Судебный акт #1 () по делу № 33а-186/2022 (33а-5204/2021;) от 29.11.2021

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2021-007758-53

Судья Тураева Т.Е.                                            Дело №33а-186/2022 (№33а-5204/2021)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        18 января 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,       

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Семерзиной Ольги Сергеевны – Солдатова Вадима Ивановича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 сентября 2021 года по делу №2а-4426/2021, по которому постановлено:

в удовлетворении административного иска Семерзиной Ольги Сергеевны к администрации города Ульяновска о признании постановления администрации города Ульяновска от 17.02.2021 №133 «Об установлении публичного сервитута в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами ***, *** по ул.Нижнеполевой в Ленинском районе города Ульяновска» не действующим в части установления публичного сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Семерзиной О.С. и её представителя Солдатова В.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя администрации города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска Бодуновой Т.В., не согласившейся с доводами апелляционной жалобы, заключение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Семерзина О.С. обратилась в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о признании недействующим постановления об установлении публичного сервитута в отношении части принадлежащего ей земельного участка.

Указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью 413 кв.м, расположенного по адресу: ***, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.

29.04.2021 Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в её адрес направлено письмо, в котором указано, что постановлением администрации города Ульяновска от 17.02.2021 №133 установлен публичный сервитут в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ***, *** по *** в целях прохода и проезда, в частности, в отношении части принадлежащего ей земельного участка, площадью 70 кв.м. Указанное постановление опубликовано в газете «Ульяновск сегодня» от 19.02.2021 №14.

Она не согласна с постановлением административного ответчика об установлении публичного сервитута в отношении принадлежащего ей земельного участка, поскольку оно нарушает её право владения земельным участком.

Из представленной схемы, предлагаемой к установлению сервитута,  усматривается, что налагаемый публичный сервитут предназначен для прохода или проезда к земельным участкам ***, *** и ***.

Вопрос по определению возможных вариантов прохода и проезда к земельным участкам с кадастровыми номерами ***, ***, по определению границ и площади земельного участка, необходимого для прохода и проезда к данным земельным участкам и по определению платы за сервитут рассматривался Ленинским районным судом г.Ульяновска в рамках гражданского дела №2-3221/2018. Было установлено, что иного прохода проезда к земельным участкам не имеется, однако собственники земельных участков требований об установлении сервитута не заявляли.

Указанное свидетельствует о том, что решение об установлении публичного сервитута в части принадлежащего ей земельного участка принято в интересах частных лиц, а не для удовлетворения публичных нужд и обеспечения общественных интересов.

Кроме того, решение об установлении сервитута принято без надлежащего уведомления её как собственника земельного участка и, соответственно, без учета её мнения относительно конфигурации накладываемого сервитута, чем нарушена процедура установления публичного сервитута.

Семерзина О.С. просила признать постановление администрации города Ульяновска от 17.02.2021 №133 «Об установлении публичного сервитута в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами ***, *** по ***» не действующим в части установления публичного сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.

К участию в деле привлечены прокурор Ленинского района г.Ульяновска, в качестве заинтересованных лиц – Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Управление Росреестра по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Семерзиной О.С. – Солдатов В.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска.

Ссылается на нарушение процедуры принятия оспариваемого постановления и его несоответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Не соглашается с выводом суда о том, что налагаемый публичный сервитут предназначен для обеспечения прохода или проезда к соседним земельным участкам. В данной части приводит доводы аналогичные изложенным в административном иске.

Считает незаконным установление сервитута, в том числе, в целях соблюдения  норм пожарной безопасности. Полагает, что суд неверно применил нормы СП 4.13130.2013 Свод правил системы противопожарной защиты ограничения распространения пожара на объектах защиты требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (утвержденный приказом МЧС России от 24.04.2013 №288), сделав вывод о том, что именно администрация обязана обеспечить выполнение противопожарных требований при эксплуатации частных домовладений, а не собственники данных домовладений. Судом не выяснялись обстоятельства о возможности наложения сервитута не на 70 кв.м (по всей длине участка), а на 25 кв.м – расстояние, которое обеспечивало бы соблюдение норм и стало бы наименее обременительным для административного истца, а также о возможности обеспечения доступа пожарной техники через иные участки.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация города Ульяновска и Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы настоящего административного дела, гражданского дела   №2-3221/18 по иску *** ***. к ***.,   *** ***., ***., ***.,     Семерзиной О.С., ***., ***., ***., администрации города Ульяновска, Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании недействительными государственных актов на земельные участки, межевых планов, административного дела №2а-3573/2020 по административному иску прокурора Ленинского района г.Ульяновска в интересах *** к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

По делу установлено, что Семерзина О.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 413 кв.м, расположенного по адресу: ***.

Данный земельный участок был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1087 кв.м, по адресу: ***.

Из земельного участка с кадастровым номером *** были образованы земельные участки с кадастровыми номерами *** и ***.

Определением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 01.10.2020 по делу №2а-3573/2020 по административному иску прокурора Ленинского района г.Ульяновска к администрации города Ульяновска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем принятия мер об установлении публичного сервитута утверждено соглашение о примирении, согласно которому администрация города Ульяновска обязуется в течение шести месяцев со дня заключения указанного соглашения установить в соответствии со ст.23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут в отношении части земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, и части земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, для обеспечения прохода и проезда к земельным участкам, расположенным по адресу: ***.

Установлено, что к названным земельным участкам отсутствует проход (проезд) со стороны земель общего пользования. Ранее проход к данным участкам осуществлялся через земельный участок с кадастровым номером ***.

Семерзина О.С. была привлечена к участию в данном деле в качестве заинтересованного лица. Определение об утверждении соглашения о примирении ею не обжаловалось.

В соответствии со ст.23 Земельного кодекса Российской Федерации, Уставом муниципального образования «город Ульяновск», названным определением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 01.10.2020 по делу №2а-3573/2020 администрацией города Ульяновска принято постановление от 17.02.2021 №133 «Об установлении публичного сервитута в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами ***, *** по ***», которым установлен постоянный публичный сервитут в целях прохода и проезда в отношении земельного участка, площадью 123 кв.м, являющегося частью участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, и земельного участка, площадью 70 кв.м, являющегося частью участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для принятия административным ответчиком спорного нормативного правового акта об установлении публичного сервитута, о соответствии данного постановления администрации города Ульяновска требованиям законодательства, в том числе: о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом исполнительной власти, о соблюдении административным ответчиком процедуры принятия оспариваемого постановления, об установлении публичного сервитута на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка административного истца в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (п.8 ст.23 ЗК РФ).

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.

В соответствии со ст.23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Публичный сервитут может устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков.

Согласно ст.36 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 №119, администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город Ульяновск» и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.

В силу ст.10 Устава муниципального образования «город Ульяновск» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование «город Ульяновск», а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу через 30 дней со дня их официального опубликования (обнародования), если иное не установлено муниципальным нормативным правовым актом (соглашением) (пункт 1).

Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете «Ульяновск сегодня» (пункт 2.1).

Спорное постановление было опубликовано в газете «Ульяновск сегодня» от 19.02.2021 №14, а также размещено на официальном сайте администрации города Ульяновска в сети «Интернет».

Публичный сервитут в отношении земельного участка административного истца зарегистрирован в ЕГРН 20.04.2021.

Доводы Семерзиной О.С. о том, что она не была извещена об установлении в отношении её участка публичного сервитута, а также о том, что не было учтено её мнение о варианте установления сервитута иной формы и площади, не могут быть признаны состоятельными. Семерзина О.С. была привлечена в качестве заинтересованного лица по делу №2а-3573/2020, по итогам рассмотрения которого судом было принято определение об утверждении соглашения о примирении, согласно которому администрация города Ульяновска взяла на себя обязательство по установлению публичного сервитута в отношении части принадлежащего ей земельного участка, и данное определение Семерзиной О.С. не обжаловалось. Кроме того, положения действующего законодательства с 01.09.2018 не предусматривают проведение публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута.

Установление публичного сервитута в отношении земельного участка административного истца направлено на реализацию администрацией города Ульяновска вопросов местного значения: осуществление полномочий в области дорожного движения, а также обеспечение мер пожарной безопасности в отношении земельных участков по ул. Нижнеполевая в г.Ульяновске, к которым отсутствует проход (проезд) с земель общего пользования.

В ходе рассмотрения дела не нашел подтверждение довод административного истца о нарушении прав в связи с установлением публичного сервитута, о невозможности использования земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости по назначению. Установление сервитута не лишает собственника земельного участка права владения, пользования и распоряжения земельным участком и расположенными на нем объектами. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Несогласие административного истца с тем, что судом при разрешении административного иска приняты во внимание доводы административного ответчика о необходимости соблюдения при установлении публичного сервитута противопожарных требований при эксплуатации частных домовладений, не может служить основанием для признания незаконным оспариваемого постановления. При установлении сервитута административным ответчиком обоснованно установлена его ширина равной 3,5 м, с учетом требований п.8.17 СП 4.13130.2013, для обеспечения необходимого доступа пожарной техники к земельным участкам.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда, и в решении им дана оценка, с которой следует согласиться.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана полная и объективная оценка, представленным доказательствам, верно применены нормы материального и процессуального права.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 сентября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Семерзиной Ольги Сергеевны – Солдатова Вадима Ивановича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.01.2022.

 

 

33а-186/2022 (33а-5204/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
прокурор Ленинского района города Ульяновска
Семерзина О.С.
Ответчики
Администрация г. Ульяновска
Другие
Бодунова Т.В.
Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска
Солдатов В.И.
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--uln.sudrf.ru
18.01.2022Судебное заседание
30.11.2021Передача дела судье
01.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2022Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее