Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 октября 2018 года
Приволжский районный суд, <адрес>
в составе:
судьи Садретдинова Ф.Н.
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1 к администрации сельского поселения Новоспасский м.<адрес>, администрации муниципального района <адрес> о признании права собственности на недвижимое имущество
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения Новоспасский м.<адрес>, администрации муниципального района <адрес> о признании права собственности на недвижимое имущество.
Истец мотивирует свои требования тем, что на основании договора купли-продажи, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1, последняя приобрела в собственность земельный участок (для сельскохозяйственного производства), общей площадью 93000 кв.м., расположенный по адресу <адрес> на землях ОСХП «Солнечный».
При обращении в Управление Росреестра по <адрес>, ей было отказано в государственной регистрации права на спорный объект недвижимости по тем основаниям, что сведения о постановке на кадастровый учет земельного участка отсутствуют, так же в договоре отсутствуют идентификационные признаки земельного участка.
Просит суд признать за ней право собственности на земельный участок (для сельскохозяйственного производства), общей площадью 93000 кв.м., расположенный по адресу <адрес> на землях ОСХП «Солнечный».
В судебном заседании представитель истца, ФИО4 полностью поддержала заявленные требования по вышеуказанным основаниям.
Привлеченная в качестве ответчика администрация сельского поселения Новоспасский муниципального района <адрес> в судебное заседание своего представителя не направила, заявлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Привлеченная в качестве ответчика администрация муниципального района <адрес>, и в качестве третьего лица Управление Росреестра, будучи надлежащим образом извещенными о дне слушания дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
Таким образом, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.
Заслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Как разъяснено в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества.
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В силу ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества подлежат государственной регистрации.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
Пунктом 4 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия.
На основании п. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что на основании договора купли-продажи, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1, последняя приобрела в собственность земельный участок (для сельскохозяйственного производства), общей площадью 93000 кв.м., расположенный по адресу <адрес> на землях ОСХП «Солнечный».
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> истцу было отказано в государственной регистрации права на спорный земельный участок, поскольку правообладатель не представил заявление и иные документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества. В Едином государственном реестре недвижимости зарегистрированных прав на вышеуказанный земельный участок не имеется.
Вышеуказанный договор купли-продажи спорного имущества между истцом и ФИО2 был заключен в 1998 году, то есть после вступления в силу Закона Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Учитывая названные нормы закона, поскольку отчуждение вышеуказанного земельного участка по договору купли-продажи было произведено лицом, которое не обладает правом собственности в отношении имущества, являющегося предметом сделки, такая сделка противоречит требованиям части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем, в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной.
Таким образом, договор купли-продажи земельного участка, заключенный между истцом и ФИО2, в силу закона является ничтожным, и не может быть признан состоявшимся.
Следовательно, оснований для признания за истцом права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества не имеется, ввиду отсутствия права собственности на данные объекты у продавца на момент заключения сделки.
Доводы истца о наличии свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, протокола общего собрания собственников земель, не свидетельствует о наличии права собственности за продавцом, так как в соответствии с действующим на момент заключения сделки законодательством, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, подлежат государственной регистрации. Иных доказательств о наличии у продавца зарегистрированных прав на спорные объекты, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду не предоставлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд-
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к администрации сельского поселения Новоспасский м.<адрес>, администрации муниципального района <адрес> о признании права собственности на недвижимое имущество – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение месяца.
Судья Ф.Н. Садретдинов