Дело № 2-2214/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 16 октября 2019 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Болохоновой Т.Ю.
при секретаре Лесиной А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ворошиловского района г. Волгограда в интересах несовершеннолетней ФИО2 к Комитету здравоохранения Волгоградской области об организации обеспечения специализированным лечебным питанием,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ворошиловского района г. Волгограда обратился в суд с иском, в котором с учетом внесенный в порядке ст. 39 ГПК РФ изменений просит обязать комитет здравоохранения <адрес> организовать обеспечение ребенка-инвалида ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения специализированным лечебным питанием «Ликвиджен» в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, за счет средств федерального бюджета до изменения дозировки или до отмены применения данного лекарственного препарата.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведенной по обращению Стрельниковой Н.Ю. прокурорской проверки по вопросу обеспечения её дочери ФИО2, 2012 года рождения показанными лекарственными средствами установлено, что малолетняя ФИО2 состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Детская поликлиника №» с основным диагнозом: «Муковисцидоз, смешанная форма. Хронический обструктивный гнойный бронхит. Хроническая стафилококковая инфекция», имеет статус ребенка-инвалида, а потому в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ, Федеральным законом № 323-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № вправе рассчитывать на бесплатное обеспечение всеми показанными лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с рекомендациями врачебной комиссии ГБОЗ МО «<адрес> консультативно-диагностический центр для детей» ФИО2 нуждается в постоянном приеме специализированного лечебного питания «Ликвиджен» по 30 мл в сутки.
ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом ГУЗ «Детская поликлиника №» был выписан ФИО2 рецепт на получение лечебного питания «Ликвиджен» дозировкой по 10 м 3 раза в день, который был предъявлен в специализированную аптечную сеть ДД.ММ.ГГГГ, где до сих пор числится на отсроченном обеспечении. Таким образом, по вине ответчика, являющегося уполномоченным исполнительным органом в сфере охраны здоровья граждан на территории <адрес>, до настоящего времени показанным лечебным питанием ФИО2 не обеспечена, что нарушает её права на получение бесплатной медицинской помощи и послужило основанием для обращения за судебной защитой нарушенных прав.
В судебном заседании прокурор Богатырева Н.С. исковые требования поддержала и просила обратить решение суда к немедленному исполнению, ссылаясь на наличие объективной необходимости бесперебойного применения показанного лечебного питания для поддержания текущего состояния здоровья в условиях исчерпания законными представителями ребенка собственных средств и возможностей для приобретения данного лечебного питания.
Соистец Стрельникова Н.Ю. исковые требования прокурора поддержала, суду пояснила, что при прерывании приема показанного лечебного питания ребенок сразу теряет в весе, что пагубно влияет на общее состояние здоровья. Возможности для самостоятельного приобретения лечебного питания они с супругом в настоящее время не имеют, оставшейся банки лечебного питания хватит не более чем на одну неделю.
Представитель ответчика Федоров Д.В. возражал против удовлетворения иска и просил в иске отказать. Не оспаривал нуждаемость ФИО2 в приме заявленного лечебного питания и не отрицал ее необеспечение данным специализированным питанием с апреля 2019 года вследствие возникших сложностей с закупкой лекарственных средств и поставкой на аптечный склад. Настаивал на том, что правовых оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению не имеется.
Привлеченное к участию в процессе в качестве третьего лица ГУЗ «Детская поликлиника №», будучи надлежаще, извещенным в судебное заседание явку своего полномочного представителя не обеспечило, об уважительности причин не явки суду не сообщило, об отложения слушания не ходатайствовал, в представленном письменном отзыве полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению со ссылкой на принятие со своей стороны всех мер к обеспечению ФИО2 показанным лечебным питанием, в котором она нуждается по состоянию здоровья.
Выслушав явившихся в судебное заседание участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Кроме того, в Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья; каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности; человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Статьей 41 Конституции РФ гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь и установлено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В статье 2 названного Федерального закона дано понятие социальной защиты инвалидов как системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
По смыслу ст. 10 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 года и ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 03 мая 2012 года № 46-ФЗ, государства-участники подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.
Исходя из ст. 25 Конвенции о правах инвалидов, государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники: предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях — коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых; не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области.
Согласно ст. 6 правила 2 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности.
В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения Федеральный закон 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, в частности, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (пп. 1 и 3 ст. 1).
Согласно ст. 4,19, 11 настоящего Закона, основными принципами охраны здоровья в Российской Федерации являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качестве медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказании.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно ч. 2 ст. 19 настоящего Федерального закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч.1 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
По смыслу пп. 2, 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Таким образом, федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих ранее принятых решениях уже указывал, что вытекающее из принципов правового государства и юридического равенства требование формальной определенности правового регулирования в полной мере распространяется на нормы компетенционного характера; из этого вытекает необходимость ясного, четкого, непротиворечивого определения компетенции каждого уровня публичной власти, последовательного разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также взаимосогласованной регламентации полномочий органов публичной власти нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности (постановления от 6 апреля 2004 года N 7-П и от 29 марта 2011 года N 2-П).
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определяя полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), прямо не относит к их числу вопросы, связанные с лекарственным обеспечением лиц, страдающих разного рода заболеваниями.
Вместе с тем, согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона в круг такого рода полномочий входит организация оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти).
При этом территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая, как следует из части 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждается субъектом Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, по своей сути и назначению в организационно-правовом механизме охраны государством здоровья граждан объективно обусловлена всеми адресованными органам государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере требованиями федерального законодательства, которые в целом образуют универсальный минимальный стандарт обеспечения охраны здоровья граждан органами государственной власти каждого субъекта Российской Федерации.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утвержденная постановлением Правительства РФ от 10.12.2018 № 1506, предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей по перечню заболеваний, утверждаемому Правительством Российской Федерации, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, по перечню лекарственных препаратов, сформированному в установленном порядке и утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1.1 Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года № 152, комитет здравоохранения Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области.
В соответствии с п. 2.1.14 Положения, комитет здравоохранения Волгоградской области организует на территории Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания; а в соответствии с п. 2.1.34 - осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 17 июня 2011 г. N 290-п утвержден Порядок лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях.
Указанное постановление направлено на реализацию положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлений Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и Закона Волгоградской области от 12 мая 2009 г. N 1885-ОД "О лекарственном обеспечении населения Волгоградской области" в их взаимосвязи.
В ходе судебного разбирательства установлено и следует из представленных в материалы дела документов, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет статус ребенка-инвалида с детства, наблюдается в ГУЗ «Детская поликлиника №» с диагнозом: Муковисцидоз, смешанная форма. Хронический обструктивный гнойный бронхит. Распространенные бронхиоло-бронхоэктазы обеих легких, фиброз. ДН 01-1 степени. Хронический полипозный пансунусит. Синдром псевдо-Барттера в анамнезе. Диффузные изменения в печени, в связи с чем включена в региональный сегмент Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцитозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей (лиц, больных семью высокозатратными нозологиями), является федеральным льготником в части обеспечения показанными лекарственными препаратами.
После проведенного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ планового стационарного лечения в ГБУЗ МО «Московский областной консультативно-диагностический центр для детей» ей рекомендовано продолжить в числе прочего прием лечебного питания «Ликвиджен» по 30 мл в сутки постоянно.
В декабре 2018 года ГУЗ «Детская поликлиника №» направило в Комитет здравоохранения Волгоградской области обращение о включении в заявку на препараты по ОНЛС-Р и ОНЛС-Ф для ФИО2 на 2019 год специализированного лечебного питания «Ликвиджен плюс» 250 мл месячной потребностью 4 бутылочки, а ДД.ММ.ГГГГ выдало законному представителю ребенка льготный рецепт № <адрес>9 на смесь для лечебного питания «Ликвиджен 250 № по 10 м. 3 раза в день, постоянно, который был предъявлен в специализированную аптечную сеть в апреле 2019 года, где до сих пор находится на отсроченном обеспечении, что не оспаривалось стороной ответчика.
Как установлено, специализированный продукт детского диетического (лечебного) питания "Ликвиджен+ (Liquigen+)" зарегистрирован на территории Российской Федерации и внесен в Перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2019 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2738-р.
Анализ установленных по делу фактических обстоятельств и правовая оценка представленных суду доказательств, позволяют суду сделать вывод о том, что ФИО2 показанным ей продуктом специализированного лечебного питания с апреля 2019 года не обеспечивается, что в силу приведенных выше законоположений свидетельствует о ненадлежащем исполнении Комитетом здравоохранения Волгоградской области своих прямых полномочий по организации постоянного и бесперебойного обеспечения ФИО2 показанным продуктом специализированного лечебного питания.
Исходя из отсутствия гарантии надлежащего обеспечения ФИО2 показанным лечебным питанием в ближайшей перспективе, в целях защиты прав и законных интересов последней, суд полагает необходимым в судебном порядке обязать Комитет здравоохранения Волгоградской области организовать обеспечение ребенка-инвалида ФИО2 специализированным лечебным питанием «Ликвиджен» в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, за счет средств федерального бюджета, обратив решение суда на основании ст. 212 ГПК РФ к немедленному исполнению в связи с наличием высокой степени риска наступления необратимых последствий для здоровья несовершеннолетней ФИО2 при возникновении перебоев в приеме необходимого лечебного питания.
Заявленные по делу доводы ответчика суд находит несостоятельными и не влекущими отказа в иске, расценивая правовую позицию ответчика основанной на формальном уклонения от организации обеспечения ребенка-инвалида необходимым лечебным питанием.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ворошиловского района г. Волгограда удовлетворить.
Обязать Комитет здравоохранения Волгоградской области организовать обеспечение ребенка-инвалида ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения специализированным лечебным питанием «Ликвиджен» в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, за счет средств федерального бюджета.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме 18 октября 2019 года.
Председательствующий Т.Ю. Болохонова