Дело №2-2627/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2015 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Сапрыкиной Е.В.,
при секретаре Минеевой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никулушкиной М.И., Рашкиной Т.А. к Администрации г. Ульяновска о признании постановлений Администрации г. Ульяновска незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Никулушкина М.И. и Рашкина Т.А. обратились в суд с иском к ответчику администрации г. Ульяновска с требованиями, уточненными в ходе судебного разбирательства: признать незаконными постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес> на кадастровом плане», от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес> на кадастровом плане», от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес> на кадастровом плане», а также обязать администрацию г. Ульяновска сформировать земельные участки, расположенные по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес> в исторически сложившихся границах фактического пользования с учетом данных технической инвентаризации (экспликации земельных участков), указанных в технических паспортах дома № по <адрес>, дома № по <адрес>, дому № по <адрес> до границ следующих земельных участков: <адрес> (кадастровый номер №), <адрес> (кадастровый номер №), <адрес> (кадастровый номер №), <адрес> (кадастровый номер №), <адрес> (кадастровый номер №), <адрес> (кадастровые номера №, №, №).
Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление Главы города Ульяновска № «Об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес> на кадастровом плане». В соответствии с указанным постановлением под указанный многоквартирный жилой дом выделен на кадастровом плане земельный участок № минимальной площади (2708 м2), непосредственно прилегающий только к границам здания.
ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление Главы <адрес> № «Об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес> на кадастровом плане». В соответствии с указанным постановлением под указанный многоквартирный жилой дом выделен на кадастровом плане земельный участок № площадью 1878 м2.
ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление Администрации города Ульяновска № «Об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес> на кадастровом плане». В соответствии с указанным постановлением под указанный многоквартирный жилой дом выделен на кадастровом плане земельный участок № площадью 2053 м2.
Информация об опубликовании данных постановления в архиве сайтаофициального средства массовой информации «Ульяновск Сегодня» отсутствует.
При этом между данными земельными участками и сопредельными к ним земельными участками присутствует не разграниченная территория, с момента постройки здания используемая жильцами для размещения элементов благоустройства.
Полагают оспариваемые постановления Главы города Ульяновска и Администрации города Ульяновска принятыми с нарушением требований законодательства, ущемляющими права собственников помещений в многоквартирных домах и подлежащими отмене.
Утвержденные обжалуемыми постановлениями схемы земельных участков не учитывают фактического использования земельных участков, поскольку в состав придомовых территорий не включены следующие элементы благоустройства:
- для многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:<адрес> детская площадка, элементы озеленения (газоны, клумбы, деревья и кустовые посадки), контейнерная площадка для хранения и вывоза ТБО, места парковки (стоянки) автомобилей, проезды, прилегающие к жилому дому со стороны двора;
- для многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:<адрес> элементы озеленения (деревья и кустовые посадки), места парковки (стоянки) автомобилей, проезды;
- для многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу:<адрес> детская площадка, элементы озеленения (деревья и кустовые посадки), места парковки (стоянки) автомобилей, проезды.
Вышеуказанные элементы озеленения высажены жильцами домов, на неразграниченной территории силами жильцов регулярно проводится уборка.
Полагают, что обжалуемыми постановлениями созданы препятствия к осуществлению их прав и свобод, поскольку необоснованно уменьшены объемы общедомовой собственности, а также созданы препятствия для использования элементов благоустройства, фактически облагораживаемых жильцами, поскольку не определен их правовой статус.
Кроме того, при определении схемы расположения земельного участка не было выполнено требование частей 3 и 4 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в нарушение порядка согласования границ земельных участков согласования с лицами, действующими от имени собственников помещений в вышеуказанных жилых домах, не проводилось.
В судебном заседании истица Никулушкина М.И. на исковых требованиях настаивала, пояснив, что проживает в доме <адрес>, данный дом располагается по центру общего двора домов № и № по <адрес> и дома <адрес>. Границы сформированного земельного участка под ее жилым домом и поставленные на кадастровый учет по южной стороне проходят до начала асфальтовой дороги, после которой располагаются гаражи, созданного много лет назад ГСК. Именно с данной границей она не согласна и просит сформировать участок таким образом, чтобы южная граница проходила по границе с участками, обозначенными на публичной кадастровой карте под номерами № и №, по другим границам у нее спора не имеется. В доме <адрес>, кроме квартир, также располагается логопедический центр, в помещении, которое ранее использовалось как детский сад.
Истица Рашкина Т.А. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, пояснив, что также не согласна с поставленной на кадастровый учет южной границей земельного участка под многоквартирным домом № по <адрес>, т.к. она проходит по середине площадки, на которой расположена сушилка для белья и до стоянки автомашин, где паркуют автомобили жители дома, а за поставленной на кадастровый учет границей располагаются в 2 линии гаражи ГСК, между этими линиями гаражей проходит асфальтовая дорога. Просит сформировать земельный участок при доме <адрес> таким образом, чтобы южная граница проходила по границе с участком, обозначенным на публичной кадастровой карте под номером №, по другим границам у нее также спора не имеется.
Представитель истцов на уточненных исковых требованиях настаивал, по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что единый двор жилых домов № и № по <адрес> и дома <адрес> был разделен на 3 земельных участка, при этом ответчиком формирование земельных участков производилось с нарушением постановления Правительства Ульяновской области № от ДД.ММ.ГГГГ. без учета исторически сложившихся границ земельного участка и экспликации земельных участков в технических паспортах жилых домов. При этом вынесение решения нарушает ничьи интересы, т.к. границы земельных участков, принадлежащих третьим лицам не оспариваются, а формирование земельных участок необходимо провести именно до данных границ.
Представитель ответчика администрации г. Ульяновска иск не признала, пояснив, что оспариваемые постановления были вынесены в рамках полномочий, данные постановления были только начальным этапом по формированию земельных участков, и не определяли границы, а непосредственно определением границ земельных участков занимался кадастровый инженер, на основании муниципальных контрактов.
Представитель третьего лица КУГИГ администрации г. Ульяновска в судебное заседание не явился, предоставив отзыв в котором иск не признал по следующим основаниям. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Земельные участки по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес> сформированы на основании постановлений администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ соответственно, поставлены на кадастровый учет.
На основании указанных постановлений администрации города Ульяновска УМУП «<данные изъяты>» и ЗАО «<данные изъяты>» были проведены кадастровые работы по межеванию земельных участков, установлению границ и постановке на кадастровый учет земельных участков по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Комитет не располагает сведениями относительно формирования указанных земельных участков без учета фактического использования земельных участков.
Отмена оспариваемых постановлений администрации города Ульяновска об утверждении схем расположения земельных участков не повлечет за собой изменение границ земельных участков, поскольку они являются сформированными и стоят на кадастровом учете в границах, определенных на основании межевых работ проведенных УМУП «<данные изъяты>» и ЗАО «<данные изъяты>».
Нарушений действующего законодательства администрацией города Ульяновска, при издании оспариваемых постановлений, допущено не было.
Представитель третьего лица Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Ульяновской области» просила дело рассмотреть в свое отсутствие, предоставив письменный отзыв из которого следует, что в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), орган кадастрового учета уполномочен на ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета, а именно выполнение действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества. В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7, 10-21 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости. В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядка документов, если иное не установлено настоящим Законом. В соответствии со ст. 7 Закона о кадастре описание местоположения границ и площадь земельного участка являются его уникальными характеристиками.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2708 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под многоквартирным жилым домом, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ., описания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленного ЗАО «<данные изъяты>». Сведения об объектах капитального строительства, расположенных в пределах границ указанного земельного участка в ГКН отсутствуют.
Согласно ч.5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N189-03 "О введении в действие Жилищного кодекса с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании ч.5 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 Ы189-ФЗ земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном жилом доме.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1878 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под многоквартирным жилым домом со встроенными нежилыми помещениями, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ., описания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленного УМУП «<данные изъяты>». Сведения об объектах капитального строительства, расположенных в пределах границ указанного земельного участка в ГКН отсутствуют.
Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном жилом доме (ст.16 ФЗ №189 от 29.12.2004г.).
Согласно требованиям Приказа Росземкадастра от ДД.ММ.ГГГГ. № включение акта согласования в Описание земельных участков не требовалось.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2053 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под многоквартирным жилым домом, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ., межевого плана б/н от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленного кадастровым инженером Ульяновского филиала ФГУП «<данные изъяты>» ФИО5
Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном жилом доме (ст.16 ФЗ №189 от 29.12.2004г.).
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 642кв.м., разрешенное использование - под административным зданием, расположенный по адресу: <адрес> поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. на основании заявления ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ. №, Постановления главы г. Ульяновска № от ДД.ММ.ГГГГ., Описания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленного УМУП «<данные изъяты>». Площадь указанного земельного участка уточнена на основании заявления ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ. №, межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленного кадастровым инженером УМУП «<данные изъяты>» ФИО7 На указанный земельный участок зарегистрировано право собственности за Аксеновым А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью1500 кв.м., разрешенное использование - многоквартирные жилые дома, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. на основании заявления СЭК «<данные изъяты>» (ИНН № от 15.03.2005г. №, Постановления мэра от ДД.ММ.ГГГГ. №, Описания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленного УМУП «<данные изъяты>». На указанный земельный участок зарегистрировано право собственности за ООО «Строительная компания Билдинг Групп» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 16540 кв.м., разрешенное использование - для размещения здания гостиницы, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. (дата постановки по документу ДД.ММ.ГГГГ.) на основании Перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала №, утвержденного руководителем горкомзема г.Ульяновска (реквизиты правоустанавливающего документа А1 № от ДД.ММ.ГГГГ.). Границы указанного земельного участка уточнены на основании заявления ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ. №, межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленного кадастровым инженером УМУП «<данные изъяты>» ФИО7 После уточнения площадь указанного земельного участка составила 17203 кв.м. По сведениям ЕГРП на указанный земельный участок зарегистрировано право аренды за ОАО «Гостиница «Венец» и ООО «Новый Венец» от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Земельные участки с кадастровым номером № и №, площадью 14266 кв.м, и 2080 кв.м, соответственно, разрешенное использование - для размещения здания гостиницы, расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. на основании заявления ОАО «Гостиница «Венец» (ИНН №) от ДД.ММ.ГГГГ. №, межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленного кадастровым инженером ОАО «<данные изъяты>» ФИО9 Сведения об объектах капитального строительства, расположенных в пределах границ указанных земельных участков, в ГКН отсутствуют. Указанные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №.
В соответствии с ч.4 ст.24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «Огосударственном кадастре недвижимости» внесенные в ГКН сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении двух лет со дня постановки его на учет земельного участка, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из ГКН.
До настоящего времени сведения о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами № и № в орган кадастрового учета не поступали.
В соответствии с ч.1 ст.39 Закон о кадастре местоположение границ земельныхучастков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования, аренды сроком более чем на пять лет в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ уточняемого земельного участка или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Согласование границ в соответствии с п.1 ст.39 Закона о кадастре осуществляется только в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с п.83 Приказа в случае, если межевой план оформляется врезультате кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков, на обороте Чертежа оформляется акт согласования местоположения границы земельного участка (далее - Акт согласования).
При проведении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером №, местоположение границ смежных с ним земельных участков не уточнялось, границы земельных участков с кадастровыми номерами №, № являются ранее установленными, следовательно, согласования границ не требуется.
При осуществлении учетных действий в отношении вышеуказанных земельных участков органом кадастрового учета осуществлялась проверка представленных заявителем документов на соответствие их требованиям Приказа Росземкадастра от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет», Приказа Минэкономразвития № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», а также наличие оснований для принятия решений о приостановлении, либо отказе в осуществлении кадастрового учета, предусмотренных ст.ст.26, 27 Закон о кадастре.
При проведении государственного кадастрового учета земельного участка скадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером № оснований для принятия решения о приостановлении, либо отказе органом кадастрового учета выявлено не было.
Третье лицо Аксенов А.В. и представитель третьего лица АО «Банк «Венец» в судебное заседание не явились, о слушании извещались.
Представитель третьего лица ОАО «Гостиница «Венец» иск не признала, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве из которого следует, что постановления Главы г. Ульяновска № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, постановление администрации г. Ульяновска № от ДД.ММ.ГГГГ. являются законными и обоснованными и отмене не подлежат. На основании данных постановлений были проведены кадастровые работы по межеванию земельных участков, установлению границ и постановке на кадастровый учет земельных участков по адресам: <адрес>, <адрес>. Отмена оспариваемых постановлений не повлечет за собой изменение границ земельных участков, поскольку земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет. При издании оспариваемых постановлений администрации г. Ульяновска нарушений требований действующего законодательства допущено не было, данные постановления не затрагивают права граждан, а истцами не было представлено доказательств нарушения их прав и законных интересов.
Представитель третьего лица ООО «Новый Венец» оставил принятие решения суда на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ООО «СК Билдинг групп» просил в иске отказать, пояснив, что при издании оспариваемых постановлений нарушений допущено не было, данные постановления не затрагивают права истцов, а истцами не было представлено доказательств нарушения их прав и законных интересов.
Выслушав стороны, представителей третьих лиц, допросив свидетеля, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО3 является сособственником квартиры № многоквартирного жилого дома № по <адрес>, а Рашкина Т.А. является собственником квартиры № многоквартирного жилого дома <адрес>, что подтверждается документально.
Согласно данным инвентарного дела на жилой дом <адрес>, он построен в ДД.ММ.ГГГГ. застроенная площадь составляет 477,89 кв.м.
По данным инвентарного дела на жилой дом № по <адрес>, он построен в ДД.ММ.ГГГГ. застроенная площадь составляет 675,22 кв.м.
В соответствии со ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (Вводного закона) и части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В пункте 66 Постановления № также разъяснено, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Как было установлено в судебном заседании - следует из пояснений стороны истцов, показаний свидетеля ФИО11 и исследованных инвентарных дел, с момента возведения многоквартирных жилых домов № и № по <адрес> и № по <адрес> у данных домов был единый двор, который ранее был огорожен забором с воротами, но в 80-х годах ХХ века ограждения были демонтированы при неизвестных обстоятельствах.
Тем не менее, исходя из толкования ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", когда на одном земельном участке расположены несколько многоквартирных домов, должен быть сформирован земельный участок непосредственно для эксплуатации какого-либо конкретного многоквартирного дома и иных, входящие в состав такого дома объектов недвижимого имущества, под каждым многоквартирным домом в отдельности.
Постановлением Главы города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес> на кадастровом плане» была утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории №.
Постановлением администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес> на кадастровом плане» была утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории №.
Данные постановления послужили первым этапом формирования земельных участков под многоквартирными жилыми домами № и № по <адрес>.
Согласно землеустроительным делам земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1878 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под многоквартирным жилым домом со встроенными нежилыми помещениями, расположенный по адресу: <адрес> был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ. и описания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленного УМУП «<данные изъяты>».
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2053 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под многоквартирным жилым домом, расположенный по адресу: <адрес> был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ. и межевого плана б/н от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленного кадастровым инженером Ульяновского филиала ФГУП «<данные изъяты>» ФИО5
На публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> указан под номером №, а земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> указан под номером №.
Таким образом, оспариваемые истцами постановления Главы города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес> на кадастровом плане» и постановление администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес> на кадастровом плане» были вынесены в рамках своей компетенции, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с инвентарными делами домов № и № по <адрес>, какие либо иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав данных многоквартирных домов отсутствуют.
В ходе судебного заседания было установлено, что гаражи, расположенные на земельном участке, не сформированном и не поставленном на кадастровый учет, были возведены членами ГСК, что подтверждается архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, данные гаражи, согласно инвентарным делам не входят в состав многоквартирных домов № и № по <адрес>, доказательств того, что они являются принадлежностью данных домов, и, следовательно, общим имуществом собственников многоквартирных домов, суду предоставлено не было.
Согласно пояснениям истцов, а также подтверждено землеустроительными документами и топографической съемкой, оспариваемые границы сформированных земельных участков под МКД № и № по <адрес> оканчиваются – у дома № по дороге с асфальтированным покрытием (с расположенными по другую сторону автодороги рядом гаражей), а у дома № до земельного участка с расположенными на нем гаражами.
Под многоквартирным жилым домом № по <адрес>, занимающего застроенную площадь (в соответствии с данными инвентарного дела) 477,89 кв.м. сформирован и поставленный на кадастровый учет земельный участок площадью 1 878 кв.м., под многоквартирным жилым домом № по <адрес>, занимающего застроенную площадь (в соответствии с данными инвентарного дела) 675,22 кв.м. сформирован и поставленный на кадастровый учет земельный участок площадью 2 053 кв.м., а под многоквартирным жилым домом № по <адрес>, занимающего застроенную площадь (в соответствии с данными инвентарного дела) 1292 кв.м. сформирован и поставленный на кадастровый учет земельный участок площадью 2 708 кв.м.
Суммарная площадь трех земельных участков составляет 6639 кв.м., а согласно экспликации земельного участка со схемой к нему - расположенными на ней 3 многоквартирными домами в инвентарном деле дома № по <адрес> составляла 6536,20 кв.м., при этом абсолютно такая же площадь указана и в экспликации земельного участка в инвентарном деле дома № по <адрес>. При этом в судебном заседании было установлено, что до формирования органом местного самоуправления земельных участков под МКД в порядке ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок (двор), на котором располагались жилые дома № и № по <адрес> и № по <адрес> был единый.
Таким образом, формирование земельных участков под МКД № и № по <адрес> было проведено в соответствии с требованиями законодательства, площади земельных участков, сформированы исходя из площади застройки многоквартирного дома и участка необходимого для его эксплуатации.
Довод представителя истцов о том, что оспариваемыми постановлениями и формированием земельных участков нарушены требования постановления Правительства Ульяновской области № от ДД.ММ.ГГГГ. не соответствует действительности, т.к. исходя из требований, предъявляемых к зоне ЗРЗ Р-5 площадь сформированных земельных участком под МКД № и № по <адрес> превышает 455 кв.м., процент застройки в границах земельного участка не превышает 80%, земельные участки поставлены на кадастровый учет также с учетом исторически сложившихся границ, учитывая права владельцев гаражей ГСК.
В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Никулушкиной М.И. и Рашкиной Т.А. о признании незаконными постановлений от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес> на кадастровом плане» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес> на кадастровом плане», а также возложении на ответчика обязанности сформировать земельные участки, расположенные по адресам: <адрес> <адрес> в исторически сложившихся границах фактического пользования.
Что же касается оспариваемого истцами постановления Главы города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка по <адрес> на кадастровом плане» и последующего формирования земельного участка под данным многоквартирным домом, а также возложением на ответчика обязанности сформировать границы земельного участка под данным домом с учетом исторически сложившихся границ, то данные требования также не подлежат удовлетворению, т.к. истцами не доказан факт нарушения их прав в данной части, т.к. ни Никулушкина М.И., ни Рашкина Т.А. собственниками помещений в многоквартирном <адрес> не являются, согласно пояснений, данных в судебном заседании, у них спора по границам земельных участков между домами № и № по <адрес> и <адрес> у них не имеется. Ссылка стороны истцов о том, что на основании решения схода гражданам им делегированы полномочия обращаться в суд с иском в интересах всех жильцов домов № и № по <адрес> и <адрес> не основана на нормах действующего законодательства, суду не были предоставлены доверенности в порядке ст. 53 ГПК РФ и решения общего собрания помещений в многоквартирном доме.
Руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Никулушкиной М.И., Рашкиной Т.А. к Администрации г. Ульяновска, о признании постановлений Администрации г. Ульяновска незаконными и возложении обязанности сформировать земельные участки отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.В. Сапрыкина