Дело № 2-126/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Могоча 31 мая 2018 года
Могочинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Вишняковой Е.Н.,
при секретаре Кучеровой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова Сергея Васильевича к администрации городского поселения «Могочинское» о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
к администрации городского поселения «Могочинское», Управлению федерального казначейства по Забайкальскому краю, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации в возмещение морального вреда,
установил:
Семенов С.В. обратился в суд с иском к администрации городского поселения «Могочинское», в котором просит возложить обязанность- обеспечить его жилым помещением по договору найма специализированным помещением вне очереди, ссылаясь на то, что родился в <адрес>, проживал у знакомых людей, не являющихся ему родственниками. В настоящее время отбывает наказание, освобождается ДД.ММ.ГГГГ. Истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с гарантийным письмом главы г.п. «Могочинское». Распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края истец включен в краевой список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории Забайкальского края, при этом учтена дата постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ, но до настоящего времени жильем не обеспечен, в то время, как после отбытия первого срока наказания обращался в администрацию.
Семенов С.В. также обратился в суд с иском, в котором просит взыскать в солидарном порядке с администрации городского поселения «Могочинское», УФК по Забайкальскому краю, Министерства финансов РФ компенсацию в возмещение морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей ссылаясь на то, что он поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилых условий в соответствии с гарантийным письмом главы г.п. «Могочинское», однако ответчиком не выполнены обязательства по предоставлению ему жилого помещения. Полагает, что ответчиком были нарушены нормы закона, в связи с чем ему причинен моральный вред, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ года он был вынужден скитаться на протяжении <данные изъяты> лет, жить в подвалах, бродяжничать, совершать намеренные правонарушения, чтобы его арестовали и поместили в места лишения свободы.
Судом исковые заявления Семенова С.В. на стадии принятия были объединены в одно производство. К участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Администрация муниципального района. «Могочинский район»; в качестве третьих лиц привлечены: Министерство территориального развития Забайкальского края, Министерство образования науки и молодежной политики Забайкальского края, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Истец Семенов С.В. в судебном заседании, с использованием видеоконференцсвязи с ФКУ ИК- УФСИН России по Забайкальскому краю, заявленные требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении, также дополнил. Что относится к категории детей- сирот, поскольку мать умерла, сведения от отце отсутствует. После смерти матери он был взят под опеку своей теткой, с которой проживал в <адрес>, обучался в школе –интернат № до 11 класса, после чего обучался в ПУ по очной форме обучения по специальности плотник, закончил обучение в ДД.ММ.ГГГГ. В армии не служил из-за судимости. Первый раз был осужден в ДД.ММ.ГГГГ. к обязательным работам, в ДД.ММ.ГГГГ. осужден к лишению свободы, отбывал наказание до ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ. осужден к лишению свободы, отбывает в настоящее время наказание по приговору суда. По достижении 18 лет, в ДД.ММ.ГГГГ. он устно обращался в администрацию г.п. «Могочинское» с целью получения жилья, предоставлял документы, ему подтвердили, что он состоит на очереди в получении жилья, однако разъяснили, что г.п. «Могочинское» не обладает полномочиями по предоставлению жилья, рекомендовали обратиться в <адрес>. С письменными заявлениями о предоставлении жилья до ДД.ММ.ГГГГ. он ни куда не обращался. В ДД.ММ.ГГГГ. он письменно обратился в Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, ему был дан письменный ответ, что вопрос о предоставлении жилья будет решен после отбытия им наказания. Моральный вред заключается в том, что он испытывал нравственные страдания в связи с тем, что администрация г.п. «Могочинское» по достижению им 18 лет жилье ему не предоставила. В собственности жилья он не имел и не имеет, нанимателем жилья по договору социального найма не является.
Ответчик -представитель администрации городского поселения «Могочинское» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, в письменном заявлении представитель по доверенности Родионова О.А. просила рассмотреть дело в их отсутствие (т.1 л.д.96, ) в удовлетворении заявленных требования просила отказать в полном объеме, поскольку полагает, что администрация г.п. «Могочинское» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не относится к их компетенции.
Ответчик -представитель администрации муниципального района «Могочинский район» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. В письменном отзыве глава муниципального района Сорокотягин А.А. (т.1 л.д.137-138, ) просил рассмотреть дело в их отсутствие. Ссылался на то, что предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Законом Забайкальского края «О детях сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» от 18.12.2009г. №315-ЗЗК дополнительные гарантии финансируются за счет средств бюджета края, в полномочия администрации МР «Могочинский район» не входит предоставление жилого помещения до договору найма специализированного жилого помещения указанной категории лиц.
Ответчик -представитель Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. Возражений по существу заявленных требований не представили.
Ответчик -представитель Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. В письменном отзыве представитель по доверенности Лосева М.Н. (т.1 л.д.79-85) ссылалась на то, что Министерство является не надлежащим ответчиком по делу, просила в удовлетворении требований к Министерству отказать, ссылаясь на то, что действующим законодательством определен круг исполнительных органов государственной власти Забайкальского края к полномочиям которых отнесено решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе обеспечение жильем специализированного жилого фонда, в число которых Министерство финансов Забайкальского края не входит. Министерство является финансовым органом края, исполнительным органом государственной власти, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, осуществляющим составление и организацию бюджета Забайкальского края. Таким образом, Министерство не является уполномоченным органом по предоставлению жилых помещение определенным категориям граждан, нуждающимся в его предоставлении. Возмещение гражданину вреда в соответствии со ст.1069 ГК РФ (в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностного лица) производится за счет соответствующей казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. Ведомственной структурой расходов краевого бюджета определен перечень главных распорядителей средств бюджета Забайкальского края. Главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края по ведомственной принадлежности является Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края. Министерство финансов Забайкальского края не является главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края в отношении средств, предусмотренных Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, соответственно не является надлежащим ответчиком по делу, не вправе исполнять обязательства субъекта РФ Забайкальского края за счет сметы государственного органа.
Ответчик -представитель Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. В письменном отзыве представитель по доверенности Межонов Д.В. (т.1 л.д.27-31, ) просил рассмотреть дело в их отсутствие, ссылалась на то, что в связи с вступлением в силу 01.01.2013г. федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» порядок обеспечения жильем указанной категории лиц был изменен, предусмотрено создание и предоставление специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с законом Забайкальского края от 26.12.2012г. №777-ЗЗК «О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края сформирован единый краевой Список детей-сирот. Дети –сироты, которые до 01.01.2013 были приняты на учет в органах местного самоуправления, включены в данный Список детей-сирот на основании сведений, предоставленных органами опеки и попечительства. Включение в список лиц, в отношении которых приняты судебные решения, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия судебного решения либо даты, указанной в судебном решении. Семенов С.В. поставлен на учет детей-сирот гарантийным письмом главы городского поселения «Могочинское» муниципального района «Могочинский район» от ДД.ММ.ГГГГ. №. Распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 12.02.2014 г. Семенов включен в краевой Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дата постанови на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий – ДД.ММ.ГГГГ год. В соответствии с Порядком предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 26.02.2013г. №90, жилые помещения предоставляются указанной категории лиц по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях специального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершению получения профессионального образования либо окончания прохождения военной службы по призыву. процедура формирования специализированного жилищного фонда, а также строительство жилья и проведение конкурсных процедур носит объективно длительный характер. Департамент имущества Забайкальского края с течении 10 рабочих дней со дня принятия решения о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд Забайкальского края направляет его копию в Министерство. Жилые помещения предоставляются указанной категории лиц, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решения о предоставлении жилых помещений лицам, включенным в Список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, принимает Министерство. В связи с передачей полномочий приказом Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края от 07.04.2015г. №428 образована Комиссия по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края. К основным задачам которой относится, в том числе, принятие решения о предоставлении указанной категории лиц жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края. Решение о предоставлении жилого помещения, принятие с соблюдением требований порядка, является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения. Заключение договоров найма специализированных жилых помещений осуществляется Департаментом имущества Забайкальского края в течении 30 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении жилого помещения. В настоящее время объем выделяемых средств бюджета Забайкальского края не позволяет одновременно обеспечить вех нуждающихся детей-сирот жилыми помещениями. Кроме того, предоставление истцу жилого помещения по вступившему в законную силу решению нарушит права и законные интересы тех детей-сирот, которые включены в списки и поставлены на учет ранее. Также истцом не предоставлены сведения о наличии или отсутствии жилого помещения на праве собственности. Семенов С.В. состоит в списке детей-сирот и будет обеспечен жилым помещением в установленном законом порядке. В удовлетворении заявленных исковых требований просили отказать.
Представитель третьего лица Министерства территориального развития Забайкальского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. В письменном отзыве представитель по доверенности Андреева К.А. (т.1 л.д.32-35, ) просила рассмотреть дело в их отсутствие, ссылалась на то, что решения о предоставлении жилых помещений лицам, включенным в список, которое является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения, принимает Министерство социальной защиты населения Забайкальского края. Внеочередного предоставления жилых помещений указанной категории граждан нормами действующего законодательства не предусмотрено. Министерства территориального развития Забайкальского края на основании информации Минсоцзащиты населения забайкальского края о потребности в жилых помещениях, учитывая состояние рынка готового и (или) строящегося жилья, возможность осуществления строительства в соответствующем муниципальном образовании, определяет лишь способ приобретения жилых помещений в собственность края в разрезе муниципальных образований и осуществляет закупку работ по строительству (участие в долевом строительстве) жилых помещений.
Представитель третьего лица Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. В письменном отзыве представитель по доверенности Елизова Н.Е. (т.1 л.д.36-37,108-109, ) просила рассмотреть дело в их отсутствие, ссылалась на то, что с 01.04.2015 года Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края не осуществляет полномочие в сфере предоставления и обеспечения дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные полномочия переданы Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края. Все документы, касающиеся предоставления и обеспечения дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежали обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края переданы так же в Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края.
Представитель третьего лица Управления федерального казначейства по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. В письменном отзыв на исковое заявление представитель по доверенности Ишиманова Е.А. (т.1 л.д.41-47, ) просила рассмотреть дело в их отсутствие, в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда отказать, поскольку считает заявленную сумму компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> считаю необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Доводы истца о наличии нравственных и физических страданий материалами дела не подтверждены и отсутствуют доказательства, позволяющие оценить их степень и характер. Кроме того, не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между не предоставлением жилого помещения и причинением истцу физических и нравственных страданий. УФК по Забайкальскому краю является юридическим лицом, основной задачей которого является кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на территории субъекта РФ, бюджетов муниципальных образований в соответствии с бюджетным законодательством РФ и не наделено полномочиями по распределению средствами казны РФ, а также по представлению в суде интересов казны РФ.
Представитель третьего лица - Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. В письменном отзыв на исковое заявление представитель по доверенности Тестова А.В. (т.1 л.д.234-235) просила рассмотреть дело в их отсутствие. Решение о предоставлении жилого помещения является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения. При наличии соответствующего решения Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края Департаментом будет заключен договор найма специализированного жилого помещения, поэтому нарушения прав истца со стороны Департамента не имеется.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ препятствий для рассмотрения дела по существу в отсутствие не явившихся лиц, не имеется. Выслушав доводы истца, исследовав материалы дела, письменные отзывы, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Из материалов дела следует, что Семенов Сергей Васильевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином РФ, что подтверждается паспортом (т.1 л.д. 189), его матерью является ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ.р., сведения об отце внесены в актовую запись на основании заявления матери (ФИО4), т.е. отсутствуют, что подтверждается записью акта о рождении № (т.1 л.д.182) свидетельством о рождении (т.1 л.д.190).
Семенов С.В. относится к категории детей-сирот, поскольку его мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается записью акта о смерти № (т.1 л.д.181), свидетельством о смерти (т.1 л.д.191), справкой, выданной Управлением образования администрации <адрес> (т.1 л.д.223)..
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Семенов С.В. проживал Могочинском детском доме-школе, что подтверждается справкой (т.1 л.д.221).
На основании разрешения Могочинского районного комитета образования от ДД.ММ.ГГГГ. (т.1 л.д.192) ФИО14 разрешено забрать несовершеннолетнего Семенова Сергея Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ. в семью на постоянное место жительства в <адрес>, <адрес>.
На основании письменного заявления ФИО14 и предоставленных документов, медицинского заключения, справки о состав семьи, письменных согласий членов семьи, согласия несовершеннолетнего Семенова С.В., актов обследования жилищно-бытовых условий, справок, характеристик, иных документов (т.1 л.д.193-215) постановлением муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.216) установлена опека ФИО14 над несовершеннолетним Семеновым С.В.
Семенов С.В. постановлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с гарантийным письмом главы администрации городского поселения «Могочинское» от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д.70), согласно которому по состоянию на указанную дату жилое помещение за несовершеннолетним Семеновым С.В. не закреплялось ввиду его отсутствия у родителей.
Семенов С.В. обучался в Государственном специальном (коррекционном) образовательном учреждении автономного учреждения <адрес> для обучающихся воспитанником с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. (поступил в 3 класс), дата выбытия ДД.ММ.ГГГГ (выбыл из 9 класса по его окончании), что подтверждается архивной справкой, выданной администрацией <адрес> (т.1 л.д.188), справкой, выданной школой –интернат № (т.1 л.д.218).
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.219) в связи с достижением 18-летнего возраста Семеновым С.В. прекращена выплата денежного пособия ФИО14 с ДД.ММ.ГГГГ на подопечного Семенова С.В.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.220) Семенову С.В., в связи с достижением 18-летнего возраста, но продолжающего обучение в общеобразовательном учреждении, производились выплаты денежных средств с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с окончанием образовательного учреждения, постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.224) Семенову С.В. прекращена выплата денежного пособия с ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 12.02.2014 г. №116-р (т.1 л.д.39-40) Семенов С.В. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края, что также подтверждается сведениям Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> (т.1 л.д.38, 186,187 ).
В отношении Семенова С.В. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей по Шимановскому городскому судебному участку было прекращено уголовное дело по <данные изъяты> в связи с примирением сторон по преступлению, совершенному в несовершеннолетнем возрасте) (т.1 л.д.241-242)
ДД.ММ.ГГГГ Семенов С.В. осужден <адрес> по <данные изъяты> (т.1 л.д.243-245).
ДД.ММ.ГГГГ Семенов С.В. осужден <адрес> по <данные изъяты> (т.1 л.д.246-248).
ДД.ММ.ГГГГ. осужден <адрес> (с учетом изменений, внесенных постановлением Забайкальского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ) (т.1 л.д.249-256) по <данные изъяты> с присоединением не отбытой части наказания по приговору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. на основании ст.70 УК РФ к <данные изъяты>. Освободился ДД.ММ.ГГГГ. по отбытию срока наказания. В настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-№ по приговору <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ., которым осужден по <данные изъяты> к <данные изъяты> годам лишения свободы, что подтверждается справкой о результата проверки в ОСК (т.1 л.д.25-26).
Семенов С.В. регистрации по месту жительства на территории Забайкальского края не имеет (т.1 л.д.71). На момент осуждения по последнему приговору от ДД.ММ.ГГГГ. временно проживал в <адрес>, своего жилья на территории <адрес> не имеет, что также подтверждается извещением из Единого государственного реестра недвижимости (т.1 л.д.143, 239). На территории <адрес> жилые помещения за Семеновым С.В. не закреплялись, что подтверждается письмом управления образования администрации <адрес> (т.1 л.д.225). Судом также установлено, не оспаривалось сторонами, что до настоящего времени специализированным жилым помещением, в установленном законом порядке Семенов С.В. не обеспечен.
Судом установлено, что с 01.04.2015 года Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края не осуществляет полномочие в сфере предоставления и обеспечения дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные полномочия переданы Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края. Все документы, касающиеся предоставления и обеспечения дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежали обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края переданы в Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края.
ДД.ММ.ГГГГ на обращение Семенова С.В. ( С/1074 от ДД.ММ.ГГГГ) по месту его отбытия наказания Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края направлен письменный ответ (т.1 л.д.12) в котором было разъяснено, что вопрос о предоставлении жилого помещения будет рассматриваться по мере формирования специализированного жилого фонда для детей –сирот на территории Забайкальского края по окончанию отбывания им наказания в исправительном учреждении.
Согласно представленных администрацией г.п. «Могочинское» сведений (т.1 л.д.55-59) Семенов С.В. обращался с письменным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. о выдаче копий документов, на основании которых он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с гарантийным письмом главы г.п. «Могочинское» №, на что ему был дан письменный ответ ДД.ММ.ГГГГ о том, что полномочиями по предоставлению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обладает Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края. Семенову рекомендовано обратиться в Министерство для уточнения информации о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Также ДД.ММ.ГГГГ. Семенову С.В. на его обращение был дан письменный ответ (т.1 л.д.10) о порядке постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещения.
Положениями частей 1 и 3 ст. 40 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется право на жилище.
Так, круг лиц, имеющих право получить жилье вне очереди (п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) установлен Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, в п. 4 ст. 1 которого указано, что к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013г.) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей). Жилые помещения предоставлялись указанным лицам по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой меры социальной поддержки.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ, далее Федеральный закон №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом № 15-ФЗ утратил силу с 1 января 2013 г. пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно статьи 4 Федерального закона № 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013 г. Действие положений статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона № 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.
При этом, статья 8 Федерального закона №159-ФЗ (в редакции действовавшей до 01 января 2013 г.) одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди определяла отсутствие у них закрепленного жилого помещения.
Семенов С.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на территории <адрес> как относящийся к категории детей-сирот в ДД.ММ.ГГГГ., т.е. до вступления в законную силу Федерального закона № 15-ФЗ. Совершеннолетия Семенов С.В. достиг ДД.ММ.ГГГГ., обучался в до ДД.ММ.ГГГГ., службу в армии не проходил из-за судимости.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан РФ возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.
Судом установлено, что с заявлением о предоставлении жилья в уполномоченные органы Семенов С.В. до ДД.ММ.ГГГГ года не обращался. Отсутствие реальной возможность обратиться с заявлением о предоставлении ему жилого помещения судом не установлено, таковых причин и не указано самим истцом.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Забайкальского края от 26 декабря 2012 года №777-ЗЗК «О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края». (далее Закон №777-ЗК)
В соответствии с указанным Законом №777-ЗЗК список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края (далее - список), представляет собой систематизированные сведения о детях-сиротах, лицах из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. В список включаются дети-сироты, лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, достигшие возраста 14 лет, место жительства которых находится на территории Забайкальского края. Включенные в список дети-сироты, лица из числа детей-сирот подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.
Порядок предоставления детям-сиротам и детям, ставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края утвержден постановлением Правительства Забайкальского края от 26.02.2013 года №90 «О порядке предоставления детям –сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края».
В соответствии с указанным порядком, детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилищного фонда Забайкальского края по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) (п.2).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Забайкальского края, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.3)
Решения о предоставлении жилых помещений лицам, включенным в Список, принимает Минсоцзащиты Забайкальского края в соответствии с заявлением лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, о согласии заключения договора найма специализированного жилого помещения, предложенного по определенному адресу места нахождения (п.7). Решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований настоящего Порядка, является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения (п.16).
В соответствии со ст.1 Закона Забайкальского края от 15.11.2013 г. №880-ЗЗК органы местного самоуправления "муниципальных районов и городских округов Забайкальского края (далее - органы местного самоуправления) отдельным государственным полномочием по финансовому обеспечению исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о праве истца на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, обязанность по обеспечению которого возлагается на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца в части внеочередного предоставления жилого помещения, поскольку Федеральным законом № 15-ФЗ с 1 января 2013 года исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям - сиротам и лицам из числа детей-сирот. Кроме того, с заявлением о предоставлении жилья по достижении 18-летнего возраста Семенов в установленном законом порядке не обращался, доказательств этого суду не представил.
Истцом также заявлено требование о взыскании компенсации в возмещение морального вреда.
Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно положений ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» предусмотрено, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.
Судом установлено, что Семенов С.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как относящийся к категории детей-сирот. По гарантийному письму главы администрации «Могочинское» включен в единый Список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края.
Доводы истца о том, что по достижению 18 лет администрация г.п. «Могочинское» не предоставили ему жилье, в связи с чем ему причинен моральный вред данных ответчиком суд находит не состоятельными, поскольку предоставление жилья носит заявительный характер. Истец сам подтвердил, что обращался в администрацию г.п. «Могочинское» устно в ДД.ММ.ГГГГ., при этом ему были даны разъяснения, что администрация не обладает полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам. В настоящее время Семенов отбывает наказание по приговору суда от ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ. с заявлениями о предоставлении ему жилого помещения не обращался. На обращение Семенова в установленный законом срок Министерством социальной защиты населения Забайкальского края был дан ответ, что вопрос о предоставлении жилого помещения истцу будет рассматриваться по окончанию отбывания Семеновым наказания в исправительном учреждении (т. 1 л.д.12-13), что соответствует положениям действующего законодательства. Таким образом, нарушений жилищных прав истца действиями (бездействием) ответчиков, не установлено. В связи с чем, доводы ответчика являются не состоятельными.
С учетом вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании с администрации городского поселения «Могочинское», а равно и с других ответчиков компенсации в возмещение морального вреда, поскольку истцом не представлено доказательств виновности их действий (бездействий). Кроме того, на администрацию г.п. «Могочинское» не возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
При данных обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявленных исковых требований Семенову Сергею Васильевичу отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Могочинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 01 июня 2018 года
Председательствующий судья Е.Н. Вишнякова
копия верна, судья Е.Н. Вишнякова