Дело № 2-332/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 июля 2013 годаВуктыльский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Явоненко М.Ю.,
при секретаре Окромелидзе Н.Н.,
с участием помощника прокурора г. Вуктыл Республики Коми Степанова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Вуктыле гражданское дело по заявлению прокурора г. Вуктыл в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Усть-Соплеск» об обязании размещения сведений о деятельности органов местного самоуправления в сети «Интернет»,
установил:
прокурор г. Вуктыл обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Усть-Соплеск» об обязании размещения сведений о деятельности органов местного самоуправления в сети «Интернет».
В судебном заседании помощник прокурора г. Вуктыл заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации СП «Усть-Соплеск» ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие, исковые требования признают.
Заслушав доводы помощника прокурора г. Вуктыл, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
в судебном заседании установлено, что администрация СП «Усть-Соплеск» расположена по адресу: <адрес> на основании Устава МО СП «Усть-Соплеск» принятого решением Совета сельского поселения 20.12.2005 № 1-3/4 (в редакции Решения № 111-09/31 от 26.03.2011), является исполнительно-распорядительным органом СП «Усть-Соплеск», наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законодательством Российской Федерации и Республики Коми. Администрация СП «Усть-Соплеск» обладает правами юридического лица (л.д.37-38).
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, ели иное не предусмотрено законом.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления является одним из основных принципов противодействия коррупции.
В соответствии с п.п. 4, 5 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия органов местного самоуправления; информации о состоянии окружающей среды; информации о деятельности органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну); иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, к информации о своей деятельности на русском языке в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности органов местного самоуправления регламентируются Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Закон № 8-ФЗ).
В силу ст. 6 Закона № 8-ФЗ одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».
Органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района (часть 1 статьи 10 Закона № 8-ФЗ).
Статьей 13 Закона № 8-ФЗ предусмотрен перечень сведений о деятельности органов местного самоуправления и порядок размещения такой информации в сети «Интернет»: состав сведений, подлежащих обязательному размещению (ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ), иная информация о деятельности органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 13 Закона № 8-ФЗ).
В силу ч. 3 ст. 13, ч. 7 ст. 14 Закона № 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Вместе с тем из анализа данного постановления и результатов мониторинга сайта МО МР «Вуктыл» (доменное имя http://vuktyl.com/) следует, что информация о деятельности органов местного самоуправления СП «Усть-Соплеск» не размещена, с нарушением следующих требований ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»:
- отсутствует наименование и структура органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления (пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ);
- сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ);
- отсутствуют сведения о руководителях государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них) (пп. «д» п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ);
- отсутствуют перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций (пп. «е» п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ);
- фактически отсутствует информация о муниципальных правовых актах, изданных органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ);
- отсутствует порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов (пп. «е» п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ);
- отсутствует информация об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ);
- отсутствует информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ);
- отсутствуют тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления (п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ)
- отсутствуют статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления (пп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ);
- отсутствуют сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств (пп. «б» п. 7 ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ);
- отсутствуют сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (пп. «в» п. 7 ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ);
- отсутствует порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность (пп. «а» п. 9 ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ);
- отсутствуют сведения о руководителе подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера (пп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ);
В соответствии с п. 7 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Допущенные нарушения требований федерального законодательства нарушения действующего Законодательства и влекут ущемление прав граждан, организаций, общественных объединений на открытость, доступность, достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления СП «Усть-Соплеск».
В соответствии со ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Поскольку нарушены права и законные интересы граждан, круг которых не определен, заявление предъявляется прокурором.
Руководствуясь ст. ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
требования прокурора г. Вуктыл Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Усть-Соплеск» об обязании размещения сведений о деятельности органов местного самоуправления в сети «Интернет» - удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Усть-Соплеск» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить сведения о деятельности органов местного самоуправления в сети «Интернет» в соответствии с перечнем, предусмотренным ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба или представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца с момента провозглашения через Вуктыльский городской суд Республики Коми.
Судья: М.Ю. Явоненко