дело № 2-2507/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Великий Новгород |
4 августа 2017 года |
Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Ионова И.А.,
при участии в судебном заседании в качестве:
секретаря судебного заседания – Столяровой Ю.В.,
истца – Иванова В.В. (посредством видеоконференцсвязи),
представителя ответчика – Российской Федерации в лице ФСИН России, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – УФСИН России по Новгородской области – Кирилловой Н.А.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области – Балябиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова В.В. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Новгородской области, Российской Федерации в лице ФСИН России о возмещении убытков и взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
В Новгородский районный суд Новгородской области (далее также – суд) обратился гражданин Иванов В.В. с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Новгородской области о взыскании причиненных убытков в размере 23 288 руб. и компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
В обоснование иска указано, что Иванов В.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области (далее также – Учреждение). Являясь ветераном боевых действий, Иванов В.В. имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты. При этом реализация данной меры социальной поддержки осуществляется на основании соответствующего заявления при условии подтверждения факта признания гражданина ветераном боевых действий удостоверением установленного образца. Поскольку истцом указанное удостоверение было утрачено, в период отбывания наказания Иванов В.В. обратился в Учреждение с заявлением от 22 января 2013 года о направлении запроса ЦАМОРФ и Военный комиссариат г. Старая Русса с целью его восстановления. В конце марта 2013 года сотрудниками Учреждения истцу было сообщено, что удостоверение ветерана боевых действий будет ему вручено в течение двух месяцев. Вместе с тем по истечении указанного срока удостоверение ветерана боевых действий изготовлено не было. При этом данное удостоверение было вручено истцу лишь 11 ноября 2014 года после его обращений с письменными жалобами в прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждения по Новгородской области. В результате неправомерного бездействия Учреждения истцу был причинен ущерб в виде недополученной ежемесячной денежной выплаты за период с мая 2013 года по 11 ноября 2014 года в сумме 23 288 руб., а также моральный вред, размер денежной компенсации которого оценивается Ивановым В.В. в 50 000 руб.
21 июня 2017 года Иванов В.В. обратился с заявлением о принятии к производству суда уточненного искового заявления, просит увеличить сумму недополученной ежемесячной денежной выплаты до 24 840 руб. Судом заявление истца об уточнении исковых требований принято к производству.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования относительно предмета спора, – УФСИН России по Новгородской области, ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области, Военный комиссариат Новгородской области, ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное).
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям. Представители ответчиков – Российской Федерации в лице ФСИН России, Министерства финансов Российской Федерации, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, исковые требования не признали по основаниям, указанным в отзывах.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (статья 2); в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (статья 17); достоинство личности охраняется государством; ничто не может быть основанием для его умаления; никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21).
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Так, в силу статьи 1069 ГК Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению; вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 151 ГК Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Статьей 1101 ГК Российской Федерации предусмотрено, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Между тем факт причинения истцу вреда, убытков подлежит доказыванию стороной, обратившейся в суд за защитой своих прав (статья 56 ГПК Российской Федерации).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;
6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам;
7) лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий установлены статьей 16 названного Федерального закона.
Положением статьи 28 данного Федерального закона предусмотрено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 763) выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В силу пункта 2 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (утвержден приказом Министерства обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года № 2288) в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче (отказе в выдаче) удостоверений ветерана боевых действий (далее - удостоверение) в Вооруженных Силах Российской Федерации образовываются:
в военных округах, на флотах, в войсковой части 45807 – комиссии военных округов, флотов, войсковой части 45807 по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий;
в центральных органах военного управления Министерства обороны Российской Федерации – центральная комиссия Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий.
Положениями пункта 8 данного Порядка предусмотрено, что для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации направляет обращения (военнослужащие – рапорт по команде, лица гражданского персонала – заявление в произвольной форме на имя непосредственного начальника):
в центральную комиссию – проходящие военную службу (работающие) в структурных подразделениях центральных органов военного управления (кроме войсковой части 45807 и непосредственно подчиненных ей воинских частях) и в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - организации), им подчиненных, проходящие военную службу (работающие) в главных командованиях видов Вооруженных Сил Российской Федерации и командованиях родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (кроме органов военного управления, воинских частей и организаций, им подчиненных), а также граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
в комиссии – проходящие военную службу (работающие) в воинских частях и организациях военных округов, флотов, войсковой части 45807 и непосредственно подчиненных ей воинских частях, проходящие военную службу (работающие) в воинских частях и организациях видов Вооруженных Сил Российской Федерации, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Иные лица для получения удостоверения обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства), а лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, – по месту нахождения исправительного учреждения.
Военные комиссариаты после проверки документов, приложенных к обращению, направляют их для рассмотрения в комиссию военного округа, в состав которого они включены.
Судом установлено, что Иванов В.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области с 18 января 2013 года по 29 апреля 2015 года, с 27 мая 2015 года по настоящее время. 22 января 2015 года на имя начальника Учреждения поступило заявление Иванова В.В. с просьбой сделать запрос в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации и военкомат Старой Руссы о подтверждении его срочной службы на территории ДРА. 29 января 2013 года администрацией Учреждения направлен соответствующий запрос в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. В июне 2013 в Учреждение поступил ответ на данный запрос. В июле 2013 года Учреждением направлен запрос военному комиссару Шимского и Солецкого районов с просьбой проверить возможность оформления удостоверения ветерана боевых действий, однако документы были возвращены в Учреждение без ответа на запрос весной 2014 года.
В мае 2014 года Учреждением направлен в военный комиссариат Новгородской области пакет документов для оформления удостоверения ветерана боевых действий Иванову В.В. Удостоверение получено в октябре 2014 года, после чего вручено Иванову В.В.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что причинение Учреждением вреда истцу не доказано. Учреждение выполнило свои обязательства по направлению необходимых запросов, как об этом просил осужденный Иванов В.В. Однако обратиться за выдачей удостоверения ветерана боевых действий в компетентный орган должен был сам Иванов В.В., чего он своевременно не сделал, необоснованно переложив ответственность за волокиту на Учреждение.
Таким образом, иск о взыскании с Российской Федерации причиненных Иванову В.В. убытков не может быть удовлетворен.
В связи с этим суд приходит к выводу и об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании компенсации морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 198, 209, 321 ГПК Российской Федерации, Новгородский районный суд Новгородской области
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ |
░.░. ░░░░░ |
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2017 ░░░░.