РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 августа 2014 г. г. Ставрополь
Судья Промышленного районного суда г. Ставрополя Коваленко О.Н.
при секретаре Сидельниковой А.П.,
с участием представителя заявителя – прокурора отдела по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, законностью правовых актовЯриджанова А.В.,
представителей заинтересованного лица – министерства экономического развития <адрес> – Балычевой Т.В. и Кузнецовой И.В., действующих на основании доверенностей,
заинтересованного лица – Шурупова П.В.,
представителя заинтересованного лица Шурупова П.В. – Дагировой Р.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление первого заместителя прокурора <адрес> Щербакова В.А. о признании незаконными действий министерства экономического развития <адрес>, выразившихся в нарушении норм Закона № 79-ФЗ и <адрес> № 4-кз при рассмотрении вопроса о соответствии Шурупова П. В. занимаемой должности начальника отдела проведения торгов министерства экономического развития <адрес> и назначении его дата на данную должность в связи с его несоответствием квалификационным требованиям для занятия названной должности (отсутствие необходимого стажа работы гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки); а также возложении на министерство экономического развития <адрес> обязанности устранить нарушения требований ч.ч.1 и 5 ст. 12 Закона № 79-ФЗ и п. 2 ч. 4 ст. 7 Закона СК № 4-кз, повлекшие назначение Шурупова П.В. на вышеуказанную должность,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с вышеуказанным заявлением, впоследствии уточненным, указав в обоснование, что прокуратурой края проведена проверка обращения о незаконности назначения на должность начальника отдела проведения торгов министерства экономического развития <адрес> Шурупова П. В., дата года рождения. В ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона от дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Установлено, что на вышеуказанную должность Шурупов П.В. назначен приказом министра экономического развития <адрес> от дата № 177/к. Данное решение принято в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 22 и ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ в связи с упразднением государственного органа и предоставлением гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.
Таким образом, Шурупов П.В. назначен на должность начальника отдела проведения торгов Министерства, в связи с упразднением с дата комитета <адрес> по государственному заказу (далее - Комитет), в котором он с дата занимал должность начальника отдела размещения документации о заказах.
Вместе с тем при назначении Шурупова П.В. на главную должность в упраздняемом государственном органе допущены грубые нарушения законодательства о государственной гражданской службе, которые выразились в следующем.
В соответствии с ч. 1 ст. 3, п. 4 ст. 4, ч.ч. 1 и 5 ст. 12 Закона № 79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы по обеспечению исполнения полномочий, в том числе, государственных органов субъектов Российской Федерации. Принципами гражданской службы являются профессионализм и компетентность гражданских служащих. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки. Квалификационные требования для гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 7 Закона Ставропольского края от 01.03.2005 № 4-кз «О некоторых вопросах государственной гражданской службы Ставропольского края» для замещения должностей гражданской службы главной группы установлены следующие квалификационные требования: 1) не менее трех лет стажа гражданской службы или; 2) не менее четырех лет стажа работы по специальности, направлению подготовки.
В результате изучения соответствия кандидатуры Шурупова П.В. квалификационным требованиям по стажу гражданской службы установлено, что на дату проведения конкурса на замещение должности начальника отдела размещения документации о заказах - с 23 июля по дата Шурупов П.В. имел стаж гражданской службы9 месяцев 15 дней, т.е. с дата по 23.07.2014.
При изучении соответствия кандидатуры Шурупова П.В. квалификационным требованиям по стажу работы по специальности, направлению деятельности установлено следующее.
В силу утратившего действие с 01.09.2013 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», действующего Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Минобра России от 12.09.2013 № 1061 термин «специальность» применяется исключительно при получении высшего профессионального образования в форме специалитета, а термин «направление подготовки» при получении высшего профессионального образования в форме бакалавриата и магистратуры.
В целях эффективного государственного управления и обеспечения поступления на государственную гражданскую службу граждан, обладающих необходимыми профессиональным образованием, стажем гражданской службы или стажем (опытом) работы по специальности, направлению подготовки, Минтрудом Р. утвержден Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы, пунктом 3.2 которого установлено, что в стаж (опыт) работы по специальности (направлению подготовки) включаются те периоды трудовой деятельности после получения документа об образовании и о квалификации, которые соответствуют конкретной специальности (направлению подготовки), указанной в данном документе и необходимой для замещения должности гражданской службы в рамках соответствующего направления деятельности (специализации по направлению деятельности).
В результате изучения стажа работы Шурупова П.В. по специальности, направлению подготовки установлено, что последний обучался по очной форме в ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственной аграрный университет», где дата ему присуждена квалификация «Экономист» по специальности «Финансы и кредит». По направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры он не обучался.
Таким образом, стаж работы по специальности Шурупова П.В. на момент проведения конкурса на должность начальника отдела размещения документации о заказах Комитета составлял 9 месяцев 15 дней, т.е. с дата по 23.07.2013.
С учетом изложенного на дату проведения конкурса на должность начальника отдела размещения документации о заказах, а также на дату подведения его итогов Шурупов П.В. не имел стажа работы гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
Опрошенная в прокуратуре края по вышеуказанным обстоятельствам начальник отдела правовой и кадровой работы Комитета Пегишева А.В., председательствовавшая на заседании конкурсной комиссии 03.09.2013, пояснила, что трудовой стаж Шурупова П.В. исчислялся путем сложения периодов его работы до получения им высшего образования: в ООО «Апрель», ООО «Реклама Сервис», ООО «Торгстекло», где была получена практика по направлению подготовки (под стажем по направлению подготовки ею понимается работа на должностях, связанных с экономикой, без получения высшего образования); а также периода работы по специальности (после получения диплома) в министерстве экономического развития <адрес> и Комитете. При этом период работы в ООО «Печатный двор» при подсчете стажа не использовался, поскольку Шурупов П.В. на этом предприятии работал инженером, что требовало наличие высшего технического образования.
Считает, что изложенный Пегишевой А.В. порядок исчисления стажа, использовавшийся при проведении и подведении итогов конкурса, противоречит законодательству.
Во-первых, стаж работы по специальности (направлению подготовки) требует наличия высшего профессионального образования, что подтверждается соответствующим дипломом.
Во-вторых, в силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в трудовой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно информации ГУ УПФ РФ по <адрес> на лицевой счет Шурупова П.В. не перечислялись необходимые платежи и сборы в период его работы в ООО «Апрель», ООО «Печатный двор», ООО «Торгстекло».
Из объяснений руководителей ООО «Апрель» и ООО «Печатный двор» следует, что, действительно, в трудовой книжке на имя Шурупова П.В. ими проставлены сведения о наличии трудовых отношений с Шуруповым П.В. Однако Шурупов П.В. приходил на работу эпизодически, как их знакомый. У них была договоренность, что в случае нахождения клиента, Шурупов П.В. получал с заказа, как правило, 10 %. В данных случаях не имели место отношения работодатель - работник, какие указаны в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Следовательно, указанные периоды работы в общий трудовой стаж не засчитываются.
В-третьих, Комитетом при подготовке конкурсной документации и исчислении стажа работы Шурупова П.В. допущена арифметическая ошибка.
Согласно конкурсной документации на замещение вакантной должности начальника отдела размещения документации о заказах Комитета стаж по специальности Шурупова П.В. составляет 4 года 10 месяцев.
Однако Шурупов П.В. осуществлял трудовую деятельность в ООО «Апрель» с дата по 26.02.2010, ООО «Реклама Сервис» с дата по 01.01.2012, ООО «Торгстекло» с дата по 07.10.2012, министерстве экономического развития <адрес> с дата по 07.06.2013, Комитете с дата по 03.09.2013, что составляет 3 года 11 месяцев 17 дней (на дату подачи заявления об участии в конкурсе от 02.08.2013), а не как указано в конкурсной документации - 4 года 10 месяцев.
Таким образом, Шурупов П.В. назначен на должность начальника отдела размещения документации о заказах Комитета незаконно, при отсутствии стажа гражданской службы не менее 3 лет или стажа работы по специальности, направлению подготовки не менее 4 лет.
Как указано выше, в последствии Шурупов П.В. назначен на должность начальника отдела проведения торгов Министерства в связи с упразднением Комитета без проведения конкурса.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 22 и ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ государственно-гражданские отношения с государственным служащим продолжаются с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.
Согласно ч. 6 ст. 12 Закона № 79-ФЗ квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.
В представленных дата в прокуратуру края Квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по должностям государственной гражданской службы <адрес> в Министерстве, утвержденных приказом министра от дата (в редакции приказа от дата № 113/од), требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки не содержатся.
Вместе с тем в прокуратуре края имеется заверенная копия квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по должностям государственной гражданской службы <адрес> в Министерстве, утвержденных приказом министра от дата (в редакции приказа от дата № 113/од), из которых следует, что общим квалификационным требованием к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности для должностей главной группы является - не менее 4 лет стажа гражданской службы или не менее 5 лет стажа работы по специальности.
Таким образом, при назначении Шурупова П.В. на должность начальника отдела размещения документации о заказах Комитета и начальника отдела проведения торгов Министерства грубо нарушены квалификационные требования для гражданских служащих данной категории.
С учетом этого, а также особой важности вопросов размещения заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, оборот которых на территории края составляет сотни миллионов рублей, дальнейшее занятие Шуруповым П.В. должности начальника отдела проведения торгов Министерства является недопустимым, поскольку и на сегодняшний день он не соответствует квалификационным требованиям к занимаемой им должности.
Принимая во внимание, что при назначении Шурупова П.В. на указанную должность допущены такого рода нарушения, Министерство в силу вышеприведенных положений закона обязано рассмотреть вопрос об увольнении Шурупова П.В. с занимаемой должности.
дата по факту вышеуказанных нарушений закона прокуратурой края в Министерство внесено представление, в котором ставился вопрос о соответствии занимаемой должности начальника отдела проведения торгов Шурупова П.В., однако данный вопрос Министерством до настоящего времени не рассмотрен, каких-либо мер для устранения нарушений закона не принято.
Занятие Шуруповым П.В. должности государственного гражданского служащего является существенным нарушением Закона № 79-ФЗ и нарушает право граждан на обеспечение равного доступа к государственной гражданской службе (п. 3 ст. 4 Закона № 79-ФЗ). Кроме того, занятие должности государственного гражданского служащего лицом не соответствующим квалификационным требованиям, соответствующим занимаемой должности, нарушает право жителей Ставропольского края на надлежащее рассмотрение вопросов о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Круг указанных лиц является неопределенным, поскольку число жителей Ставропольского края не является постоянным, изменяется со временем. Кроме того, занятие Шуруповым П.В. должности государственной гражданской службы нарушает интересы Ставропольского края как субъекта Российской Федерации, поскольку вышеуказанная деятельность в Министерстве осуществляется лицом не соответствующим квалификационным требованиям.
В силу особенностей правового статуса государственных гражданских служащих законодатель установил запреты и ограничения при приеме граждан на службу и во время исполнения служебной деятельности. Нарушение установленных законом запретов влечет за собой увольнение служащего с работы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Исходя из правового статуса государственных гражданских служащих, связанного с осуществлением публичных полномочий, требования о прекращении трудового договора с муниципальным служащим в связи с нарушениями закона при заключении, могут быть заявлены прокурором.
Просил признать незаконными действия министерства экономического развития Ставропольского края, выразившиеся в нарушении норм Закона № 79-ФЗ и Закона Ставропольского края № 4-кз при рассмотрении вопроса о соответствии Шурупова П. В. занимаемой должности начальника отдела проведения торгов министерства экономического развития Ставропольского края и назначении его 13.12.2013 на данную должность, в связи с его несоответствием квалификационным требованиям для занятия названной должности (отсутствие необходимого стажа работы гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки).
Возложить на министерство экономического развития Ставропольского края обязанность устранить нарушения требований ч. ч. 1 и 5 ст. 12 Закона № 79-ФЗ и п. 2 ч. 4 ст. 7 Закона СК № 4-кз, повлекшие назначение Шурупова П.В. на вышеуказанную должность, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, просил об их удовлетворении.
Представители заинтересованного лица – министерства экономического развития Ставропольского края против заявленных требований возражали, указав, что Шурупов П. В. с дата был назначен на должность начальника отдела проведения торгов министерства в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 22 и частью 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) в порядке перевода в связи с упразднением комитета Ставропольского края по государственному заказу.
При назначении Шурупова П.В. на должность начальника отдела были учтены требования, установленные частями 1, 3 и 5 статьи 12 Федерального закона, предъявляемые к должностям гражданской службы, а именно: наличие высшего образования, наличие стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки, наличие профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи <адрес> от дата № 4-кз «О некоторых вопросах государственной гражданской службы Ставропольского края» для замещения должности государственной гражданской службы Ставропольского края главной группы должностей категории «руководители» необходимо наличие не менее трех лет стажа государственной гражданской службы или не менее четырех лет стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки.
В соответствии с абзацем первым статьи 66 Трудового кодексом Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности работника и его трудовом стаже является трудовая книжка.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 26 Федерального закона гражданин при заключении служебного контракта в качестве документа, подтверждающего трудовой стаж, обязан представить трудовую книжку.
Согласно трудовой книжке Шурупова П.В. его стаж (опыт) работы по специальности (направлению подготовки) на дата составил 04 года 04 месяца. В стаж (опыт) работы по специальности (направлению подготовки) включены следующие периоды: с дата по дата в должности менеджера ООО «Апрель»; с дата по дата в должности начальника отдела корпоративного развития ООО «Реклама-сервис»; со дата по дата в должности директора ООО «Торгстекло»; с дата по дата в должности главного специалиста министерства экономического развития <адрес>; с дата по дата в должностях заместителя начальника и начальника отдела комитета <адрес> по государственному заказу.
Указывают, что записи в трудовой книжке являются оригинальными, без помарок и исправлений, никем не оспорены, в связи с чем приняты министерством к зачету в общий трудовой стаж в качестве достоверных. Кроме того, данными организациями подтвержден период работы Шурупова П.В. в должностях, указанных в трудовой книжке (министерству представлены соответствующие справки о работе Шурупова П.В.).
Указывают, что законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края не установлен специальный порядок зачета периодов работы гражданина в стаж (опыт) работы по специальности (направлению подготовки) при назначении на должность государственной гражданской службы, как и не установлена временная связь между получением соответствующего образования и наличием трудового стажа (опыта) по специальности (направлению подготовки).
По вопросу отсутствия перечислений необходимых платежей и сборов в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении Шурупова П.В. за период его работы в ООО «Апрель» и ООО «Торгстекло» пояснили, что с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от дата № 9-п, уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, возлагается на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Считают, что Шурупов П.В. дата был назначен на должность начальника отдела в министерстве в соответствии с установленными Федеральным законом и Законом Ставропольского края «О некоторых вопросах государственной гражданской службы Ставропольского края» требованиями.
Просили отказать в удовлетворении заявленных первым заместителем прокурора Ставропольского края В.А. Щербаковым требований в полном объеме.
В судебном заседании заинтересованное лицо Шурупов П.В. и его представитель Дагирова Р.С. против заявленных требований возражали и пояснили, что дата Шурупов П. В. был назначен на должность начальника отдела проведения торгов министерства экономического развития Ставропольского края с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.
Считают, что прокурор не представил каких-либо доказательств незаконности замещения Шуруповым П.В. должности начальника отдела проведения торгов, а также того, что Шурупов П.В. в силу своих профессиональных знаний и навыков, качества выполнения возложенных на него обязанностей, наличия высшего образования и соответствующего стажа работы по специальности, не имеет возможности дальше на профессиональном уровне продолжать работу на занимаемой должности надлежащим образом рассматривая вопросы о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Подтверждением того обстоятельства, что он соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым законом к соответствующей занимаемой им должности, является характеристика с места работы.
Шурупов П.В. считает необоснованными доводы прокурора о том, что стаж работы по специальности требует наличие высшего профессионального образования, что подтверждается соответствующим дипломом.
Указывает, что законодательством Российской Федерации не установлен специальный порядок зачета периодов работы гражданина в стаж (опыт) работы по специальности (направлению подготовки) при назначении на должность государственной гражданской службы, как и не установлена временная связь между получением соответствующего образования и наличием трудового стажа (опыта) по специальности (направлению подготовки). Соответственно исчисление стажа такой работы не зависит от обязательного наличия высшего профессионального образования, подтвержденного соответствующим дипломом.
Указывают, что согласно Закону о государственной гражданской службе в числе квалификационных требований к должностям гражданской службы указан стаж (опыт) работы по специальности. Однако данные понятия законодателем точно не определены, исчисление стажа работы по специальности осуществляется периодами тех работ, которые имеют признаки трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
Кроме того, считают необоснованными утверждения прокурора о допущенной арифметической ошибке при подсчете стажа работы.
Согласно трудовой книжке серии ТК №0345629, выданной дата стаж (опыт) Шурупова П.В. работы по специальности на дата (дата назначения на должность начальника отдела в министерстве) составил 04 года 04 месяца.
В стаж работы по специальности согласно записям в указанной трудовой книжке включены следующие периоды: с дата по дата в должности менеджера производственного отдела ООО «Апрель» (1 год 4 месяца 3 дня); с дата по дата в должности начальника отдела корпоративного развития ООО «Реклама-Сервис» (1 год 16 дней); с дата по дата в должности директора ООО «Торгстекло» (9 месяцев 5 дней); с 08 10.2012 года по дата в должности главного специалиста Министерства экономического развития Ставропольского края (7 месяцев 29 дней); с дата по дата в должностях заместителя начальника и начальника отдела комитет Ставропольского края по государственному заказу 6 месяцев 3 дня), что в сумме дает требуемый стаж.
Считают, что на должность начальника отдела размещения документации о заказах комитета Ставропольского края по государственному, Шурупов П.В. был назначен в соответствии с законом, после прохождения конкурса, по результатам которого установлено, что он имеет достаточный уровень знаний для замещения должности начальника отдела размещения документации о заказах,был оценен его профессиональный уровень как претендента на замещение должности гражданской службы, его соответствие установленным квалификационным требованиям к должностям гражданской службы, наличие у него необходимого стажа (опыта) работы по специальности, высшего образования и профессиональных знаний, умений и навыков, способных обеспечить эффективную реализацию задач и функций государственного органа. Процедура проведения конкурса соблюдена, во внимание конкурсной комиссией приняты профессиональные и личностные качества всех претендентов, победитель конкурса определялся по суммарному количеству баллов, при этом Шурупов П.В. при проведении конкурса находился в равном положении с другими кандидатами.
Кроме того, указывают, что неисполнение работодателем своих обязанностей по уплате страховых взносов не означает отсутствие трудовой деятельности и соответствующего стажа работы Шурупова П.В.
Ссылаются на то, что в соответствии с действующим законодательством, обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации по представлению сведений об уплачиваемых страховых взносах и страховом стаже в органы Пенсионного фонда Российской Федерации возложена на страхователя.
Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, возлагается на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Считают, что отсутствие соответствующих сведений на индивидуальном лицевом счете Шурупова П.В. свидетельствует лишь о неисполнении работодателем установленной законом обязанности, и не может служить подтверждением отсутствия у него стажа, и как следствие не может препятствовать реализации его права, гарантированного Конституцией РФ на равный доступ к государственной гражданской службе.
Просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд, выслушав заявителя, заинтересованных лиц и их представителей, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с частью 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Шурупов П.В. принят на работу в министерство экономического развития <адрес> на должность начальника отдела проведения торгов с дата приказом министра от дата № 177/к на основании личного заявления Шурупова П.В. и в соответствии с п. 4 ч.22 ст. 22 и ч. 1ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Должность начальника отдела проведения торгов в министерстве экономического развития Ставропольского края образовалась в связи с упразднением комитета Ставропольского края по государственному заказу и передачей его функций министерству экономического развития Ставропольского края на основании Постановления Губернатора Ставропольского края от 14.10.2013 г. № 821 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в Ставропольском крае».
Должностной регламент государственного гражданского служащего Ставропольского края, замещающего должность начальника отдела проведения торгов министерства экономического развития Ставропольского края, утвержден министром дата
Указанный регламент определяет группу и категорию должности начальника отдела проведения торгов министерства экономического развития Ставропольского края, организацию и порядок профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего, замещающего указанную должность.
Данный регламент подписан Шуруповым П.В. в качестве начальника отдела проведения торгов министерства экономического развития Ставропольского края, начальником отдела кадрового и документационного обеспечения, а также начальником отдела правового обеспечения министерства экономического развития Ставропольского края без указания даты подписания.
Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы (ч.1 ст. 31 указанного Закона). Конкурс в данном случае не проводится (п.4 ч. 2 ст. 22 указанного Закона).
При этом закон предусматривает обязанность представителя нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п.5 ст. 31 Федерального закона № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 5 ст. 7 Закона Ставропольского края № 4-КЗ «О некоторых вопросах государственной гражданской службы Ставропольского края», квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом соответствующего государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.
В нарушение указанных норм, Шурупов П.В. принят на работу в министерство экономического развития Ставропольского края на должность начальника отдела проведения торгов ранее, чем утвержден должностной регламент государственного гражданского служащего Ставропольского края, замещающего должность начальника отдела проведения торгов министерства экономического развития Ставропольского края, который определяет группу и категорию должности начальника отдела проведения торгов министерства экономического развития Ставропольского края (соответственно требования к стажу), требования к претенденту на указанную должность, организацию и порядок профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего, замещающего указанную должность.
На момент принятия Шурупова П.В. на указанную должность у министерства экономического развития Ставропольского края отсутствовала возможность в установленный законом срок предложить Шурупову П.В. вакантную должность начальника отдела проведения торгов министерства экономического развития Ставропольского края, а также проверить соответствие кандидатуры Шурупова П.В. с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы, в связи с тем, что требования к данной должности были утверждены после приема на работу Шурупова П.В.
В связи с изложенным, требования прокурора в части признания действий министерства экономического развития Ставропольского края, несоответствующими Федеральному закону № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Закону Ставропольского края № 4-КЗ «О некоторых вопросах государственной гражданской службы Ставропольского края» при назначении Шурупова П. В. на должность начальника отдела проведения торгов министерства экономического развития Ставропольского края, подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования прокурора о признании незаконными действий министерства экономического развития Ставропольского края при назначении Шурупова П. В. дата на должность начальника отдела проведения торгов министерства экономического развития <адрес>, в связи с его несоответствием квалификационным требованиям для занятия названной должности (отсутствие необходимого стажа работы гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки); а также возложении на министерство экономического развития <адрес> обязанности устранить нарушения требований ч.ч.1 и 5 ст. 12 Закона № 79-ФЗ и п. 2 ч. 4 ст. 7 Закона СК № 4-кз, повлекшие назначение Шурупова П.В. на вышеуказанную должность, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Как следует из материалов дела, трудовая деятельность Шурупова П.В. началась дата в ООО «Апрель» в должности менеджера производственного отдела, в которой он проработал по дата года. В период с дата по дата Шурупов П.В. работал в должности инженера производственного отдела ООО «Печатный двор», затем с дата по дата в должности начальника отдела корпоративного развития ООО «Реклама-сервис», со дата по дата Шурупов П.В. работал директором ООО «Торгстекло». С дата путем прохождения конкурсных процедур Шурупов П.В. был принят на должность главного специалиста отдела по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. В данной должности Шурупов П.В. проработал до дата года. дата он был назначен на должность заместителя начальника отдела размещения документации о заказах комитета <адрес> по государственному заказу, а дата назначен начальником данного отдела. Последние два назначения Шурупова П.В. также состоялись после прохождения конкурсных процедур. дата Шурупов П.В. был назначен на должность начальника отдела проведения торгов министерства экономического развития <адрес>.
Во всех случаях поступления на государственную гражданскую службу (и в министерство экономического развития и в комитет <адрес> по государственному заказу) при исчислении трудового стажа (опыта) работы Шурупова П.В. по специальности (направлению деятельности) был исключен период работы Шурупова П.В. в должности инженера производственного отдела ООО «Печатный двор», как стаж (опыт) работы, несоответствующий направлению деятельности.
Довод прокурора о том, что в стаж (опыт) работы по специальности (направлению деятельности) не могут включаться периоды работы до получения высшего образования по данной специальности, не может быть принят во внимание судом по следующим основаниям.
Так, согласно ст. 21 Закона «О государственной гражданской службе российской Федерации» на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным указанным Законом.
В число квалификационных требований к должностям гражданской службы согласно ст. 12 Закона о государственной гражданской службе входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или к стажу (опыту) работы по специальности для гражданских служащих субъекта РФ устанавливаются законом субъекта РФ. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.
Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для государственных гражданских служащих субъектов РФ подтверждаются записями в трудовой книжке и устанавливаются законодательством соответствующих субъектов РФ с учетом положений Указа Президента РФ от 27.09.2005 года №1131.
Государственные гражданские служащие должны обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, способными обеспечить эффективную реализацию задач и функций государственного органа. Эти знания и навыки проверяются при прохождении гражданской службы путем применения кадровых технологий (конкурс на замещение вакантной должности, аттестация, временное замещение должностей, работа с кадровым резервом и т.д.).
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 7 Закона Ставропольского края от 01.03.2005 года № 4-кз «О некоторых вопросах государственной гражданской службы Ставропольского края» для замещения должности государственной гражданской службы Ставропольского края главной группы должностей категории «руководители» необходимо наличие не менее трех лет стажа государственной гражданской службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности, направлению подготовки.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что законодательством Российской федерации и законодательством Ставропольского края не установлен специальный порядок зачета периодов работы гражданина в стаж (опыт) работы по специальности (направлению подготовки) при назначении на должность государственной гражданской службы.
Суд находит необоснованной ссылку прокурора на пункт 3.2. Методического инструментария по установлению квалификационных требований к должностям государственной гражданской службы, которым предлагается порядок определения стажа (опыта) работы по специальности, направлению подготовки, поскольку данный документ не носит нормативно-правового характера.
Рассматривая требования прокурора об исключении из стажа работы Шурупова П.В. периодов работы, за которые работодателем не перечислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд полагает их подлежащими отклонению ввиду следующего.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что страховой стаж учитывается при определении права на трудовую пенсию, а статья 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» дает понятие трудового стажа, учитываемого при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации по представлению сведений об уплачиваемых страховых взносах и страховом стаже в органы Пенсионного фонда Российской Федерации возложена на страхователя (пункт 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» пунктом 1 статьи 11 и статьей 15 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от дата № 9-п уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, возлагается на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
В виду изложенного, наличие периодов трудовой деятельности Шурупова П.В., за которые работодателями не уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, свидетельствует о несоблюдении действующего законодательства конкретным работодателем. Данный вопрос будет разрешаться при исчислении стажа работы при назначении трудовой пенсии Шурупову П.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Требования первого заместителя прокурора Ставропольского края Щербакова В.А. удовлетворить частично.
Признать действия министерства экономического развития Ставропольского края, несоответствующими Федеральному закону № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Закону Ставропольского края № 4-КЗ «О некоторых вопросах государственной гражданской службы Ставропольского края» при назначении Шурупова П. В. на должность начальника отдела проведения торгов министерства экономического развития Ставропольского края.
Обязать министерство экономического развития Ставропольского края устранить допущенные нарушения действующего законодательства о государственной службе.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение месяца.
Судья О.Н. Коваленко
<данные изъяты>