Дело № 2а-1709/19 22 февраля 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Чистяковой Т.С.,
при секретаре Владимировой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сергеева Д.В. к Администрации Центрального района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в согласовании публичного мероприятия
УСТАНОВИЛ:
Сергеев Д.В. обратился к Администрации Центрального района Санкт-Петербурга Центрального района в суд с указанным административным исковым заявлением. В обоснование административных исковых требований указано, что является организатором публичного мероприятия в форме пикетирования группой лиц, запланированного с целями: 1) публичное выражение протестного мнения (неприятия) в связи с широким произволом органов судебной власти в Российской Федерации, противозаконным позорным бездействием председателей судов и органов судейского сообщества – нереагирование на жалобы граждан и сообщения СМИ о коррупционных проявлениях, дискредитирующем проведении, дисциплинарных проступках и преступных действиях конкретных судей; 2) выражение публичного требования граждан к имеющим необходимые полномочия И.О. Председателя Ленинградского областного суда, Квалификационной коллегии судей Ленинградской области и Совету судей Ленинградской области, провести дополнительную объективную и всестороннюю проверку в отношении мирового судьи судебного участка №17 Всеволожского района Ленинградской области Черепановой Софьи Дмитриевны и подробно публично отчитаться перед гражданами о результатах проверки и наложенном дисциплинарном взыскании.
18 февраля 2019 года Сергеев Д.В. совместно со вторым организатором Гончаровым Д.Г. обратился в администрацию Центрального района Санкт-Петербурга с уведомлением о проведении публичного мероприятия 25 февраля 2019 года с 17 часов 30 минут до 18 часов 45 минут в форме пикетирования группой лиц с количеством участников до 12 человек по адресу: город Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки напротив здания с адресом «набережная реки Фонтанки, дом 6», пешеходный тротуар, непосредственно прилегающий к гранитно-чугунной ограде реки Фонтанки.
21 февраля 2019 года Сергеев Д.В. получил письменный ответ за №01-16-56/19-0 от 21.02.2019 года подписанный первым заместителем главы администрации Спивачевским П.М. об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в заявленном месте указав на то, что заявленное место проведения публичного мероприятия расположено в непосредственной близости от здания по адресу: набережная реки Фонтанки, дом 6, в котором размещаются службы Ленинградского областного суда». В указанном ответе ответчик также сослался на часть 2, статьи 8, часть 5 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Изменить место проведения ответчик истцу не предложил, какие-либо варианты также не предложил. Административный истец не согласен с незаконным решением органа государственной власти, полагает, что принятое ответчиком решение об отказе в согласовании публичного мероприятия в заявленном месте грубо нарушает его право на свободу собраний, предусмотренное статьей 31 Конституции Российской Федерации. Само здание Ленинградского областного суда находится на участке с кадастровым номером 78:31:0001106:1082, между зданием областного суда и границей кадастровых кварталов 78:31:0001106 и 78:310102103 расположен земельный участок, занятый асфальтированным тротуаром, который является по смыслу законодательства территорией, непосредственно прилегающей к зданию суда. Административный истец просит признать незаконным отказ Администрации Центрального района Санкт-Петербурга в согласовании публичного мероприятия в форме пикетирования группой лиц с количеством участников до 12 человек 25 февраля 2019 года с 17 часов 30 минут до 18 часов 45 минут по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки напротив здания с адресом набережная реки Фонтанки, дом 6. Пешеходный тротуар, непосредственно прилегающий к гранитно-чугунной ограде реки Фонтанки, содержащийся в письме от 21.02.2019 № 01-16-56/19-0. Обязать согласовать публичное мероприятие в форме пикетирования группой лиц 25 февраля 2019 с 17 часов 30 минут до 18 часов 45 минут по адресу: г. Санкт-Петербург, Центральный район, набережная реки Фонтанки напротив здания с адресом «Набережная реки Фонтанки, д.6», пешеходный тротуар, непосредственно прилегающий к гранитно-чугунной ограде реки Фонтанки.
Административный истец Сергеев Д.В. в судебное заседание явился, административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации Центрального района Санкт-Петербурга по доверенности Давыдова О.А., Емельянова М.В. в судебное заседание явились, возражала против удовлетворения административных исковых требований. Полагали, что оспариваемый отказ законен и обоснован, поскольку административным истцом было заявлено для проведения публичного мероприятия место в котором в соответствии с со ст. 8 п. 2 Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ проведение публичных мероприятий запрещено, поскольку заявленное для проведению публичного мероприятия место расположено на территории, непосредственно прилегающей к зданию Ленинградского областного суда. Граница кадастрового квартала, на котором расположено здание Ленинградского областного суда, является смежной с границей квартала на котором административным истцом планировалось проведение публичного мероприятия. От главного входа в здание Ленинградского областного суда до заявленного места расстояние составляет 6 метров, при этом расстояние по длине здания составляет 36 метров, указанные обстоятельства также были учтены административным ответчиком.
Суд, выслушав административного истца, представителей административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.
Из материалов дела следует, что 18 февраля 2019 года административным истцом подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования группой лиц 25 февраля 2019 года с 17 часов 30 минут до 18 часов 45 минут, место проведения публичного мероприятия: Санкт-Петербург, Центральный район, набережная реки Фонтанки напротив здания с адресом наб. реки Фонтанки, дом 6, пешеходный тротуар, непосредственно прилегающий к гранитно-чугунной ограде реки Фонтанки, предполагаемое количество участников 12 человек, цель публичного мероприятия: публичное выражение протестного мнения (неприятия) в связи с широким произволом органов судебной власти в РФ, противозаконным позорным бездействием председателей судов и органов судейского сообщества (квалификационной коллегии судей и советы судей); выражение публичного требования граждан к имеющим необходимые полномочия исполняющего обязанности председателя Ленинградского областного суда, Квалификационной коллегии судей Ленинградской области и Совету судей Ленинградской области, провести дополнительную объективную и всестороннюю проверку в отношении мирового судьи судебного участка №17 Всеволожского района Ленинградской области Черепановой Софьи Дмитриевны (по фактам недостойного поведения, дискредитирующих действий, нарушения антикоррупционного законодательства, изложенных в жалобах Гончарова Д.Г. и Сергеева Д.В., сообщениях в СМИ) и подробно публично отчитаться перед гражданами о результатах проверки и наложенным дисциплинарном взыскании (учитывая широкий общественный резонанс ситуации с аморальными действиями мирового судьи Черепановой Софьи Дмитриевны, подрывающими остатки авторитета судебной власти, видеорепортажи посмотрели более 500000 граждан, вышла большая статья в «Новой газете и сообщение в других СМИ). При проведение пикетирования планировалось использовать баннеры, плакаты, флаги, транспаранты, газеты, листовки и иные средства наглаядной агитации, сбор подписей под резолюцией.
Указанное уведомление было рассмотрено Администрацией Центрального района Санкт-Петербурга и был дан ответ от 21.02.2019 года №01-16-56/19-0 21 февраля 2019 года, в котором административный ответчик указал, что заявленное место проведения публичного мероприятия расположено в непосредственной близости от здания по адресу: наб. реки Фонтанки, дом 6, в котором размещаются службы Ленинградского областного суда. Руководствуясь п.2 ст. 8, ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" отказал в согласовании проведения заявленного публичного мероприятия.
Решение районной Администрации было доведено до сведения административного истца, что им не оспаривается.
Суд полагает, что административным ответчиком было принято законное решение, и районная Администрация пришла к обоснованному выводу о невозможности проведения публичного мероприятия в указанном в уведомлении месте.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьей 31 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на свободу мирных собраний (митингов, демонстраций, шествий и пикетирований).
В целях реализации указанного конституционного права принят Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которым определено, что законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных вышеназванным Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П, данное право, гарантированное Конституцией Российской Федерации, не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности, с тем чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность полноценной реализации права на свободу мирных собраний и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости государственной защиты прав и свобод всех лиц (как участвующих, так и не участвующих в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления эффективной публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» принят Закон Санкт-Петербурга «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге» в целях защиты права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в Санкт-Петербурге, а также защиты конституционных прав жителей Санкт-Петербурга, не являющихся участниками соответствующих публичных мероприятий (преамбула).
В силу части 2.1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ, после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 данной статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 12 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся, в частности, территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым судами.
В пункте 9 статьи 2 указанного Федерального закона под территориями, непосредственно прилегающими к зданиям и другим объектам, понимаются земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.
Судом установлено, что по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 6 расположено здание Ленинградского областного суда.
Из данных Региональной информационной системы «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» следует, что здание Ленинградского областного суда расположено на земельном участке кадастровый номер 78:31:0001106:1082 в пределах кадастрового квартала 78:31:0001106, при этом смежным с границей указанного квартала является кадастровый квартал с № 78:31:0102103, где предполагалось проведение публичного мероприятия.
При этом, в соответствии со Сводом Правил «Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования», земельные участки судов должны включать в себя, в том числе и такую функциональную зону как общественная, включающую как проходы и проезды, озеленение и стоянки для автомашин.
Таким образом, при отнесении территории к непосредственно прилегающей к зданию Ленинградского областного суда, необходимо принимать также и градостроительные нормы.
Набережная реки Фонтанки в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06 февраля 2006 года N 117 "О реестре названий объектов городской среды" входит в перечень улично-дорожной сети, и обеспечивает в том числе подход и проезд к зданию Областного суда, при этом расстояние от главного входа в здание суда до места проведении публичного мероприятия составляет 6 метров.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Доводы административного истца о том, что административным ответчиком не было предложено альтернативное место проведение публичного мероприятия не могут быть приняты во внимание, поскольку как разъяснено в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", при отказе в согласовании проведения публичного мероприятия по мотиву того, что оно заявлено к проведению в месте, в котором в соответствии с Законом о публичных мероприятиях или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается, орган публичной власти вправе предложить альтернативное место проведения публичного мероприятия.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения административных требований Сергеева Д.В. и о возложении на административного ответчика обязанности согласовать публичное мероприятие.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления, отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга.
Судья: Т.С. Чистякова