе: ХХ.ХХ.ХХ принят в «<...>, ХХ.ХХ.ХХ уволен; ХХ.ХХ.ХХ принят временно <...>», ХХ.ХХ.ХХ уволен; ХХ.ХХ.ХХ принят <...> на зимний период лесозаготовок, ХХ.ХХ.ХХ уволен; ХХ.ХХ.ХХ принят переводом <...>», ХХ.ХХ.ХХ уволен; ХХ.ХХ.ХХ принят <...>», ХХ.ХХ.ХХ уволен; ХХ.ХХ.ХХ принят <...>», ХХ.ХХ.ХХ уволен; ХХ.ХХ.ХХ принят <...>», с ХХ.ХХ.ХХ переведен <...>, ХХ.ХХ.ХХ уволен; ХХ.ХХ.ХХ принят по переводу в <...>, ХХ.ХХ.ХХ уволен; …ХХ.ХХ.ХХ принят <...>», ХХ.ХХ.ХХ уволен; ХХ.ХХ.ХХ принят <...>», ХХ.ХХ.ХХ уволен.
О.А.С. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с ХХ.ХХ.ХХ.
Изучив представленные материалы дела, приказы, архивные справки, суд приходит к выводу, что условия и характер труда О.А.С. в части заявленных периодов работы в едином технологическом процессе лесозаготовок соответствовали требованиям Списка профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках в лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 273, при подтверждении полнодневной занятости.
Периоды работы после регистрации О.А.С. ХХ.ХХ.ХХ в системе обязательного пенсионного страхования должны подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании представленных документов, учитывая сведения, содержащиеся в архивных справках, трудовой книжке, лицевых счетах и иных документах, суд приходит к выводу, что в спорные периоды истец был занят в едином технологическом процессе лесозаготовок в должностях, предусмотренных Списком № 2, был занят на заготовке леса, в связи с чем, спорные периоды частично подлежат включению в льготный стаж, поскольку являются льготными профессиями, предусмотренными Списками, за исключением периодов, указанных ниже.
Суд также учитывает, что частично работодателем передавались сведения об особых условиях труда О.А.С., что подтверждено выпиской из лицевого счета застрахованного лица.
Свидетель Б.А.А. в судебном заседании пояснил, что совместно с истцом осуществляли трудовую деятельность.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Доказательств утраты документов в судебное заседание истцом не представлено, напротив, в соответствии с поступившими документами не подтверждено отсутствие трудовой деятельности О.А.С.
Суд не принимает показания данного свидетеля, в качестве подтверждения условий труда истца, поскольку такие условия не могут быть установлены на основании свидетельских показаний.
Отсутствие дополнительных документов, подтверждающих льготный характер работы истца, при наличии архивных справок, приказов о его работе, не может ущемлять право истца на получение гарантированной государством досрочной страховой пенсии по старости.
Доводы представителя ответчика о том, что льготный характер работы истца не подтвержден работодателем, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований о включении спорных периодов в специальный стаж, так как указанные обстоятельства как независящие от истца, не могут лишить его приобретенного права на досрочное пенсионное обеспечение по старости.
Истец является добросовестным участником гражданских и трудовых правоотношений и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом.
Таким образом, в льготный стаж работы подлежат включению периоды работы в следующем порядке:
Заявлен период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ.
При включении указанного периода суд также принимает во внимание позицию, изложенную в заключение эксперта Управления труда и занятости № ... от ХХ.ХХ.ХХ, из которой следует, что по документам, представленным на государственную экспертизу труда, можно сделать вывод, что Г.М.В., работая в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в <...>, был непосредственно занят в едином технологическом процессе лесозаготовительного производства только при выполнении работ в качестве <...> что предусмотрено п. 7 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также Списком профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.041992 № 273, в дни полнодневной занятости.
Результаты указанной экспертизы приняты во внимание судом при рассмотрении гражданского дела № ... по исковому заявлению Г.М.В. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в ........ ........ (межрайонное) о защите пенсионных прав.
Поскольку согласно архивной справке от ХХ.ХХ.ХХ № ... за ХХ.ХХ.ХХ года начислений не имеется, уволен <...>, включению в льготный стаж подлежит период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ (работы в должности <...>).
Периоды с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ и с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ включению не подлежат, так как за ХХ.ХХ.ХХ сведений о начислении не имеется, должность – <...>, не предусмотрена Списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ включению не подлежит, поскольку из архивной справки и лицевых счетов обозначены указанные дни в качестве <...>
Период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, включению не подлежит, поскольку из архивной справки и лицевых счетов следует, что начисления произведены в октябре за ХХ.ХХ.ХХ, уволен за <...> ХХ.ХХ.ХХ.
ХХ.ХХ.ХХ включению не подлежит, поскольку из архивной справки и лицевых счетов указанный день обозначен в качестве <...>
Период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ включению не подлежит, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица код особых условий не указан.
Период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ включению не подлежит, поскольку, не подтвержден документально осуществление трудовой деятельности истцом, отсутствуют сведения в трудовой книжке и выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
С ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ оплата произведена по сдельным нарядом, повремен. нарядам, отсутствуют сведения по подтверждении полнодневной занятости, сведения в графе «код особых условий» в выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Периоды работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ и в <...> с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ не подлежит включению, поскольку оплата произведена по сдельным нарядом, повремен. нарядам и отсутствуют сведения в трудовой книжке и выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Периоды работы в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ не подлежит включению, поскольку из представленных сведений рабочих дней и начислений не имеется.
Не подлежит включению с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, так как согласно архивной справке за ХХ.ХХ.ХХ начислений не имеется, уволен за <...>
с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ включению не подлежит, поскольку из архивной справки и лицевых счетов обозначены указанные дни в качестве <...>
с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, включению не подлежит, поскольку из архивной справки и лицевых счетов следует, что начисления произведены в ХХ.ХХ.ХХ, уволен за <...> ХХ.ХХ.ХХ;
ХХ.ХХ.ХХ включению не подлежит, поскольку из архивной справки и лицевых счетов обозначен указанный день в качестве <...>
Период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ, включению не подлежит, поскольку в выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствует код территориальных условий труда.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Кроме того, периоды нахождения на курсах повышения квалификации их учет в специальный стаж не противоречит п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, предусматривающему включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, ХХ.ХХ.ХХ подлежит включению как день повышения квалификации по направлению работодателя.
При этом периоды работы до ХХ.ХХ.ХХ подлежат исчислению в льготном порядке, поскольку истец работал в ........, который отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Списками, утвержденными на основании Постановления Совмина СССР от 22.08.1956 года № 1173 и действовавшим до утверждения Списков, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, необходимость занятости в течение полного рабочего дня указанными работами не предусматривалась.
Согласно пункту 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5, утв. Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. Аналогичные положения содержались и в разъяснениях Министерства труда Российской Федерации от 08.01.1992 № 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР № 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 № 235.
Данные разъяснения были утверждены после 01.01.1992, и поскольку в требованиях истца указан период работы, имевший место до принятия указанных разъяснений, полная его занятость до указанной даты не являлась обязательным условием для признания особыми условий труда, в которых он работал, а полная занятость в периоды после 01.01.1992, подлежащие включению в льготный стаж, по мнению суда, подтверждается копиями лицевых счетов.
Более того, согласно п. 3 Указания Минсоцобеспечения РСФСР от 15.05.1991 № 1-57-У «О порядке применения Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, которые начали действовать уже после периодов работы истца, право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками № 1 и № 2, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем согласно разъяснениям Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 № 1 понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
Учитывая изложенное, ссылка ответчика на недоказанность характера работы, дающей право на включение части спорных периодов работы истца в специальный стаж, является несостоятельной.
При таких обстоятельствах, оценивая в совокупности, представленные по делу доказательства, согласно представленным сведениям из лицевых счетов и архивным данным, суд приходит к выводу, что в специальный стаж истца подлежат включению периоды, за исключением вышеназванных периодов.
При этом необеспечение сохранности документов, подтверждающих занятость истца в едином технологическом процессе, нагрузку, неправильное ведение и внесение записей в трудовую книжку, лицевые счета не относится к обстоятельствам, за которые отвечает истец, и не может препятствовать ему в реализации права на пенсию при отсутствии таких доказательств, которые бы прямо указывали на отсутствие предусмотренных законом условий для ее назначения.
Таким образом, суд приходит к выводу о работе истца в части вышеназванных периодов в должностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по пп. 7 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
В период службы истца в армии по призыву действовало Постановление Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях», согласно которому солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Из буквального толкования указанных норм следует, что период действительной срочной службы засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, лицам, перечисленным в постановлении совета министров ССР от 25.03.1968 № 181, при соблюдении одновременно следующих условий: военная служба должна быть действительной срочной; увольнение с военной службы должно быть, начиная с 1968 года; увольнение должно состояться с военной службы в РКС и МКС; поступление на работу в РКС и МКС не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы.
Как следует из трудовой книжки истца, с ХХ.ХХ.ХХ принят <...>», ХХ.ХХ.ХХ уволен в связи с призывом в ряды Советской армии, с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ период службы по призыву. С ХХ.ХХ.ХХ принят <...>. Период службы согласно пояснениям истца проходил в .........
Поскольку служба истца проходила в ........, трудоустроен по истечении трех месяцев со дня окончания службы, оснований для включения в стаж работы в МКС период службы по призыву суд не находит.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Таким образом, учитывая включение вышеназванных периодов в льготный стаж, доказанного в судебном заседании, продолжительность льготного стажа работы истца составляет более 12 лет 6 месяцев, однако стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – составляет менее требуемого в размере 20 лет, что является основанием для отказа в назначении досрочной пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХ.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ расходы по государственной пошлине в размере <...> рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление удовлетворить частично.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в ........ ........ (межрайонное) зачесть в льготный стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» О.А.С., ХХ.ХХ.ХХ года рождения,
в должности <...>:
с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ;
ХХ.ХХ.ХХ - в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в ........ (межрайонное) в пользу О.А.С. расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере <...>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В.Берегова
Решение в окончательной форме принято ХХ.ХХ.ХХ