21 сентября 2015 года г.Шуя
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Беспаловой О.В.,
при секретаре Капцовой Ю.С.,
с участием прокурора Тихомирова Е.Н.,
истца Молозина Р.М.,
представителя истца Сальникова В.Г.,
представителя ответчика Администрации г.о. Шуя Бордашевской А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Молозина Романа Михайловича к Администрации городского округа Шуя об изменении формулировки увольнения,
У С Т А Н О В И Л:
Молозин Р.М. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г.о. Шуя, в котором просит признать незаконным пункт 1 Распоряжения Администрации г.о. Шуя Ивановской области от …года №.. «Об увольнении Молозина Р.М.» в части увольнения в соответствии с п. 7.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации; изменить формулировку причины увольнения, изложенную в п.1 Распоряжения Администрации г.о. Шуя Ивановской области от.. года № …«Об увольнении Молозина Р.М.», на увольнение по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по собственному желанию).
Определением Шуйского городского суда от 24 августа 2015 года к участию в деле в соответствии с ч.3 ст. 45 ГПК РФ был привлечен прокурор.
Заявленные исковые требования мотивированы следующим. …года истец Молозин Р.М. был принят на работу в Администрацию городского округа Шуя на должность заместителя Главы администрации по вопросам безопасности, правопорядка и контроля. …года он обратился к временно исполняющему обязанности Главы администрации городского округа Шуя Егорову В.Д. с заявлением об увольнении по собственному желанию. В периоды с …года по …года в виду болезни - …истец был освобожден от работы. Кроме этого, в период с.. года по.. года он был освобожден от работы в связи с уходом за больной малолетней дочерью. …года, во время болезни, по почте Молозин Р.М. получил письмо Заместителя Главы Администрации городского округа Шуя Ш., которым он был уведомлен о том, что с.. года в отношении него проводится служебная проверка в связи с представлением Шуйской межрайонной прокуратуры №.. от.. года. Также ему было предложено в срок до.. года предоставить объяснение по обстоятельствам, изложенным в представлении. К письму была приложена копия указанного представления. Из текста представления следовало, что якобы в нарушение статьи 11 «О противодействии коррупции» он, Молозин Р.М., как муниципальный служащий, не предпринял мер по недопущению любой возможности возникновения конфликтов интересов и не уведомил в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов. По мнению работника прокуратуры, проводившего проверку, конфликтом интересов, явилось то обстоятельство, что он являлся членом комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером…, расположенного по адресу: …., в котором в качестве заявителя принимала участие его жена - В.. В виду болезненного состояния предоставить объяснение в указанный в письме срок истец не смог. 25 июня 2015 года он направил временно исполняющему обязанности Главы администрации городского округа Шуя Егорову В.Д. письмо с просьбой о назначении времени выдачи ему расчета и трудовой книжки в связи с увольнением по собственному желанию на основании его заявления от …года... года ему по почте пришло письмо от временно исполняющего обязанности Главы администрации городского округа Шуя Егорова В.Д. (№..от...), которым он был уведомлен о том, что в удовлетворении его заявления об увольнении по собственному желанию отказано в связи с проведением проверки по фактам, изложенным в представлении Шуйской межрайонной прокуратуры. В том же почтовом отправлении находилось письмо Заместителя Главы Администрации городского округа Шуя Ш., которым Молозин Р.М. был уведомлен о том, что в связи с проведением проверки по представлению Шуйской межрайонной прокуратуры ему надлежит явиться на заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя, которая должна была состояться … года в 15 часов в кабинете № 11 Администрации городского округа Шуя. В виду того, что он не был своевременно информирован о времени заседания, явиться на заседании комиссии в указанное время истец не смог, и не имел возможности дать своих объяснений членам комиссии по обстоятельствам, изложенным в представлении. …года им повторно было направлено письмо временно исполняющему обязанности Главы администрации городского округа Шуя Егорову В.Д. с просьбой о выдаче расчета в связи с прекращением трудовых отношений на основании его заявления от.. года об увольнении по собственному желанию, а также о пересылке ему по почте трудовой книжки. К письму был приложен листок о временной нетрудоспособности с отметкой о дате выхода на работу …года. Явиться лично в Администрацию городского округа Шуя Молозин Р.М. не мог в виду обострения хронического заболевания... …года им по почте было получено два заказных отправления из Администрации городского округа Шуя. В первом конверте находилось письмо временно исполняющего обязанности Главы администрации городского округа Шуя Егорова В.Д. (№..от...), которым он был уведомлен о том, что.. года комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя было принято решение рекомендовать Врио Главы Администрации городского округа Шуя применить к нему взыскание, установленное частью 2 статьи 27.1 Федерального Закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Также в данном почтовом конверте находилась не заверенная ксерокопия Протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов от.. года. Во втором почтовом конверте находились письмо, подписанное заместителем Главы Администрации городского округа Шуя Ш., которым истец был уведомлен о том, что Трудовой договор от …года, заключенный им с Администрацией городского округа Шуя расторгнут в соответствии с пунктом 7.1. части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. В конверте также находились трудовая книжка с записью о его увольнении по указанному в письме основанию и заверенная копия Распоряжения Администрации городского округа Шуя от …года №.. о его увольнении. Истец считает, что Распоряжение Администрации городского округа Шуя от.. года №.. о его увольнении является незаконным, поскольку основано на Решении комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов от.. года, принятом с грубейшим нарушением норм действующего законодательства. Кроме того, истец не считает себя виновным в совершении дисциплинарного проступка, выразившегося в том, что он, как муниципальный служащий, не предпринял мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и не уведомил в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов. Молозин Р.М. полагает, что исполнение им служебных обязанностей при работе комиссии по проведению аукциона на право заключения аренды земельного участка не могло повлиять на результаты аукциона. О том, что в аукционе в качестве заявителя принимает участие его жена, была уведомлена Глава Администрации К., а также осведомлены председатель комиссии муниципальный служащий Л. и другие члены комиссии. По результатам аукциона победителем стал другой участник, а не его жена. Истец полагает, что при указанных обстоятельствах конфликт интересов не возникал, в связи с чем трудовой договор не может быть расторгнут по п.7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ. Кроме того, в соответствии с положением части 1 статьи 27 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей – представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям. Частью 3 указанной правовой нормы предусмотрено, что порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством. В нарушение требований ст. 193 ТК РФ, ст. 27.1. ФЗ «О муниципальной службе в РФ» перед принятием решения о наложении на Молозина Р.М. дисциплинарного взыскания в виде расторжения трудового договора, объяснение от него получено не было, его доводы в защиту своих прав не рассматривались, в связи с этим не получены объяснения с других лиц, имеющих отношение к данному обстоятельству. Тем самым, проверка проведена не в полном объеме, проверяемым обстоятельствам дана не объективная юридическая оценка. Кроме того, его действия, связанные с участием в работе комиссии по проведению аукциона, носили открытый характер. О том, что в аукционе в качестве заявителя участвует его жена, истец не от кого не скрывал. Работодатель, в том числе председатель и члены комиссии по проведению аукциона, были об этом осведомлены. То есть, «о противоправности» его действий работодателю стало известно …года, однако в течение «не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка» он к дисциплинарной ответственности привлечен не был. Следовательно, работодателем пропущен установленный законом срок привлечения к дисциплинарной ответственности. Также истец считает, что решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов от …года, положенное в основу Распоряжения Администрации городского округа Шуя от... №. об увольнении, является неправомерным, поскольку принято с грубейшим нарушением норм Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов,утвержденного Постановлением Администрации городского округа
Шуя № 1616 от 15.10.2010 года. Так, согласно пункту 9 Положения при возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности члена комиссии, которая может привести к конфликту интересов, при рассмотрении вопроса, включенного в повестку дня заседания комиссии, он обязан до начала заседания заявить об этом. В таком случае соответствующий член комиссии не принимает участия в рассмотрении указанного вопроса. Однако, согласно Протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов от.. года, в заседании комиссии принимал участие и подписал Протокол 1-й заместитель Главы Администрации городского округа Шуя по вопросам архитектуры, землеустройства и имущества Л., который имел отношение к вопросу, включенному в повестку дня заседания комиссии – являлся председателем комиссии по проведению аукциона 14.01.2015 года, был осведомлен о том, что в аукционе принимает участие в качестве заявителя жена Молозина Р.М. Истец являлся членом комиссии, то есть при работе комиссии находился в непосредственном подчинении у Л. Личная заинтересованность Л., как члена комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов, обусловлена тем, Л. мог быть не объективным при голосовании по вопросу повестки дня заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов, поскольку был заинтересован, чтобы вся ответственность за нарушение, допущенное при проведении аукциона, легла исключительно на него. О личной заинтересованности Л., как члена комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих
Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов, не мог не знать и председатель комиссии Ш., поскольку о
данных обстоятельствах ему стало известно из текста рассматриваемого комиссией Представления, в связи с чем председателю комиссии надлежало отстранить Л. от участия в заседании комиссии. Кроме этого, в нарушение подп. «а» пункта 12 Положения заседание комиссии назначено на …года, то есть позднее семи дней со дня, поступления информации о правонарушении. Также в нарушение требований п.п. 13 и 14 Положения заседание Комиссии при уважительности неявки истца на заседание и при отсутствии его согласия, проведено в его отсутствие. Мнение истца по данному Представлению до сведения членов комиссии не доведено. Тем самым, Молозин Р.М. необоснованно был лишен комиссией права на защиту.
В судебном заседании истец Молозин Р.М., его представитель Сальников В.Г. заявленные исковые требования поддержали по изложенным основаниям.
Представитель ответчика Администрации городского округа Шуя Бордашевская А.С. заявленные исковые требования не признала, полагала их не подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что.. года в Администрацию городского округа Шуя поступило Представление Шуйской межрайонной прокуратуры №.. от.. года «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» в отношении заместителя Главы Администрации по вопросам безопасности, правопорядка и контроля Молозина P.M.». В соответствии с Положением о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликтов, утвержденным Постановлением Администрации городского округа Шуя от 15.10.2010 года №1616, Распоряжением Администрации городского округа Шуя №112 от 16.04.2015, Постановлением Администрации городского округа Шуя от 21.01.2015 №75 "О порядке и сроках применения взысканий к муниципальным служащим Администрации городского округа Шуя за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции" в отношении истца была проведена проверка. 26 мая 2015 года Молозин P.M. в устной и письменной форме был уведомлен о проводимой в отношении него проверке по Представлению Шуйской межрайонной прокуратуры №.. от.. года и ему было предложено предоставить объяснения по фактам, изложенным в Представлении, а так же о необходимости лично присутствовать на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов.. года в 15-00 в кабинете №11. Однако,.. года Молозин P.M. отказался получить и расписаться в получении им запроса о предоставлении объяснительной и в тот же день принес заявление об увольнении по собственному желанию с.. года. О том, что Молозин P.M. отказался получать и расписаться в получении запроса о даче объяснений, главный специалист-кадровик Т. составила и направила служебную записку временно исполняющему обязанности Главы Администрации городского округа Шуя Егорову В.Д. …года Молозин P.M. по телефону поставил в известность заместителя Главы Администрации, руководителя аппарата о том, что с …года ему оформлен листок временной нетрудоспособности и предоставить объяснения, а также присутствовать на заседании Комиссии он не сможет... года в 15-00 часов на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов, присутствовали все члены Комиссии и заместитель прокурора Снигирев А.В., который указал, что Молозин P.M., являясь муниципальным служащим, обязан был принять меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и в письменной форме уведомить работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. Однако, Молозин P.M., как муниципальный служащий, являющийся стороной конфликта интересов, не предпринял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, что является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы. Вместе с тем, ввиду нахождения Молозина P.M. на больничном листе, вынесение решения на данном заседании Комиссии противоречило п. 13 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликтов, согласно которому в случае неявки муниципального служащего или его представителя на заседание комиссии при отсутствии письменной просьбы муниципального служащего о рассмотрении указанного вопроса без его участия рассмотрение вопроса откладывается. Поэтому на заседании Комиссии.. года членами Комиссии было принято решение провести повторное заседание после выхода Молозина P.M. с больничного листа и предоставления им объяснений по фактам, изложенным в Представлении Шуйской межрайонной прокуратуры №.. от.. года... года в Администрацию городского округа Шуя письмом с простым уведомлением поступило заявление Молозина P.M. об отзыве заявления об увольнении по собственному желанию от.. года и о намерении продолжить работу в Администрации городского округа Шуя... года Молозину P.M. было направлено письмо с уведомлением о продолжении в отношении его проверки и о необходимости в срок до.. года предоставить в адрес председателя Комиссии объяснения по фактам, изложенным в Представлении Шуйской межрайонной прокуратуры №.. от.. года (вручено Молозину P.M... г. под роспись). В указанный срок объяснения Молозиным P.M. предоставлены не были... года супругой Молозина P.M. в Администрацию городского округа Шуя был принесен листок временной нетрудоспособности №.. с продолжением (№…) и заявление об увольнении по собственному желанию от.. года... года было принято решение о проведении второго заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов в отношении Молозина P.M., в связи с чем ему были направлены письмом с уведомлением и описью следующие документы: уведомление о рассмотрении заявления Молозина P.M. об увольнении по собственному желанию от.. года и письмо о назначенном на.. года на 15-00 часов заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов и необходимости его личного присутствия. Согласно информации с сайта «почта России..года была сделана попытка вручения письма Молозину P.M., но отправление получено не было с объяснением «адресат заберет отправление сам». Полагает, что Молозин P.M., зная о наличии письма и не предпринимая мер к его получению вплоть до.. года, злоупотребил правом, в связи с чем должен самостоятельно нести риск неблагоприятных последствий своих преднамеренных действий. … года на второе заседание Комиссии Молозин P.M. не явился, объяснения в адрес Комиссии от него так и не поступили. Представителем прокуратуры было предоставлено письмо из ОБУЗ Шуйская ЦРБ о том, что состояние Молозина P.M. оценивается как удовлетворительное и не мешает ему присутствовать на заседании Комиссии лично. В соответствии с п. 13 Положения в случае вторичной неявки муниципального служащего или его представителя без уважительных причин, комиссия может принять решение о рассмотрении указанного вопроса в отсутствие муниципального служащего. Уважительных причин отсутствия на заседании Молозина P.M. комиссией не установлено, в связи с чем комиссия имела права рассматривать вопрос в отсутствие Молозина P.M. Комиссия в ходе голосования установила факт несоблюдения заместителем Главы Администрации по вопросам безопасности,
правопорядка и контроля Молозиным P.M. требований к служебному поведению муниципального служащего и требований об урегулировании конфликта интересов и рекомендовала Врио Главы Администрации наложить на Молозина P.M. взыскание в соответствии со ст. 27.1 Федерального закона №25 от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации». То обстоятельство, что члены комиссии по проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, как указывает истец, знали о возможности возникновения конфликта интересов, правового значения не имеет, поскольку о возможности возникновения конфликта интересов должен знать работодатель, а не члены комиссии. При этом, в силу ст. 11 ФЗ «О противодействии коррупции» муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. Как следует из показаний свидетеля К., она, являясь на тот момент главой Администрации г.о.Шуя, была извещена Молозиным Р.М. о том, что его жена будет участвовать в аукционе на право заключения аренды земельного участка, в устной форме и посоветовала Молозину Р.М. не принимать участия в работе указанной комиссии. О том, что истец все-таки участвовал в работе комиссии, она узнала значительно позднее, когда, пояснить не смогла... года врио. Главы Администрации городского округа Шуя Егорову В.Д. был направлен протокол заседания комиссии от.. года, а.. года указанный протокол был направлен Молозину P.M. заказным письмом с описью... года истец письмом уведомил Работодателя о том, что у него закончился период нетрудоспособности. Однако, на работу Молозин P.M. не вышел... года было принято распоряжение Администрации городского округа Шуя об увольнении Истца в виде применения взыскания, предусмотренного ч.2 ст.27 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и п. 7.1 части 1 ст.81 Трудового кодекса РФ. Полагает, что решение принято в порядке, предусмотренном действующим нормативным правовым актом, и в пределах установленного срока. Учитывая, что Молозин P.M. на рабочем месте не появлялся, ему было направлено распоряжение от.. года №. заказным письмом с уведомлением. По применению сроков взыскания считает, что в данном случае рассматривается специальный срок, а не срок, предусмотренный ст. 193 ТК РФ, так как согласно п.2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом. Согласно п.З ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 года N 25-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами. В городском округе Шуя указанный порядок определен Постановлением Администрации городского округа Шуя от 21.01.2015 года N 75 "О порядке и сроках применения взысканий к муниципальным служащим Администрации городского округа Шуя за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции"; Постановлением Администрации городского округа Шуя от 15.10.2010 года №1616 «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликтов». В силу п. 12 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликтов, утвержденным Постановлением Администрации городского округа Шуя от 15.10.2010 года №1616, председатель комиссии при поступлении к нему информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии в 3-х дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее семи дней со дня поступления указанной информации. В силу п. 26 указанного Положения копии протокола заседания комиссии в 3-х дневный срок со дня заседания направляются Главе Администрации городского округа Шуя, полностью или в виде выписок из него- муниципальному служащему, а также по решению комиссии- иным заинтересованным лицам. В соответствии с п. 9 Порядка и сроках применения взысканий к муниципальным служащим Администрации городского округа Шуя за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Шуя от 21.01.2015 года N 75, взыскания, предусмотренные статьей 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 года N 25-ФЗ, применяются представителем нанимателя (работодателем) на основании: доклада специалиста по кадровой работе о результатах проверки; рекомендации Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов; объяснений муниципального служащего; иных материалов. Согласно п. 10 указанного Постановления Администрации городского округа Шуя от 21.01.2015 года №75 представитель нанимателя (работодатель) в течение одного месяца со дня поступления к нему доклада (рекомендации комиссии, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию) при наличии в действиях (бездействии) муниципального служащего коррупционного правонарушения принимает решение о применении взыскания за коррупционное правонарушение с указанием конкретного вида взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности муниципального служащего, пребывания его в отпуске, другие случаи отсутствия его на службе по уважительным причинам. При этом, взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления вышеуказанной информации. Таким образом, Администрация городского округа Шуя при проведении проверки в отношении истца соблюла все сроки предусмотренные, указанными нормативными актами. На основании изложенного, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Помощник Шуйского межрайпрокурора Тихомиров Е.Н. полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку в ходе судебного заседания нарушений требований действующего законодательства при увольнении Молозина Р.М. не установлено. Факт несоблюдения муниципальным служащим – заместителем Главы Администрации г.о.Шуя по вопросам безопасности, правопорядка и контроля Молозиным Р.М. требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов был установлен Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации г.о.Шуя и урегулированию конфликта интересов на заседании …года. Истец был извещен о необходимости представить объяснения по данному факту. Также Администрацией были предприняты все возможные меры об извещении Молозина Р.М. о дате и месте проведения заседания Комиссии. Однако истец направленную ему корреспонденцию своевременно не получил, несмотря на то, что указанная корреспонденция ему доставлялась работниками почтовой службы. Состояние здоровья ему позволяло присутствовать на заседании комиссии. Письменные объяснения по изложенным в представлении прокурора фактам, Молозин Р.М. также не представил, хотя вел с Администрацией весь указанный период переписку. Считает, что Молозин Р.М. уволен в соответствии с нормами действующего законодательства, с соблюдением порядка увольнения и в установленный специальными нормами срок.
Выслушав участвующих в деле лиц, свидетеля, изучив материалы дела, материалы проведенной прокуратурой проверки, личное дело Молозина Р.М., суд считает, что исковые требования Молозина Р.М. не обоснованны и удовлетворению не подлежат.
Судом установлено, что Распоряжением Администрации городского округа Шуя Ивановской области от …года №.. «Об увольнении Молозина Р.М.» расторгнут трудовой договор от …года с заместителем Главы Администрации городского округа Шуя Молозиным Р.М.; Молозин Р.М. уволен …года в соответствии с п. 7.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. (т.1 л.д.…)
Согласно указанному распоряжению расторжение трудового договора и увольнение Молозина Р.М. было произведено в соответствии с ч.2 ст. 27.1 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», Трудовым кодексом РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом г.о.Шуя, на основании представления Шуйской межрайонной прокуратуры от.. мая.. года №.., доклада специалиста по кадровой работе, рекомендаций комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации г.о.Шуя и урегулированию конфликта интересов от.. года.
Из трудовой книжки Молозина Р.М. следует, что.. года в трудовую книжку внесена запись №15, согласно которой трудовой договор расторгнут в связи с непринятием работником мер по урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, дающее основание для утраты доверия со стороны работодателя, пункт 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ. Основанием для внесения данной записи является Распоряжение Администрации городского округа Шуя Ивановской области от.. ода №... (т. л.д…)
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Согласно ст.1 указанного Закона предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.
Из нормы ч.2 ст. 3 Закона следует, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В силу п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Увольнение по данному основанию является мерой дисциплинарного взыскания.
Статьей 19 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрены основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим, в том числе и основания, предусмотренные ТК РФ, и в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона (п.3 ч.1 ст. 19).
Согласно ч.2.3 ст. 14.1 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
В соответствии с ч.1 ст. 14.1 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и ст. 10 ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
В силу ч.2 ст. 14.1 настоящего Закона под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Исходя из ч. 11 ст. 12 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме своего непосредственного начальника о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Аналогичная норма предусмотрена п. 2 ст. 11 Федерального закона N 273-ФЗ от 25.12.2008 "О противодействии коррупции".
В соответствии с ч. 1 ст. 27 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.
Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона (ч.2 ст. 27 Закона).
В силу ч.2.3 ст. 14.1 данного Закона непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании:
1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию;
3) объяснений муниципального служащего;
4) иных материалов (ч.3 ст. 27.1 Закона).
Согласно ч.4 указанной статьи при применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
В акте о применении к муниципальному служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается часть 1 или 2 настоящей статьи (ч.5 ст.27.1 Закона).
В соответствии с требованиями ч.6 ст. 27.1 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются в порядке и сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу ч.3 ст. 27 настоящего Закона порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.
Таким образом, из положения действующего законодательства следует, что в качестве меры дисциплинарной ответственности муниципального служащего за совершение правонарушений, установленных статьей 14.1 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", предусмотрено увольнение с муниципальной службы в связи с утратой доверия. При этом, работодателем должен быть соблюден предусмотренный трудовым законодательством порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий, а также учтены особенности, предусмотренные ст. 27.1 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В силу ст. 192 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания за совершение работником дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Согласно ст. 193 Трудового кодекса РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Статьей 84.1 ТК РФ установлено, что прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.
С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.
Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).
В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.
В случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки. Работодатель также не несет ответственности за задержку выдачи трудовой книжки в случаях несовпадения последнего дня работы с днем оформления прекращения трудовых отношений при увольнении работника по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 6 части первой статьи 81 или пунктом 4 части первой статьи 83 настоящего Кодекса, и при увольнении женщины, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности или до окончания отпуска по беременности и родам в соответствии с частью второй статьи 261 настоящего Кодекса. По письменному обращению работника, не получившего трудовую книжку после увольнения, работодатель обязан выдать ее не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника.
Как установлено судом, истец, являясь членом комиссии по приватизации муниципального имущества, продаже права на заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа Шуя, земельных участков, находящихся до разграничения собственности в государственной собственности или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, принимал непосредственное участие в заседании комиссии при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу:…,.. года, в котором в качестве заявителя участвовала супруга Молозина Р.М. – В. (т.1 л.д…)
Победителем аукциона признан участник с регистрационным номером 5 – Л..
Данные обстоятельства сторонами по делу на оспаривались.
.. года в Администрацию г.о.Шуя поступило представление Шуйской межрайонной прокуратуры Ивановской области об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции от.. года №... Из указанного представления следует, что межрайонной прокуратурой совместно с ОУ ВСБ России в г.Шуе проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции, которой установлено, что Молозин Р.М., являлся членом комиссии при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером …, расположенного по адресу:…, в котором в качестве заявителя принимала участие его супруга В. Таким образом, у должностного лица Администрации г.о.Шуя Молозина Р.М. с учетом близких родственных отношений с участником указанного аукциона В., при рассмотрении заявки которой он непосредственно принимал участие в качестве члена комиссии, имелась личная заинтересованность, заключающаяся в возможности получения доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды для членов семьи муниципального служащего, а также лиц, указанных в п.5 ч.1 ст. 13 ФЗ «О противодействии коррупции» В названном случае имелись основания для возникновения противоречий между личной заинтересованностью муниципального служащего (в том числе потенциальной) и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Молозиным Р.М. в нарушение требований ст. 11 ФЗ «О противодействии коррупции» меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов не принимались: представитель нанимателя – Глава Администрации городского округа Шуя не уведомлен о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. Обязанность по предотвращению конфликта интересов прямо возложена на Молозина Р.М. как на муниципального служащего условиями заключенного контракта. Неисполнение Молозиным Р.М. требований законодательства о противодействии коррупции не основано на требованиях закона, является противоправным, нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, а также публичные интересы Российской Федерации в сфере реализации государственной политики в области противодействия коррупции, исполнения Российской Федерацией принятых на себя обязательств в рамках Конвенции организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года. Прокурор требовал рассмотреть настоящее представление и принять действенные меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих; решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях законодательства.
26 мая 2015 года Администрацией городского округа Шуя подготовлено уведомление на имя Молозина Р.М., согласно которому Администрация в связи с проводимой служебной проверкой по представлению Шуйской межрайонной прокуратуры №.. от.. года просит заместителя Главы Администрации Молозина Р.М. представить в адрес заместителя председателя комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов объяснения по фактам, изложенным в представлении и прибыть на заседание комиссии.. года в 15.00 часов в кабинет №11. К уведомлению была приложена копия представления Шуйской межрайонной прокуратуры № …. года. (т.1 л.д..)
Судом установлено, что.. года согласно служебной записке главного специалиста КМС и ОР Т. на имя врио Главы Администрации г.о.Шуя Егорова В.Д., Т... года в 10 часов 30 минут заместитель Главы Администрации Молозин Р.М. был уведомлен о проводимой в отношении него служебной проверке по представлению Шуйской межрайонной прокуратуры №.. 2 от.. года, и ему предложено представить объяснения по фактам, изложенным в представлении, а также о необходимости лично присутствовать на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов 27 мая 2015 года в 15.00 часов в кабинете № 11. (т.1 л.д.184)
Также 26 мая 2015 года в администрацию г.о.Шуя поступило заявление Молозина Р.М. от 26 мая 2015 года об увольнении с занимаемой должности с 26 мая 2015 года по собственному желанию. На данном заявлении стоит резолюция и.о. Главы Администрации г.о.Шуя об оформлении увольнения с учетом рассмотрения представления прокуратуры от.. года. (т.1 л.д.188)
Из карты вызова скорой медицинской помощи следует, что.. года был осуществлен выезд бригады скорой медицинской помощи к Молозину Р.М. в связи с жалобами…. Молозину Р.М. рекомендовано обратиться к... (т.1 л.д.22)
Как установлено судом и сторонами не оспаривалось, Молозин Р.М. находился на больничном листе с …года с диагнозом:….; …года - по уходу за ребенком, к работе следовало приступить с.. года.
.. года Молозин P.M. по телефону поставил в известность заместителя Главы Администрации, руководителя аппарата о том, что с.. года ему оформлен листок временной нетрудоспособности и предоставить объяснения, а также присутствовать на заседании Комиссии он не сможет.
.. года состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов, на котором заместитель прокурора Снигирев А.В. сообщил, что Молозин P.M., являясь муниципальным служащим, обязан был принять меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и в письменной форме уведомить работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. Однако, Молозин P.M., как муниципальный служащий, являющийся стороной конфликта интересов, не предпринял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, что является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы. Вместе с тем, в связи с наличием сведений о временной нетрудоспособности Молозина P.M., вынесение решения на данном заседании Комиссии не предоставляется возможным, в связи с чем комиссией было принято решение провести повторное заседание комиссии по окончании периода нетрудоспособности Молозина Р.М. и предоставлении им объяснений по фактам, изложенным в представлении Шуйской межрайонной прокуратуры №.. от.. года. (т.1 л.д.185-187)
..года в Администрацию городского округа Шуя поступило заявление Молозина P.M. об отзыве заявления об увольнении по собственному желанию от.. года и о намерении продолжить работу в Администрации городского округа Шуя. (т.1 л.д.189)
.. года Молозину P.M. было направлено письмо с уведомлением о продолжении в отношении него проверки и о необходимости в срок до.. года предоставить в адрес председателя Комиссии объяснения по фактам, изложенным в Представлении Шуйской межрайонной прокуратуры № от.. года. Также Молозину Р.М. была направлена копия представления Шуйской межрайонной прокуратуры. Согласно уведомлению почтовой службы данное почтовое отправление получено Молозиным по адресу: ….. года. (т.1 л.д…)
Данное обстоятельство стороной истца не оспаривается. Напротив, к исковому заявлению приложена распечатка с сайта почты России, из которой видно, что почтовое отправление вручено адресату Молозину Р.М...
В указанный срок объяснения Молозиным P.M. предоставлены не были.
Из показаний сторон следует, что.. года супругой Молозина P.M. в Администрацию городского округа Шуя был принесен листок временной нетрудоспособности №.. с продолжением (№..и заявление об увольнении по собственному желанию от.. года. (т.1 л.д. …
.. года было принято решение о проведении второго заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов в отношении Молозина P.M., в связи с чем истцу были направлены письмом с уведомлением и описью следующие документы: уведомление о рассмотрении заявления Молозина P.M. об увольнении по собственному желанию от.. года и письмо о назначенном на.. года на 15-00 заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов и необходимости его личного присутствия. (л.д.191, 192)
Согласно сообщению Администрации, направленному Молозину Р.М., его заявление от.. года об увольнении по собственному желанию рассмотрено. Однако в связи с тем, что на момент поступления заявления в Администрации г.о.Шуя начата проверка по фактам, изложенным в представлении Шуйской межрайонной прокуратуры №.. от.. года о нарушении им требований ч.2.3 ст. 14.1 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», выразившемся в непринятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, что является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы по инициативе работодателя, трудовой договор с ним по его заявлению расторгнут не будет. По окончании периода временной нетрудоспособности Молозин Р.М. обязан выйти на работу.
В соответствии с информацией, размещенной на сайте почты России..года была сделана попытка вручения письма Молозину P.M., но отправление получено не было с объяснением «адресат заберет отправление сам». Почтовая корреспонденция была получена Молозиным Р.М. только.. года. (т.1 л.д.40)
.. года состоялось второе заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов, которое было проведено в отсутствие Молозина Р.М.
Из сообщения ОБУЗ Шуйская ЦРБ от.. года, представленного в Шуйскую межрайонную прокуратуру, следует, что Молозин Р.М. находится на листе нетрудоспособности с.. года по настоящее время у невролога поликлиники №2. 10 июня 2015 года проведена врачебная комиссия, по результатам которой отмечена положительная клиническая динамика, пациент консультирован.., следующая явка к... .года. Состояние пациента удовлетворительное, что не препятствует участию в процессуальных действиях. (т.1 л.д. 196)
Комиссия в ходе голосования установила факт несоблюдения заместителем Главы Администрации по вопросам безопасности, правопорядка и контроля Молозиным P.M. требований к служебному поведению муниципального служащего и требований об урегулировании конфликта интересов и рекомендовала врио. Главы Администрации наложить на Молозина P.M. взыскание в соответствии со ст. 27.1 Федерального закона №25 от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации». (т.1 л.д. 202-203)
.. года протокол заседания комиссии от.. года был направлен врио. Главы Администрации городского округа Шуя Егорову В.Д. для принятия решения о применении к муниципальному служащему мер ответственности, предусмотренных действующим законодательством. (т.1 л.д.204)
Также.. года в Администрацию поступило заявление Молозина Р.М. о выплате расчета и выдаче трудовой книжки по написанному им ранее заявлению об увольнении по собственному желанию. (т.1 л.д.25)
.. года Молозину Р.М. было направлено сообщение о том, что письмом от.. года ему сообщалось об отказе в расторжении трудового договора по собственному желанию в связи с проводимой в отношении него проверкой. В результате рассмотрения комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов информации, представленной Шуйской межрайонной прокуратурой, установлен факт несоблюдения им требований антикоррупционного законодательства и законодательства о муниципальной службе по урегулированию конфликта интересов и принято решение рекомендовать врио. Главы Администрации г.о.Шуя применить взыскание, установленное ч.2 ст. 27.1 ФЗ «О муниципальной службе в РФ». Кроме того, Администрация повторно уведомила Молозина Р.М. о том, что по окончании периода временной нетрудоспособности он обязан выйти на работу.
Также в данном почтовом отправлении Молозину Р.М. была направлена копия протокола заседания Комиссии от.. года, что подтверждается описью отправления от.. года. (т.1 л.д.205-206)
Данная корреспонденция была получена Молозиным Р.М... года, что сторонами по делу не оспаривается. (т.1 л.д.46-47, 210)
Письмом от.. года истец уведомил Работодателя о том, что у него закончился период нетрудоспособности (т.1 л.д.207). Однако, на работу Молозин P.M. не вышел.
..года было принято распоряжение Администрации городского округа Шуя от.. года №.. об увольнении Молозина Р.М. в виде применения взыскания, предусмотренного ч.2 ст.27 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на основании п. 7.1 части 1 ст.81 Трудового кодекса РФ. (т.1 л.д.208)
В этот же день Молозину Р.М. почтовым отправлением были направлены трудовая книжка и заверенная копия распоряжения Администрации городского округа Шуя от.. года №.. «Об увольнении Молозина Р.М.», которое он получил.. года. (т.1 л.д.48-51, 211)
Анализируя собранные по делу доказательства, суд полагает, что увольнение истца произведено правомерно, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения служебной проверки в отношении заместителя Главы Администрации городского округа Шуя по вопросам безопасности, правопорядка и контроля Молозина Р.М. на основании информации, поступившей из Шуйской межрайонной прокуратуры, комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов установлен факт несоблюдения им требований антикоррупционного законодательства и законодательства о муниципальной службе по урегулированию конфликта интересов, а именно, не уведомление Молозиным Р.М. в нарушение требований ч. 11 ст. 12 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", п.2 ст.11 ФЗ «О противодействии коррупции» в письменной форме работодателя о конфликте интересов или возможности возникновения конфликта интересов, что дает основания для утраты к нему доверия.
Доводы истца об отсутствии конфликта интересов суд находит несостоятельными, судом установлено, что истец являлся членом комиссии по проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, в котором в качестве заявителя участвовала супруга Молозина Р.М. – В. Аренда земельного участка – сделка не безвозмездная, следовательно, при данных обстоятельствах в силу ч.2 ст. 14.1 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» имела место личная заинтересованность члена комиссии Молозина Р.М., которая могла повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, в связи с чем могло возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и законными интересами муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам.
То обстоятельство, что В. не стала победителем аукциона, правового значения не имеет, поскольку действующее законодательство под конфликтом интересов понимает ситуацию, при которой личная заинтересованность муниципального служащего не только влияет, но и может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, и при которой не только возникает, но и может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, способное привести к причинению вреда этим законным интересам.
Данный вывод суда косвенно подтверждается действиями Молозина Р.М., который, правильно оценивая сложившуюся ситуацию, устно сообщил действующему Главе Администрации г.о.Шуя о том, что в аукционе принимает участие его жена. При этом, как следует из показаний свидетеля К., занимавшей должность Главы Администрации г.о.Шуя, она посоветовала Молозину Р.М. не принимать участия в работе комиссии по проведению аукциона. Однако Молозин Р.М. данным советом не воспользовался.
Суд не признает состоятельными доводы Молозина Р.М. о том, что Глава Администрации г.о.Шуя К., а также члены комиссии по проведению аукциона знали о том, что в аукционе принимает участие его жена, однако своевременно никаких мер к нему принято не было, ввиду следующего. Законодательство о противодействии коррупции не предусматривает устное уведомление работодателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. Как показала свидетель К., о том, что Молозин Р.М. участвовал в работе комиссии, она узнала значительно позднее, когда пояснить не смогла. При этом,.. года трудовые отношения с Администрацией г.о. Шуя у нее были прекращены. То обстоятельство, что члены комиссии по проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, как указывает истец, знали о возможности возникновения конфликта интересов, правового значения не имеет, поскольку о возможности возникновения конфликта интересов должен знать работодатель, а не члены комиссии.
Ссылки истца на то, что о месте и времени заседания комиссии он своевременно не был уведомлен, суд находит необоснованными, поскольку комиссией были предприняты все возможные меры по извещению Молозина Р.М. Так, сообщение о заседании комиссии было направлено заблаговременно, однако.. была неудачная попытка вручения работниками почты указанного отправления с отметкой «адресат заберет отправление сам». Суд полагает, что указанный факт свидетельствует о нежелании Молозина Р.М. своевременно получать направленную ему почтовую корреспонденцию, поскольку зная о наличии письма и проводимой в отношении него проверки, истец не предпринимал мер к его получению вплоть до.. года, тем самым злоупотребил своим правом, в связи с чем должен самостоятельно нести риск неблагоприятных последствий своих преднамеренных действий.
При этом, суд полагает, что Молозин Р.М. по состоянию здоровья имел возможность принимать участие в заседании комиссии, что подтверждается сообщением ОБУЗ Шуйская ЦРБ от.. года.
В соответствии с п. 13 Положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Шуя от 15 октября 2010 года № 1616, в случае вторичной неявки муниципального служащего или его представителя на заседание комиссии без уважительных причин, комиссия может принять решение о рассмотрении вопроса о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов в отсутствие муниципального служащего.
Уважительных причин отсутствия на заседании Молозина P.M. комиссией установлено не было, в связи с чем комиссия имела права рассматривать вопрос в отсутствие Молозина P.M., в связи с чем доводы истца о том, что комиссия приняла решение в его отсутствие, суд находит необоснованными.
Суд также полагает несостоятельными доводы Молозина Р.М. о том, что проверка проведена не в полном объеме, поскольку объяснения с него получены не были, его доводы в защиту не рассматривались и проверяемым обстоятельствам дана не объективная юридическая оценка.
Из материалов дела следует, что. года Молозин Р.М. получил письмо Администрации г.о.Шуя, в котором ему предлагалось в срок до.. года в связи с проводимой служебной проверкой представить в адрес заместителя председателя комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации городского округа Шуя и урегулированию конфликта интересов по фактам, изложенным в пре от 25 мая. года №... При этом, копия представления ему также была направлена. Факт получения данного сообщения истец не оспаривал, однако с.. по.. года и по момент увольнения письменные объяснения им представлены не были, по окончании период нетрудоспособности Молозин Р.М. на работу не вышел. Таким образом, Молозин Р.М. не пожелал реализовать свое право на дачу письменных объяснений. При этом, в указанный период он неоднократно направлял свои письменные заявления в адрес Администрации.
Ссылки истца на то, что в составе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, принявшей решение об установлении факта несоблюдения Молозиным Р.М. требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов, принимал участие заместитель Главы Администрации г.о.Шуя по вопросам архитектуры, землеустройства и имущества Л., являвшийся председателем комиссии по проведению аукциона.. года, в связи с чем не мог быть объективным при голосовании по повестке дня заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, так как был заинтересован, чтобы вся ответственность за нарушение, допущенное при проведении аукциона, легла исключительно на истца, суд полагает не имеющими значения, поскольку на заседании комиссии присутствовало 7 человек и решение было принято единогласно. Голос одного члена комиссии не мог повлиять на принятое решение, так как согласно п.22 Положения о Комиссии решения комиссии принимаются тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
Подача истцом письменного заявления об увольнении по собственному желанию не может признаваться обстоятельством, исключающим возможность прекращения трудового договора с работником по инициативе работодателя при наличии к тому установленных законом обстоятельств, поскольку при наличии факта совершения работником дисциплинарного проступка и подачи им заявления об увольнении по собственному желанию, у работодателя имеется право выбора основания для прекращения трудового договора.
Кроме того, из материалов дела следует, что в нарушение трудовой дисциплины, Молозин Р.М. после окончания периода нетрудоспособности на работу не вышел, что истцом не оспаривается. При этом, Молозин Р.М. был извещен Администрацией, что в отношении него проводится проверка, в связи с чем ему отказано в расторжении трудового договора по собственному желанию, и он обязан выйти на работу по окончании периода временной нетрудоспособности. Таким образом, у работодателя имелось еще одно основание для прекращения трудового договора.
Также суд полагает, что работодателем не нарушен срок привлечения Молозина Р.М. к дисциплинарной ответственности.
Действительно, согласно ч.3 ст. 27 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.
Вместе с тем статьей 27.1 этого же Закона предусмотрены особенности наложений взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Так, в силу ч.6 ст. 27.1 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» взыскания предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются в порядке и сроки, которые установлены настоящим Законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно п.10 Положения о порядке и сроках применения взысканий к муниципальным служащим Администрации городского округа Шуя за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, утвержденного Постановлением Администрации городского округа Шуя от 21.01.2015 года N 75, представитель нанимателя (работодатель) в течение одного месяца со дня поступления к нему доклада (рекомендации комиссии, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию) при наличии в действиях (бездействии) муниципального служащего коррупционного правонарушения принимает решение о применении взыскания за коррупционное правонарушение с указанием конкретного вида взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности муниципального служащего, пребывания его в отпуске, другие случаи отсутствия его на службе по уважительным причинам. При этом, взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления вышеуказанной информации. (т.1 л.д.162)
Правомерность данной позиции отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 23 декабря 2014 года № 2778-О, в котором указано, что такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой муниципальной службы, поступая на которую, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37, часть 1 Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей.
Из материалов дела следует, что протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих поступил врио. Главы Администрации г.о.Шуя.. года, распоряжение об увольнении Молозина Р.М. вынесено.. года, то есть в течение месяца после поступления информации.
Таким образом, сроки привлечения Молозина Р.М. к дисциплинарной ответственности не нарушены.
При данных обстоятельствах у ответчика имелись основания увольнения истца по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, установленный законом порядок увольнения по указанному основанию работодателем был соблюден, в связи с чем основания для признания увольнения незаконным и изменения формулировки увольнения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Молозина Романа Михайловича к Администрации городского округа Шуя об изменении формулировки увольнения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Шуйский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.В.Беспалова.
Решение изготовлено в окончательной форме 28 сентября 2015 года.