Судья: Торбик А.В. Дело <данные изъяты>а-17141/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Варламовой Е.А.,
судей Редченко Е.В., Мертехина М.В.,
при секретаре Кулаковой Т.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу Вахнина В. В. на решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты> к Вахнину В. В. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 год, по земельному налогу за 2015 год, по налогу на имущество физических лиц за 2015 год и пени,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения Вахнина В.В.,
установила:
межрайонная ИФНС России <данные изъяты> по <данные изъяты> обратилась в суд с административным иском к Вахнину В.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 год, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 1275 руб.; недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2015 год налог в размере 18743 руб. и пени по нему в размере 437,34 руб.; недоимку по земельному налогу за 2015 год в размере 2282 руб. и пени по нему в размере 53,25 руб.
В обоснование требований указывалось, что в названный период времени административный истец являлся плательщиком земельного налога, налога на имущество физических лиц, транспортного налога. Ему выставлялись налоговые уведомление и требование. Однако недоимка по налогу не была погашена.
Решением Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> требования удовлетворены частично. Взысканы недоимки и пени по земельному налогу за 2015 году, по налогу на имущество физических лиц за 2015 год и пени по этим налогам, а также пени по транспортному налогу. Во взыскании недоимки по транспортному налогу было отказано.
В апелляционной жалобе Вахнин В.В. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно статье 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу статьи 52 НК РФ налоговое уведомление направляется не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Пунктом 1 статьи 70 НК РФ предусмотрено, что требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. Кроме того, со дня, следующего за днем уплаты налога, начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки.
Согласно статье 69 НК РФ требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6). Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный срок не установлен в самом требовании (пункт 4).
В соответствии со статьей 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2). Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что в 2015 году Вахнин В.В. являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, д. Алексеевка-1, СНТ Старт, уч. 55.
<данные изъяты> Вахнину В.В. было направлено налоговое уведомление <данные изъяты>, в котором указана сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога не позднее <данные изъяты>.
Недоимка по налогу исчислена налоговым органом верно, исходя из налоговой базы, доли в праве, количества месяцев владения в соответствующем налогом периоде, а также налоговой ставки.
В связи с неисполнением в установленные сроки обязанности по оплате налога, Вахнину В.В. <данные изъяты> направлено налоговое требование со сроком исполнения не позднее <данные изъяты>.
<данные изъяты> по заявлению МИФНС <данные изъяты> по <данные изъяты> в отношении Вахнина В.В. выдан судебный приказ о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям, отмененный <данные изъяты> по заявлению Вахнина В.В.
<данные изъяты> в Щелковский городской суд поступил административный иск о взыскании с Вахнина В.В. задолженности по обязательным платежам и санкциям.
Доказательств уплаты Вахниным В.В. земельного налога за 2015 г. административным ответчиком суду первой и апелляционной инстанции не представлено.
В связи с этим судебная коллегия считает, что суд правомерно в полном объеме взыскал с Вахнина В.В. недоимку по земельному налогу за 2015 год.
Недоимка по налогам исчислена налоговым органом в пределах, установленных пунктом 2 статьи 52 НК РФ, – не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Установленные статьей 48 НК РФ сроки налоговым органом были соблюдены.
Вопреки доводам в апелляционной жалобе Вахнина В.В. не имеется оснований считать, что по состоянию на <данные изъяты> кадастровая стоимость указанного выше земельного участка отличалась бы от учтенной налоговым органом – 760 672 рубля, полученном в порядке межведомственного взаимодействия в порядке статьи 85 НК РФ. Доказательств иной кадастровой стоимости Вахниным В.В. суду апелляционной инстанции не представлена.
Что касается решения суда в части взыскания налога на имущество физических лиц, то необходимо отметить следующее.
К местным налогам относится, в том числе налог на имущество физических лиц (подпункт 2 статьи 15 НК РФ).
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
В силу статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество, в том числе жилое помещение (квартира, комната), иное здание, строение, помещение.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 данной статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение об установлении в срок до <данные изъяты> единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 данной статьи.
В соответствии с пунктом 8 статьи 408 НК РФ сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле:
Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,
где Н - сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;
Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи;
Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от <данные изъяты> N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с <данные изъяты>;
К - коэффициент, равный:
0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;
0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;
0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;
0,8 - применительно к четвертому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса.
Начиная с пятого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, исчисление суммы налога производится в соответствии с настоящей статьей без учета положений настоящего пункта.
В силу пункта 3 статьи 403 НК РФ налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу статьи 52 НК РФ налоговое уведомление направляется не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Пунктом 1 статьи 70 НК РФ предусмотрено, что требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. Кроме того, со дня, следующего за днем уплаты налога, начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки.
Согласно статье 69 НК РФ требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6). Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный срок не установлен в самом требовании (пункт 4).
В соответствии со статьей 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2). Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что в 2015 году Вахнин В.В. являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>, кВ.145.
<данные изъяты> Вахнину В.В. было направлено налоговое уведомление <данные изъяты>, в котором указана сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога не позднее <данные изъяты>.
Недоимка по налогу на имущество физических лиц исчислена налоговым органом верно по указанной выше формуле из пункта 8 статьи 408 НК РФ. Налоговая база определена с учетом кадастровой стоимости квартиры по состоянию на <данные изъяты> (в размере 3 124 203,12 кв.м за 64,2 кв.м), уменьшенной с применением вычета в размере 20 кв.м, и составила 2 150 931 рублей. Доля Вахнина В.В. в праве собственности на квартиру составила 5/6. Сумма налога за данное имущество за 2014 год – была начислена ранее 1 145 рублей. Коэффициент 2015 года – 0,2. Налоговая ставка согласно решению Совета депутатов <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> составила 0,1% (для объектов, кадастровая стоимость которых не превышает 300 млн. рублей.
В связи с неисполнением в установленные сроки обязанности по оплате налога, Вахнину В.В. <данные изъяты> направлено налоговое требование со сроком исполнения не позднее <данные изъяты>.
Доказательств уплаты налога на имущество за 2015 год административным ответчиком Вахниным В.В.. суду первой и апелляционной инстанции не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования налогового органа о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2015 год в полном размере.
Вопреки доводам в апелляционной жалобе Вахнина В.В. не имеется оснований считать, что по состоянию на <данные изъяты> кадастровая стоимость указанной выше квартиры отличалась бы от учтенной налоговым органом – 3 124 203,12 рубля, полученной в порядке межведомственного взаимодействия в порядке статьи 85 НК РФ. Доказательств иной кадастровой стоимости Вахниным В.В. суду апелляционной инстанции не представлена.
Что касается транспортного налога, необходимо отметить следующее.
К числу предусмотренных законом налогов относится, в том числе транспортный налог, который в силу подпункта 3 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) является региональным налогом.
В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 этого Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений статьи 362 НК РФ следует, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2).
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.
Ставки транспортного налога предусмотрены <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-ОЗ «О транспортном налоге в <данные изъяты>».
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что в 2015 году Вахнин В.В. являлся собственником нескольких транспортных средств: ТОЙОТА КАМРИ, государственный регистрационный знак Р085ХР90, МИЦУБИСИ П., государственный регистрационный знак М389ТА150, ГАЗ69, государственный регистрационный знак С362НО77, моторная лодка Р54-46МЩ.
<данные изъяты> Вахнину В.В. было направлено налоговое уведомление <данные изъяты>, в котором указана сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога не позднее <данные изъяты>.
В связи с неисполнением в установленные сроки обязанности по оплате налога, Вахнину В.В. <данные изъяты> направлено налоговое требование со сроком исполнения не позднее <данные изъяты>.
<данные изъяты> Вахнин В.В. оплатил имеющуюся задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 18743 руб., в связи с чем суд отказал во взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 год.
В данной части решение суда никем не обжаловано.
Что касается решения суда в части пени, то судебная коллегия также находит его законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени (пункт 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 этого Кодекса (пункт 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Расчет подлежащей взысканию с Вахнина В.В. пени (л.д.19) является арифметически верным и сделан исходя из взысканных недоимок, а также исходя из того, что недоимка по транспортному налогу была уплачена позже срока.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного истца, определен судом в соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, по данному делу не выявлено.
С учетом изложенного, решение суда не подлежит отмене или изменению.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щелковского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Вахнина В. В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи