РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 апреля 2017 г. п. Лиман
Лиманский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Босхомджиевой Б.А.
при секретаре судебного заседания Горячевой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астраханского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования «Камышовский сельсовет» Лиманского района Астраханской области об обязании принять меры по устранению нарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Астраханский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования «Камышовский сельсовет» Лиманского района Астраханской области об обязании принять меры по устранению нарушений природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления выявления нарушения.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки исполнения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами и потребления выявления в деятельности администрации МО «Камышовский сельсовет» Лиманского района Астраханской области. Так, природоохранной прокуратурой в ходе проверки установлено, что администрация муниципального образования эксплуатирует административное здание, расположенное по адресу: <адрес>. В ходе эксплуатации указанного здания в деятельности администрации образуются отходы I, IV и V классов опасности (ртутные и люминесцентные лампы, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства и др.). В силу ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Частью 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 389-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (ч.3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). В соответствии с п.7 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 №712, копия паспорта, заверенного индивидуальным предпринимателем и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по мету осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись. Кроме того, в адрес администрации МО «Камышовский сельсовет» Лиманского района Астраханской области Астраханским межрайонным природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ года внесено представление, по результатам рассмотрения которого меры, направленные на устранение вышеуказанных нарушений закона ответчиком не приняты, что подтверждается ответом на вышеуказанное представление от ДД.ММ.ГГГГ года. Ответчиком в нарушение указанных требований законодательства паспорта опасных отходов, образующихся в деятельности администрации, отсутствуют, копии паспортов, а также документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, в Управлении Росприроднадзора по Астраханской области не направлялись. Исковые требования прокурора направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, поскольку бездействие ответчика способствует увеличению негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду. В связи с чем, прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Камышовский сельсовет» Лиманского района Астраханской области составить паспорт отходов, образующихся от деятельности администрации муниципального образования и подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В судебном заседании представитель истца Новиков А.С. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО «Камышовский сельсовет» Гатипов А.С. в судебном заседании согласилась с требованиями прокурора.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Астраханской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Данное право также закреплено в ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно статье 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться согласно принципам соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, проводить мониторинг состояния окружающей среды.
Как установлено судом, администрация муниципального образования МО «Камышовский сельсовет» является самостоятельным юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением совета муниципального образования «Камышовский сельсовет» № № от ДД.ММ.ГГГГ г.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства.
Санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 2.1.7 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила") "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2001 года N 16) установлены гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов.
В соответствии с п. 5.3 Санитарных правил переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.
Согласно п. 3.2 размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона должен быть 500 метров.
В соответствии с п. 4.6 Санитарных правил по согласованию с гидрогеологической службой и территориальным ЦГСЭН в зеленой зоне полигона устраиваются контрольные скважины. Одна контрольная скважина закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль), 1 - 2 скважины ниже полигона для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды.
Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведенной проверки исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации административного здания, расположенное по адресу: <адрес> администрацией муниципального образования «Камышовский сельсовет» выявлены следующие нарушения: администрация образует отходы I, IV и V классов опасности (ртутные и люминесцентные лампы, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства и др.).
В силу ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Частью 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 389-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (ч.3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии с п.7 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 №712, копия паспорта, заверенного индивидуальным предпринимателем и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по мету осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись. Кроме того, в адрес администрации МО «Камышовский сельсовет» Лиманского района Астраханской области Астраханским межрайонным природоохранным прокурором 28.04.2016 года внесено представление, по результатам рассмотрения которого меры, направленные на устранение вышеуказанных нарушений закона ответчиком не приняты, что подтверждается ответом на вышеуказанное представление от 31.05.2016 года. Ответчиком в нарушение указанных требований законодательства паспорта опасных отходов, образующихся в деятельности администрации, отсутствуют, копии паспортов, а также документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, в Управлении Росприроднадзора по Астраханской области не направлялись.
Указанные обстоятельства, установленные судом подтверждаются представлением прокурора об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ г. №№, ответом администрации муниципального образования «Камышовский сельсовет» № № от ДД.ММ.ГГГГ и подтверждены в судебном заседании представителем ответчика А.С. Гатиповым.
Так как администрация МО «Камышовский сельсовет» эксплуатирует административное здание, расположенное по адресу: <адрес> и образует отходы I, IV и V классов опасности (ртутные и люминесцентные лампы, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства и др.). На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство РФ. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (ч.3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Неисполнение ответчиком МО «Камышовский сельсовет» своих обязанностей по устранению нарушений природоохранного законодательства в сфере охраны окружающей среды при эксплуатации административного здания не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, представляет экологическую опасность, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан и создает опасность причинения окружающей среде.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при вынесении решения, обязывающего заинтересованное лицо (ответчика) совершить какие-либо действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что требования прокурора направлены на выполнение ответчиком природоохранного законодательства, на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, суд приходит к выводу об удовлетворении вышеуказанных требований.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при вынесении решения, обязывающего заинтересованного лица (ответчика) совершить какие-либо действия, суд устанавливает в решении срок в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом принципа разумности, суд считает необходимым установить срок для исполнения администрацией муниципального образования «Камышовский сельсовет» обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства до ДД.ММ.ГГГГ г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Камышовский сельсовет» составить паспорт отходов, образующихся от деятельности администрации муниципального образования и подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Взыскать с администрации муниципального образования «Камышовский сельсовет» государственную пошлину в доход муниципального образования «Лиманский район» в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его полного текста через районный суд, вынесший решение.
Судья: