Решение по делу № 12-26/2020 от 29.05.2020

Адм. дело №12-26/2020

УИД 04RS0009-01-2020-000379-98

РЕШЕНИЕ

г. Закаменск                                                                                    3 июля 2020 года

Судья Закаменского районного суда Республики Бурятия Субботина Т.А., при секретаре Шоеновой А.Б., с участием

представителя администрации МО СП «Бургуйское» Тудунова Б.В.,

главного государственного инспектора Закаменского района Республики Бурятия по пожарному надзору Шайдурова М.В.,

рассмотрев жалобу представителя администрации МО СП «Бургуйское» Тудунова Б.В. на постановление главного государственного инспектора Закаменского района Республики Бурятия по пожарному надзору Шайдурова М.В. от ... о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора Закаменского района Республики Бурятия по пожарному надзору Шайдурова М.В. от ... администрация МО СП «Бургуйское» была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Административное правонарушение было совершено МО СП «Бургуйское» при обстоятельствах, изложенных в описательной части обжалуемого постановления.

В жалобе представитель МО СП «Бургуйское» ставит вопрос об изменении обжалуемого постановления, при этом указывает, что не согласен с пунктом 4 обжалуемого постановления о необходимости установки не менее 4 пожарных водоемов объемом 54 куб. м, так как решением Закаменского районного суда от ... на МО СП «Бургуйское» возложена обязанность предусмотреть в с.Бургуй дополнительные источники наружного противопожарного водоснабжения в необходимом количестве, объемом не менее 54 куб. м. В части назначенного наказания, просит назначить наказание в виде предупреждения, учесть при этом, что к административной ответственности МО СП «Бургуйское» привлекается впервые, кроме того, принять во внимание финансовое положение юридического лица.

    В судебном заседании представитель Тудунов Б.В. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, просил постановление главного государственного инспектора Закаменского района Республики Бурятия по пожарному надзору Шайдурова М.В. от ... изменить, назначить наказание в виде предупреждения. Указанные в постановлении о привлечении к административной ответственности нарушения требований пожарной безопасности признал.

    Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, главный государственный инспектор Закаменского района по пожарному надзору Шайдуров М.В. пояснил, что на текущую дату МО СП «Бургуйское» часть нарушений требований пожарной безопасности была устранена. Так МО СП «Бургуйское» противопожарный разрыв был очищен частично, порубочные остатки молодняка березы и кустарников были собраны в кучи, однако не были сожжены, так как наступил пожароопасный период, горючий бытовой мусор, сухая растительность с улиц Наринская, Подгорная, Центральная, Шибертуйская, Каменная, с территории пилорамы был вывезен, также была очищена территория, прилегающая к лесу, частично выполнены работы по противопожарному разрыву от границ застройки у.Бургуй по улицам Подгорная, Каменная, Шибертуйская.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением ... от ... главным государственным инспектором Закаменского района по пожарному надзору Шайдуровым М.В. в период с ... проведена внеплановая проверка МО СП «Бургуйское» на предмет исполнения законодательства о пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров, а также в целях подготовки объектов и территорий к летнему пожароопасному сезону 2020 года, по результатам которой были выявлены допущенные МО СП «Бургуйское» нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

в нарушение статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О пожарной безопасности» не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не организовано социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, а именно не проведены организационные мероприятия по созданию ДПО: отсутствуют учредительные документы (положение об общественном учреждении при администрации поселения, протокол учредительного собрания, заявления членов, регистрация в едином реестре ДПО Закаменский район);

в нарушение пункта 78 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» (ред. от 20.09.2019), статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 27.12.2019) не выполнена очистка противопожарного разрыва от горючего, бытового мусора, сухой растительности, порубочных останков, молодняка березы и кустарников по улицам Наринской, Подгорной, Центральной, Шибертуйской, Каменной, территории пилорамы;

в нарушение п. 72(3) Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» (ред. от 20.09.2019) в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова территория поселения, прилегающая к лесу, не очищается от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо не отделяется от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером, в том числе по ул.Подгорной отсутствует минерализованная полоса, не обновлены противопожарные минерализованные полосы по всей длине населенного пункта;

в нарушение статей 6, 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 27.12.2018), пункта 80 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» (ред. от 20.09.2019), пунктов 5.1, 6.3, 9.11 «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178 (ред. от 09.12.2010), статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 27.12.2019) не в полном объеме имеется наружное противопожарное водоснабжение у.Бургуй, а именно необходима установка не менее 4 пожарных водоемов, каждый объемом 54 куб. м;

в нарушение статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 27.12.2019) не устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений;

в нарушение статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 27.12.2019), статьи 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 27.12.2018) не организована разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

в нарушение статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 27.12.2019), пункта 78 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» (ред. от 20.09.2019), части 1 статьи 6, части 2 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 27.12.2018), пункта 4.14 «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденных Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288 (ред. от 18.07.2013) не в полном объеме выполнен противопожарный разрыв от границ застройки у.Бургуй по ул.Подгорная, Каменная, Шибертуйская;

в нарушение статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 27.12.2019), пункта 16 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» (ред. от 20.09.2019) в сельском поселении «Бургуйское» не организован порядок оповещения населения о чрезвычайной ситуации;

в нарушение пункта 60(1) Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 «О противопожарном режиме» (ред. от 20.09.2019) для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни не предусмотрен автономный резервный источник электроснабжения.

На основании выявленных нарушений постановлением ... главного государственного инспектора ... по пожарному надзору Шайдурова М.В., вынесенным ..., МО СП «Бургуйское» подвергнуто административному наказанию по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Вина МО СП «Бургуйское» в совершении административного правонарушения доказана и подтверждается собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемом постановлении, которые соотносятся между собой, являются допустимыми, а в своей совокупности достаточными для принятия решения о привлечении к административной ответственности.

Доводы представителя МО СП «Бургуйское» о том, что требование должностного лица о необходимости установления на территории сельского поселения 4-х наружных источников водоснабжения в виде пожарных водоемов объемом 54 куб. м являются незаконными, так как противоречат решению суда от 18.06.2019 г., в котором не указано конкретное количество таких водоемов, являются необоснованными, так как противоречат требованиям законодательства в области пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе, питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ и противопожарные резервуары. При этом поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом (ч. 3 ст. 68). В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

Приказом МЧС России от 25.03.2009 г. №178 утвержден Свод правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 8.13130.2009».

В соответствии с п. 1.1 СП 8.13130.2009 настоящий Свод правил разработан в соответствии со ст.ст. 68 и 99 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и является нормативным документом добровольного применения, устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов и организаций.

Пунктами 8.6 и 9.11 СП 8.13130.2009 предусмотрены требования, предъявляемые к размещению пожарных гидрантов и пожарных водоемов.

В соответствии с ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации утверждается, опубликовывается и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.

Приказом Росстандарта от 16.04.2014 г. № 474 указанный СП 8.13130.2009 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно ч. 4 ст. 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов по стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Так, в указанный перечень был включен СП 31.13330.2012 "СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", в том числе, в части применения п. 5.10.

Согласно п. 5.10 СП 31.13330.2012 "СНиП 2.04.02-84* вопросы обеспечения пожарной безопасности, требования к источникам пожарного водоснабжения, расчетные расходы воды на пожаротушение объектов, расчетное количество одновременных пожаров, минимальные свободные напоры в наружных сетях водопроводов, расстановку пожарных гидрантов на сети, категорию зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности следует принимать согласно Федеральному закону от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также СП 5.13130, СП 8.13130, СП 10.13130.

В постановлении должностного лица установлено, что в нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренных ст.ст. 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п.5.1, 6.3 и 9.11 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 г. № 178), администрацией СП «Бургуйское» не обеспечила первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения, а именно наличие наружных источников пожаротушения, соответствующих предъявляемым требованиям.

Заключение МО СП «Бургуйское» договора безвозмездного пользования емкостью для забора воды при возникновении пожароопасной ситуации, расположенной на территории МАОУ «Бургуйская СОШ» о принятии таких мер не свидетельствует, поскольку указанный водоем предназначен для нужд образовательного пожаротушения.

Изучив дело в полном объеме суд, учитывая, что должностным лицом в постановлении о привлечении к административной ответственности МО СП «Бургуйское» не конкретизировано какие вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений в нарушение статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 27.12.2019) не урегулированы нормативными актами МО СП «Бургуйское» (пункт 5 Постановления), а также не указано какие конкретно мероприятия по обеспечению пожарной безопасности должны быть предусмотрены в планах и программах развития территории, какие источники противопожарного водоснабжения, а также какие средства обеспечения пожарной безопасности и в каких жилых и общественных зданиях, находящихся в муниципальной собственности содержатся в неисправном состоянии (пункт 6 постановления), нарушения указанные в пунктах 5, 6 постановления о привлечении МО СП «Бургуйское» от ... подлежат исключению.

Вместе с тем, характер иных выявленных нарушений, допущенных МО СП «Бургуйское» при осуществлении своей непосредственной деятельности, свидетельствует о том, что нарушения требований пожарной безопасности могут создать препятствия к тушению пожара, затруднят подачу средств пожаротушения, таким образом, влекут возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

Вывод главного государственного инспектора Закаменского района по пожарному надзору Шайдурова М.В. о наличии в действиях МО СП «Бургуйское» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела в отношении МО СП «Бургуйское», влекущих отмену обжалуемого постановления, допущено не было.

Постановление о привлечении МО СП «Бургуйское» к административной ответственности было вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Обращаясь с жалобой, глава МО СП «Бургуйское» просил изменить состоявшееся постановление в части назначенного наказания, при этом просил назначить МО СП «Бургуйское» наказание в виде предупреждения.

С доводами жалобы о необходимости замены назначенного наказания со штрафа на предупреждение нельзя согласиться.

Исходя из смысла статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение как мера административного наказания применяется только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинение значительного вреда.

Объектом вменяемого юридическому лицу правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, обеспечение которой представляет собой важнейшую функцию государства, направленную на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.

Следовательно, исходя из обстоятельств дела, за совершение данного правонарушения обществу не подлежит назначению административное наказание в виде предупреждения, поскольку обществом создана существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которая в силу возможных негативных последствий может повлечь угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Вместе с тем наложение административного штрафа в установленных санкцией части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пределах в размере 150 000 рублей в данном случае не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

При вынесении постановления о привлечении МО СП «Бургуйское» должностным лицом не установлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность. При этом в ходе рассмотрения жалобы представителем МО СП «Бургуйское» в подтверждение сложного финансового положения муниципального образования был представлен отчет об исполнении бюджета муниципального образования, согласно которому МО СП «Бургуйское» имеет неисполненные бюджетные назначения, большую часть которых составляют расходы на выплату денежного содержания персоналу муниципальных учреждений.

Как видно из оспариваемого постановления при решении вопроса о виде и размере наказания, назначаемого МО СП «Бургуйское» возможность применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении привлекаемому юридическому лицу наказания в виде штрафа не обсуждалась.

Учитывая положения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, принимая во внимание обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением МО СП «Бургуйское», привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению до 80000 рублей.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение, в том числе об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора Закаменского района Республики Бурятия по пожарному надзору Шайдурова М.В. от ..., вынесенное в отношении юридического лица - администрации МО СП «Бургуйское» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, изменить:

- исключить виды нарушений, указанные в пунктах 5, 6 постановления;

- снизить размер назначенного муниципальному образованию сельское поселение «Бургуйское» административного штрафа до 80 000 рублей

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу представителя администрации МО СП «Бургуйское» Тудунова Б.В. – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ.

    Судья:                                                                                                       Т.А. Субботина

12-26/2020

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
АМО "Бургуйское"
Суд
Закаменский районный суд Республики Бурятия
Судья
Субботина Татьяна Анатольевна
Статьи

ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
zakamensky--bur.sudrf.ru
29.05.2020Материалы переданы в производство судье
08.06.2020Судебное заседание
22.06.2020Судебное заседание
03.07.2020Судебное заседание
03.07.2020Вступило в законную силу
10.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2020Дело оформлено
17.05.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее