Решение по делу № 2-1051/2015 ~ М-833/2015 от 02.09.2015

Дело № 2-1051/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Копьево                                     04 сентября 2015 года

Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Южаковой М.Н.,

при секретаре судебного заседания Горбацевич Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саморукова В.П. и Саморукова С.В. в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3 к администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, включении их в список граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации и неподлежащих восстановлению, предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Саморукова В.П. и Саморукова С.В. в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3 обратились в Орджоникидзевский районный суд с иском к администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, включении их в список граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации и неподлежащих восстановлению, предоставлении жилого помещения.

В обоснование иска истцы указали, что истец Саморуков В.П. является собственником жилого помещения по адресу п. ... ул. ... №.. и проживал на момент чрезвычайной ситуации в указанном домовладении с сыном Саморуковым С.В.. За полтора года до пожара, произошедшего 12.04.2015, в его доме постоянно проживали и семья сына – его жена ФИО1 и дети - ФИО2 и ФИО3. После развода с сыном невестка вновь вышла замуж и забрав детей уехала на новое место жительства. Внуки - ФИО2 и ФИО3 зарегистрированы в доме истца, о чем содержатся сведения в домовой книге.

В судебном заседании истец Саморуков В.П., поддержал исковые требования, просил об их удовлетворении, пояснив, что внуки были зарегистрированы на день чрезвычайной ситуации в жилом помещении, принадлежавшем ему и сгоревшем 12 мая 2015 года, однако проживают в ... с матерью, у которой нет в собственности жилого помещения.

В судебном заседании истец Саморуков С.В., поддержал исковые требования, настаивал на их удовлетворении, пояснив, что постоянно он со своей семьей - женой и несовершеннолетними детьми до 2013 года проживали в доме Саморукова В.П. по адресу .... Затем жена ушла от него, а год назад переехала жить в ... с детьми. Брак между ними был расторгнут летом 2014 года, место жительства детей не определялось. Дети проживают с матерью, она за ними не ухаживает, но он не пытался детей вернуть, содержать их и заботиться о них. Взамен утраченного при пожаре 12 апреля 2015 года дома, расположенного по адресу ..., им восстанавливают (строят) по решению Орджоникидзевского районного суда жилой дом общей площадью 42 кв. метров, без учета несовершеннолетних его детей.

Представители ответчиков: администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия, Министерства строительства и жилищно-коммунального строительства Республики Хакасия, а также представители третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований, – Правительства РХ, МЧС РХ, УФМС отсутствовали.

Принимая во внимание, что явка в судебное заседание является правом участвующих лиц, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил о рассмотрении в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.04.2015 № 24-ПП на территории Республики Хакасия с 12 апреля 2015 года был введен режим чрезвычайной ситуации.

На основании распоряжения главы Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 12.04.2015 № 50-р режим чрезвычайной ситуации природного характера с 12 апреля 2015 года был также введен на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия.

    Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание в зонах чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 № 429 (в редакции постановления Правительства РФ от 23.05.2015 N 496) были утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры.

В соответствии с указанными Правилами бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются трансферты на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров.

Предоставление мер социальной поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, также предусмотрено Порядком реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия, который был утвержден постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 N 241.

Таким образом, законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия предусмотрена возможность оказания мер социальной поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, которые постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров.

При этом вышеуказанными нормативными правовыми актами предусмотрена возможность оказания мер социальной поддержки собственникам утраченного жилья в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории Республики Хакасия, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории Республики Хакасия и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.

Постановлением главы администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 16.04.2015 № 248 (в ред. от 14.05.2015 № 277) «Об установлении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года в результате природных пожаров...», установлены границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов населенных пунктов на территории Орджоникидзевского района. Согласно приложения № 5 к данному постановлению, к числу пострадавших от стихии домовладений относится дом, расположенный по адресу: ....

Данное обстоятельство подтверждено справкой начальника ОНД Ширинского и Орджоникидзевского районов, что в домовладении по адресу п. ..., ул. ..., №.. произошел пожар.

Согласно сведениям Росреестра Республики Хакасия, Саморукову В.П. принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение и земельный участок по адресу п. ... ул. ..., №...

Как следует из справки управления технической инвентаризации, квартира по адресу п. ... ул. ..., №.. числиться за Саморуковым В.П., на основании договора мены № 1328 от 28.08.1996, зарегистрированного 12.07.1997.

Как следует из материалов дела, Саморуков В.П. и Саморуков С.В. приходятся друг другу отцом и сыном. Они постоянно проживали в жилом помещении по ...2, ..., в том числе по состоянию на 12.04.2015, о чем свидетельствуют материалы дела.

Как следует из справки о составе семьи, выданной администрацией Копьевского поссовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия, на основании похозяйственной книги № 1 за 2014 год и лицевого счета № 712, Саморуков С.В., проживает по адресу ....

В соответствии с актом обследования помещения, расположенного по адресу п. ..., ул. ..., №.., жилое помещение признано непригодным для проживания в результате ЧС-пожара, произошедшего 12.04.2015. Отраженные в данном документе обстоятельства ответчиками не оспаривались.

Кроме того, как следует из акта обследования помещения, составленного межведомственной комиссией, в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года, принадлежавшее Саморукову В.П. жилое помещение по адресу ... также было полностью уничтожено в результате ЧС-пожара, произошедшего 12.04.2015.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 № 429, утвердившим Правила предоставления в 2015 году Республике Хакасия и Забайкальскому краю иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий и строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются трансферты в установленных законом о бюджете пределах, на указанные цели.

Согласно п. 4 Указанных Правил, трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий но предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима ЧС собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченными в результате пожаров, которые постоянно проживши (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающий с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.

Меры государственной социальной поддержки реализуются в отношении граждан, для которых и для всех членов семьи которого, утраченное жилье являлось единственным.

К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилье на момент ЧС совместно с ним его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные), родители.

Аналогичные положения содержатся в Постановлении Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 № 241, утвердившем Порядок реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате ЧС, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории РХ (далее - Порядок реализации мер поддержки).

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что Саморуков В.П., как собственник жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде предоставления (строительства) жилого помещения с последующим оформлением жилого помещения в собственность.

Пунктом 7 Порядка реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия, который был утвержден постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 N 241, предусмотрено, что общая площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению (строительству) взамен утраченного жилья, рассчитывается исходя из предоставления гражданам жилья общей площадью по социальной норме в размере 42 кв. метра на семью из 2 человек, но не более общей площади утраченного жилья.

Решением от 16.07.2015 исковые требования истцов удовлетворены, Саморуков В.П. и Саморуков С.В. включены в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования и на основании вышеназванного списка Саморукову В.П. и Саморукову С.В. предоставлено взамен утраченного жилого помещения, расположенного по адресу: ..., меры социальной поддержки в виде предоставления (строительства) жилого помещения (жилого дома) общей площадью по социальной норме в размере не менее 42 кв. метра с последующим оформлением указанного жилого помещения (жилого дома) в их собственность.

Как следует из свидетельства о рождении ФИО2, родился ../../.., в графе отец указан Саморуков С.В..

Как следует из свидетельства о рождении ФИО3, родился ../../.., в графе отец указан Саморуков С.В..

Согласно свидетельствам о регистрации по месту жительства ФИО2 и ФИО3 зарегистрированы по месту жительства по адресу ....

Однако сведений о том, что несовершеннолетние дети проживают с Саморуковым В.П. и Саморуковым С.В. по адресу ..., постоянно, в том числе по состоянию на 12.04.2015 года, суду не представлено.

Из пояснений истцов следует, что на протяжении длительного времени – полутора лет дети проживают за пределами ... с матерью, которая является их законным представителем.

На основании ч.2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

При таких обстоятельствах требования об обязании признать пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3 и включении их в список граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации и неподлежащих восстановлению, предоставлении жилого помещения не могут быть удовлетворены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                        

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Саморукова В.П. и Саморукова С.В. в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3 о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3, включении их в список граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации и неподлежащих восстановлению, предоставлении жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения. Апелляционная жалоба подается через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия.

Судья М.Н. Южакова

2-1051/2015 ~ М-833/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Информация скрыта
Саморуков Владимир Павлович
Саморуков Сергей Владимирович
Ответчики
Администрация МО Орджоникидзевского района РХ
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия
Другие
Управление Федеральной миграционной службы по РХ
Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности РХ
Правительсво РХ
Суд
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия
Судья
Южакова Марина Николаевна
Дело на сайте суда
ordzhonikidzevsky--hak.sudrf.ru
02.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.09.2015Передача материалов судье
03.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2015Подготовка дела (собеседование)
04.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2015Судебное заседание
04.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2015Дело оформлено
08.10.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее