Решение по делу № 2-20/2019 (2-389/2018;) ~ М-439/2018 от 04.12.2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2019 г. Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Семеновой О.В.,

при секретаре Карповой Л.В.,

с участием прокурора Ярославцевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-20/2019 по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Брусничка», Администрации Казачинско-Ленского муниципального района о возложении обязанностей оборудовать здания образовательного учреждения устройствами молниезащиты, профинансировать мероприятия по оборудованию зданий образовательного учреждения устройствами молниезащиты,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Брусничка» о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения устройством молниезащиты с получением технического проекта молниезащиты. В обоснование указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении прав и законных интересов несовершеннолетних на охрану жизни, здоровья в деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории района. В результате проверки выявлено, что в здании МДОУ д/с «Брусничка» в нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 280, отсутствует устройство молниезащиты. Таким образом, администрацией образовательного учреждения должным образом не принимаются необходимые, эффективные меры, чем нарушаются права и охраняемые законом интересы детей на сохранение и укрепление здоровья во время воспитательного, образовательного процессов. В этой связи имеется необходимость обязать МДОУ д/с «Брусничка» оборудовать здание образовательного учреждения устройством молниезащиты в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 № 280, с получением технического проекта молниезащиты, согласованного с энергоснабжающей организацией, инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства молниезащиты.

В ходе судебного разбирательства прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области, уточнив требование в интересах неопределенного круга лиц, просил возложить на МДОУ д/с «Брусничка» обязанность оборудовать здания образовательного учреждения (корпусы №№ 1, 2, 3, 4, 5), расположенные по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, р.п. Магистральный, ул. Пионерская, 10, устройствами молниезащиты в срок до 31.12.2019, возложить на Администрацию Казачинско-Ленского муниципального района обязанность профинансировать мероприятия по оборудованию зданий образовательного учреждения (корпусов №№ 1, 2, 3, 4, 5), расположенных по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, р.п. Магистральный, ул. Пионерская, 10, устройствами молниезащиты в срок до 30.11.2019.

Определением о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству от 07.12.2018 к участию в деле по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Отдел образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района.

Определением суда от 15.01.2019 к участию в деле по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц в качестве соответчика привлечена Администрация Казачинско-Ленского муниципального района.

В судебном заседании прокурор Ярославцева А.В., действующая на основании поручения, исковые требования к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Брусничка» о возложении обязанности оборудовать здания образовательного учреждения (корпусы №№ 1, 2, 3, 4, 5), расположенные по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, р.п. Магистральный, ул. Пионерская, 10, устройствами молниезащиты в срок до 31.12.2019, к Администрации Казачинско-Ленского муниципального района о возложении обязанности профинансировать мероприятия по оборудованию зданий образовательного учреждения (корпусов №№ 1, 2, 3, 4, 5), расположенных по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, р.п. Магистральный, ул. Пионерская, 10, устройствами молниезащиты в срок до 30.11.2019 поддержала по изложенным в исковом заявлении, уточнении к нему основаниям.

Представитель ответчика МДОУ д/с «Брусничка» в суде не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель соответчика Администрации Казачинско-Ленского муниципального района в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что согласен с требованиями прокурора о том, что здание должно быть оборудовано устройством молниезащиты, но на это требуется вложение средств, проведение мероприятий по поиску специализированных бригад, разработка и утверждение проектно-сметных документаций. Проведение этих мероприятий возможно в срок до 31.12.2019.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Отдела образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что согласен с требованиями прокурора, здание должно быть оборудовано устройством молниезащиты, что возможно реализовать в срок до 31.12.2019.

Выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, обязательства по выполнению которой взяла на себя Российская Федерация.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

Из пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (пункт 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 28 указанного Федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 указанного Федерального закона).

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.

В силу статьи 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Статьей 48 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров. Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 указанного Закона исключение условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания должно достигаться, в том числе, путем устройства молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования.Устройство системы молниезащиты предусмотрено на момент разрешения спора Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280 (СО 153-34.21.122-2003).

Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий образовательных учреждений, с учетом требований СО 153-34.21.122-2003.

На основании Инструкции устройство молниезащиты - система, позволяющая защитить здание или сооружение от воздействий молнии. Она включает в себя внешние и внутренние устройства.

Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденным Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6, потребитель обязан обеспечить эксплуатацию устройств молниезащиты.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений.

Судом установлено, что Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Брусничка» является некоммерческой организацией, по своей организационно-правовой форме относится к казенным учреждениям по типу - дошкольной образовательной организацией (пункт 1 раздела 1 «Общие положения» Устава МДОУ д/с «Брусничка»); целью деятельности Детского сада является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (пункт 1 раздела 2 «Предмет и цели деятельности, компетенция и ответственность» Устава МДОУ д/с «Брусничка»);

учредителем и собственником имущества Детского сада является муниципальное образование Иркутской области «Казачинско-Ленский район»; функции и полномочия Учредителя, за исключением принятия решения о создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации Учреждения, осуществляет Отдел образования администрации Казачинско-Ленского муниципального района; функции и полномочия Собственника имущества Учреждения осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Казачинско-Ленского муниципального района (пункты 5, 6, 7 раздела 1 «Общие положения» Устава).

Детский сад обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании (пункт 10 раздела 2 «Предмет и цели деятельности, компетенция и ответственность» Устава).

Детский сад несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье воспитанников, работников (пункт 11 раздела 2 «Предмет и цели деятельности, компетенция и ответственность» Устава).

По сообщению заведующей МДОУ д/с «Брусничка» Матвеевой А.В. от 31.10.2018, в ДОУ отсутствует устройство молниезащиты.

По сообщению заведующей МДОУ д/с «Брусничка» Матвеевой А.В. от 18.02.2019, здания образовательного учреждения (5 корпусов) введены в эксплуатацию в 1977 году, капитальный ремонт в корпусе № 2 проводился в 2016 году, ремонт крыш на корпусах №№ 2, 3, 4 производился в 2016-2017 годах.

Согласно Положению об Администрации Казачинско-Ленского муниципального района, определяющему порядок ее организации и деятельности, Администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Казачинско-Ленский район», наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.

К числу полномочий Администрации Казачинско-Ленского муниципального района отнесены: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных учреждениях.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Брусничка», Администрации Казачинско-Ленского муниципального района о возложении обязанностей оборудовать здания образовательного учреждения устройствами молниезащиты, профинансировать мероприятия по оборудованию зданий образовательного учреждения устройствами молниезащиты подлежащими удовлетворению.

В МДОУ д/с «Брусничка» отсутствует устройство молниезащиты.

Доказательства наличия молниезащитных устройств на зданиях МДОУ д/с «Брусничка» (корпусах №№ 1, 2, 3, 4, 5) стороной ответчика суду не представлены.

Отсутствие в общеобразовательном учреждении устройства молниезащиты снижает уровень общедоступности и безопасности дошкольного образования детей, что отрицательно сказывается на защищенности детей, работников детского сада и иных лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение их права на охрану жизни и здоровья. Необеспечение пожарной безопасности может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб их имуществу.

Здание детского сада введено в эксплуатацию в 1977 году. Несмотря на это, нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение безопасности зданий на дату ввода в эксплуатацию зданий МДОУ д/с «Брусничка», предусматривали устройство молниезащиты зданий и сооружений.

Так, постановлением Госстроя СССР от 22.06.1977 утверждена Инструкция по проектированию и устройству молниезащиты зданий и сооружений, СН 305-77.

Требования указанной инструкции должны были выполняться при проектировании и устройстве молниезащиты новых, реконструируемых и расширяемых зданий и сооружений. Требования инструкции не распространялись на проектирование и устройство молниезащиты электростанций, электрических подстанций и воздушных линий электропередачи, контактных сетей, радио и телевизионных антенн, телеграфных, телефонных и радиотрансляционных линий, а также зданий и сооружений, эксплуатация которых связана с применением, производством или хранением взрывчатых веществ (пункт 1.1 Инструкции).

Таким образом, при строительстве и проектировании зданий детского сада подлежали установке молниезащитные устройства в соответствии с действующим на тот период времени законодательством.

Инструкция по устройству молниезащиты зданий, утвержденная Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280, СО 153034.21.122-2003, применима к спорным отношениям, учитывая тот факт, что корпуса МДОУ д/с «Брусничка» введены в эксплуатацию в 1977 году, так как положения действующего законодательства о техническом регулировании и противопожарной безопасности не освобождают от устройства молниезащиты в зданиях МДОУ д/с «Брусничка».

Поскольку стороной ответчика на основании статьи 56 ГПК РФ не представлены доказательства, подтверждающие наличие молниезащитных устройств на зданиях детского сада, выполненных в соответствии с СН 305-77, суд, руководствуясь требованиями противопожарной безопасности, приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области.

Учитывая, что Администрация Казачинско-Ленского муниципального района является учредителем МДОУ д/с «Брусничка», суд приходит к выводу о необходимости возложения на нее обязанности по финансированию мероприятий по оборудованию зданий МДОУ д/с «Брусничка» устройствами молниезащиты.

Государственная пошлина, от уплаты которой прокурор в силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 НК РФ освобожден, органы местного самоуправления в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ освобождены, на основании части 1 статьи 103 ГПК РФ, пункта 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ подлежит взысканию с ответчика МДОУ д/с «Брусничка», не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в размере 6000 руб. в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Брусничка», Администрации Казачинско-Ленского муниципального района о возложении обязанностей оборудовать здания образовательного учреждения устройствами молниезащиты, профинансировать мероприятия по оборудованию зданий образовательного учреждения устройствами молниезащиты удовлетворить.

Возложить на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Брусничка», Администрацию Казачинско-Ленского муниципального района обязанность оборудовать здания образовательного учреждения (корпусы №№ 1, 2, 3, 4, 5), расположенные по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, р.п. Магистральный, ул. Пионерская, 10, устройствами молниезащиты в срок до 31.12.2019, профинансировав мероприятия по оборудованию не позднее 30.11.2019.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Брусничка» государственную пошлину в бюджет Казачинско-Ленского муниципального района в размере 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий

2-20/2019 (2-389/2018;) ~ М-439/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области
Ответчики
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Брусничка"
Другие
Администрация Казачинско-Ленского района
Суд
Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области
Судья
Семёнова Ольга Викторовна
Дело на странице суда
kazachinsko-lenynsky--irk.sudrf.ru
04.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2018Передача материалов судье
07.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2018Судебное заседание
26.12.2018Судебное заседание
15.01.2019Судебное заседание
30.01.2019Судебное заседание
07.02.2019Судебное заседание
20.02.2019Судебное заседание
20.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2020Дело оформлено
16.12.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее