Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 мая 2014 года
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
Председательствующего судьи Фокиной Т.К.
С участием прокурора Т.
При секретаре А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1661/2014 по иску прокурора Ленинского района г. Тамбова в интересах П.А.С. и П.Т.П. к Администрации г. Тамбова о признании бездействия администрации города Тамбова по непринятию мер по предоставлению жилого помещения незаконным и обязании предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Тамбова в интересах П.А.С. и П.Т.П. обратился с иском к администрации г. Тамбова о признании незаконным бездействие администрации г. Тамбова, выразившееся в непринятии мер по предоставлению гражданам, зарегистрированным в комнате *** ***, жилого помещения взамен ранее занимаемого, а также обязании администрацию города Тамбова предоставить П.А.С. и Т.П., зарегистрированным в комнате *** ***, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен занимаемого жилого помещения.
Прокурор в обоснование иска указал, что в ходе проверки было установлено, что жилое помещение комната *** в ***, является муниципальной собственностью Согласно лицевому счету основным нанимателем указанной комнаты общей площадью 22,3 кв.м, в том числе жилой – 22,3 кв.м., является П.А.С. В жилом помещении зарегистрированы 2 человека: П.А.С. и его супруга П.Т.П. Постановлением администрации г. Тамбова от 09.07.2012 № 5347 жилой дом № *** литер А,Б,Д (основное строение), М по *** признан аварийным и подлежащим сносу. Благоустроенное жилое помещение семье П.А.С., проживающей в аварийном доме, до настоящего времени не предоставлено. Бездействие администрации города Тамбова в вопросе предоставления семье П.А.С. жилого помещения взамен ранее занимаемого в аварийном доме является незаконным. Проживание в аварийном здании представляет реальную опасность для жизни и здоровья граждан. Согласно акту технической проверки дома № *** от 15.12.2011, проведенной специалистами государственной жилищной инспекции Тамбовской области, здание эксплуатируется более 100 лет, кирпичная кладка фундамента деформирована; наружные кирпичные стены фасада дома находятся в неудовлетворительном состоянии; присутствуют места разрушения кирпичной кладки и сквозные трещины; электропроводка многоквартирного дома находится в технически неисправном, пожароопасном состоянии, внутридомовые инженерные коммуникации (системы холодного водоснабжения и водоотведения) находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Основные несущие конструкции жилого дома № *** и его инженерные системы (холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и вентиляция) находятся в неудовлетворительном техническом состоянии.
В судебном заседании прокурор-истец Т. исковые требования поддержал полностью по основаниям, приведенным в исковом заявлении, просил признать бездействие со стороны администрации незаконным и обязать ее предоставить П. другое жилое благоустроенное жилое помещение в черте города по площади не менее занимаемого.
Истцы П.А.С. и П.Т.П. поддержали исковые требования прокурора, заявленные в интересах их семьи, пояснив, что они проживают в доме с 1982 года, занимают комнату площадью 22,3 кв.м., кухня, туалет общие на этаже, имеется холодное водоснабжение. Ранее дом считался общежитием, с 2000 года дом числится как многоквартирный Дом признан аварийным и подлежащим сносу. Проживать в нем небезопасно. В очереди на предоставление жилья не состоят.
Истец П.Т.П. пояснила, что ей принадлежит по договору дарения квартира ***. Квартира подарена матерью, чтобы она потом продала квартиру и поделила деньги с сестрой. Таким образом мать распорядилась квартирой на случай смерти, в настоящее время там проживает мать.
Истец П.А.С. пояснил, что им принято наследство после смерти родителей в виде земельных участков и жилого дома в д.***, которые оформлены на него, но пользуются все 5 человек братьев и сестер.
Представитель ответчика И. исковые требования не признала, пояснив, что бездействия со стороны администрации по переселению жителем дома *** не имеется. В соответствии с п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Постановлением администрации г. Тамбова от 09.07.2012 № 5347 установлен срок по отселению граждан из жилых помещений до 01.11.2017 года. Указанный срок по отселению не нарушен. Требования о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение также не признает, что истцы проживают в доме, относящемся к маневренному фонду. Здания литер Б и М, расположенные по адресу *** являются общежитиями, квартиры там не сформированы. Статус общежития после передачи дома в муниципальную собственность не менялся. П. даже если и будет предоставлено жилое помещение взамен занимаемого, то только с теми же условиями благоустройства, что и сейчас, то есть либо общежитие, либо коммунальная квартира. Однако, в настоящее время у города нет свободных помещений подобного типа.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктами 1,8,9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии со ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяютсяиз жилых помещений с предоставлением благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно ст.87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В суде установлено, что истцы зарегистрированы и проживают в муниципальной комнате *** ***, что подтверждается выпиской из домовой книги, копией лицевого счета. Основным нанимателем жилого помещения площадью 22,3 кв.м является П.А.С., что подтверждается указанными документами и копией договора найма жилого помещения маневренного фонда от 08.02.2012
Постановлением администрации города Тамбова от 09.07.2012 № 5347 жилой дом *** литер А,Б,Д (основное строение), М по *** признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно выше названному постановлению жилищным комитетом Администрации города Тамбова должна быть организована работа по отселению граждан из жилых помещений, указанных в п.1 постановления, в части жилых помещений муниципального жилищного фонда до 01.11.2017.
Однако, проживание в аварийном здании представляет реальную опасность для жизни и здоровья граждан.
Согласно акту технической проверки дома № *** от 15.12.2011, проведенной специалистами государственной жилищной инспекции Тамбовской области, здание эксплуатируется более 100 лет, кирпичная кладка фундамента деформирована; наружные кирпичные стены фасада дома находятся в неудовлетворительном состоянии; присутствуют места разрушения кирпичной кладки и сквозные трещины; электропроводка многоквартирного дома находится в технически неисправном, пожароопасном состоянии, внутридомовые инженерные коммуникации (системы холодного водоснабжения и водоотведения) находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Основные несущие конструкции жилого дома № *** и его инженерные системы (холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и вентиляция) находятся в неудовлетворительном техническом состоянии.
В суде установлено, что какие-либо меры по укреплению жилого дома и созданию условий для безопасного проживания в нем до момента отселения не предпринимается.
В этой связи суд считает установление срока отселения граждан из жилого дома, признанного непригодным для постоянного проживания, через 5 лет после принятия такого решения, нарушающим законные права и интересы истцов.
Более того, из указанного постановления не усматривается, что отселение должно быть осуществлено в 2017 году.
Другого жилого помещения на праве собственности или пользования в черте г.Тамбова истец П.А.С. не имеет, что подтверждается справками МУП «Тамбов-недвижимость» и сообщениями Управления Росреестра по Тамбовской области. Истица П.Т.П. имеет на праве собственности квартиру ***, которую занимает ее мать, прежний владелец данной квартиры.
Следовательно, бездействие администрации г. Тамбова в части непринятия мер по предоставлению истцам жилого помещения по договору социального найма взамен ранее занимаемого ими нельзя признать законным.
В соответствии с ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с ч.3 ст.13 Законом Тамбовской области от 20.07.2005г. № 342-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда Тамбовской области» гражданам, жилые помещения которых в установленном порядке признаны непригодными для проживания, жилые помещения по договорам социально найма предоставляются вне очереди.
Отсутствие в выше названных нормах указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.
Истцы имеют право на предоставление жилого помещения вне очереди по закону, при этом законодатель не ставит данное право в зависимость от отсутствия либо наличия у ответчика свободных жилых помещений, отвечающих требованиям, содержащимся в статье 15 ЖК РФ.
Доводы ответчика о том, что в случае отселения истцу может быть предоставлено жилое помещение также либо в общежитии, либо в коммунальной квартире с учетом статуса жилого дома, где истица занимает комнату, суд считает не состоятельными. Поскольку согласно ст.7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
При таких обстоятельствах суд считает, что имеются законные основания для признания за П.А.С. с составом семьи два человека, он и жена, права на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
В силу ст. 12 ГК РФ нарушенное право истцов подлежит восстановлению.
При таких обстоятельствах ответчик - администрация г. Тамбова обязана предоставить истцам вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не менее ранее занимаемого.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Тамбова в интересах П.А.С. и П.Т.П. к Администрации г. Тамбова удовлетворить.
Признать бездействие администрации г. Тамбова, выразившееся в непринятии мер по переселению П.А.С. и П.Т.П., зарегистрированных в комнате *** ***, незаконным.
Обязать администрацию г. Тамбова предоставить П.А.С. и П.Т.П., зарегистрированным в комнате *** ***, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен занимаемого жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Фокина Т.К.
Решение в окончательной форме принято 26.05.2014 года.
Судья: Фокина Т.К.
Верно. Судья: