Решение по делу № 2-705/2013 ~ М-659/2013 от 05.08.2013

дело №2-705/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:

судьи Баудер Е.В.,

при секретаре судебного заседания Козловой Л.С.,

рассмотрев 3 октября 2013 года в с.Выльгорт в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в <адрес> Выльгортского участкового лесничества ГУ Республики Коми «Сыктывкарское лесничество» на территории МО МР «Сыктывдинский» в срок до <дата>. В обоснование требований указано, что проведенной Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки соблюдения санитарного законодательства в лесах на территории Выльгортского участкового лесничества ГУ Республики Коми «Сыктывкарское лесничество» на территории в <адрес> Выльгортского участкового лесничества выявлено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов. Прокурор указывает, что непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду и приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Представитель третьего лица ГУ Республики Коми «Сыктывкарское лесничество» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица ГУ Республики Коми «Сыктывкарское лесничество» на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании прокурор Липина С.М. поддержала исковые требования к администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт», администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Уточнила исковые требования, просила возложить на администрацию муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» обязанность произвести сбор и вывоз твердых бытовых отходов с несанкционированных мест размещения, расположенных в <адрес> Выльгортского участкового лесничества ГУ Республики Коми «Сыктывкарское лесничество» на территории МО МР «Сыктывдинский» в срок до <дата>; на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» – обязанность в срок до <дата> принять меры по утилизации и переработке отходов с указанных мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов.

Представитель ответчика, администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», Трефилова В.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала.

Представитель ответчика администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» Гусева Л.В., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями согласилась, не оспаривала обязанность администрации муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» к принятию мер по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с несанкционированных мест размещения.

Представитель третьего лица Сыктывдинского районного комитета по охране окружающей среды Голомидова Е.В., действующая на основании приказа, требования прокурора поддержала, указав, что сбор и вывоз, утилизация и переработка мусора относится к полномочиям соответственно поселения и муниципального района.

Заслушав объяснения прокурора, представителей ответчиков и представителя третьего лица, не возражавших против рассмотрения дела после уточнения иска прокурором, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на территории выделов 14, 15, 16, 17 и 23 квартала 122 Выльгортского участкового лесничества, на административной территории сельского поселения «Выльгорт» расположены несанкционированные свалки отходов 4 и 5 классов опасности для окружающей среды. Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами и подтверждаются заключением специалиста №6 от 24.05.2013.

При рассмотрении дела также установлено, что несанкционированная свалка расположена на административной территории сельского поселения «Выльгорт» муниципального района «Сыктывдинский».

Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон).

Согласно статье 11 Закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу статьи 51 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулируются законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

В силу ч.1 ст.22 названного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. С указанными положениями корреспондирует статья 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В силу статьи 13 Федерального закона ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов относится к вопросам местного значения поселения. Вопросы утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в силу п.14 ч.1 ст.15 этого же Закона отнесены к вопросам местного значения муниципального района.

Таким образом, положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Кроме того, согласно п.19 ст.10 Устава муниципального образования сельского поселения «Выльгорт», принятого решением Совета сельского поселения «Выльгорт» от 27.04.2012 № 35/04-01-303, администрация сельского поселения обеспечивает организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу п.13 ст.8 Устава муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», принятого решением Совета муниципального образования «Сыктывдинский» №29/2–2 от 17 февраля 2006 года, к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Из анализа изложенного следует, что в целях обеспечения конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду законодателем закреплено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов, и данная обязанность отнесена к полномочиям органов местного самоуправления.

Факт существования несанкционированной свалки подтвержден материалами дела и не оспаривался представителями ответчиков в судебном заседании, что позволяет суд сделать вывод о том, что со стороны ответчиков - администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и муниципального образования сельского поселения «Выльгорт», как органов местного самоуправления, не в полной мере осуществляются возложенные законом обязанности по организации сбора и вывоза, а также утилизации мусора на территории муниципального образования.

Наличие таких свалок уже свидетельствует о том, что органами местного самоуправления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка. Ненадлежащая организация по сбору, вывозу бытовых отходов на территории муниципального образования является нарушением установленных санитарных правил, что нарушает право граждан на благоприятную среду обитания, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

С учетом изложенного, установив, что несанкционированные свалки отходов потребления расположены на территории сельского поселения «Выльгорт» муниципального района «Сыктывдинский», на основе анализа приведенного законодательства, суд находит требования прокурора о ликвидации несанкционированной свалки основанными на законе.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные положения действующего законодательства, суд полагает необходимым возложить на администрацию муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» обязанность по организации сбора и вывоза отходов с места свалки, а на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» – обязанность принять меры по утилизации и переработке отходов в установленных границах.

С учетом изложенного и, принимая во внимание приведенные нормы закона, а так же установленные судом обстоятельства, суд находит требования прокурора с учетом их уточнений обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» обязанность в срок до <дата> произвести сбор и вывоз твердых бытовых отходов с несанкционированного места размещения, расположенного в <адрес> Выльгортского участкового лесничества ГУ Республики Коми «Сыктывкарское лесничество» на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».

Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанность в срок до <дата> принять меры по утилизации и переработке отходов с несанкционированного места размещения, расположенного <адрес> Выльгортского участкового лесничества ГУ Республики Коми «Сыктывкарское лесничество» на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 08 октября 2013 года.

Судья Е.В. Баудер

2-705/2013 ~ М-659/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
администрация муниципального образования муниципального района (АМОМР) "Сыктывдинский"
администрация сельского поселения (АСП) "Выльгорт"
Другие
Государственное казенное учреждение Республики Коми (ГУ РК) "Сыктывкарское лесничество"
Сыктывдинский комитет по охране окружающей среды
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Баудер Елена Вильгельмовна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
05.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2013Передача материалов судье
09.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2013Судебное заседание
08.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2015Дело оформлено
06.03.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее