УИД 63RS0030-01-2023-003178-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2023 года г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Милованова И.А.,
при секретаре судебного заседания Веприковой Д.М.,
с участием старшего помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области Толстовой А.О.,
представителя административного истца ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области Силакова И.В.,
административного ответчика Сараева Ю.А. (посредством видеоконференцсвязи),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2778/2023 по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении ФИО2, ... года рождения, родившегося в ...., отбывающего наказание в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области предъявил в Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении ФИО2, указав при этом следующее.
ФИО2, ... года рождения, на основании приговора Чапаевского городского суда Самарской области от 24.03.2011 г. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, и ему с учетом положений ч. 5 ст. 69 УК РФ (ст. п. «в» ч.2 ст. 158, п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ; ч. 4 ст. 111 УК РФ; ч. 1 ст. 158, ч. 3 ст. 158 УК РФ), по совокупности приговоров, с учетом апелляционного постановления от 08.08.2019 г., назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 12 лет 11 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. С 04.06.2018 г. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Конец срока отбывания наказания Сараева Ю.А. наступает 30.07.2023г.
Административный истец просит установить административный надзор в отношении ФИО2, ... года рождения, на срок 3 года со следующими ограничениями: запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22.00 до 06.00, кроме случаев, связанных с работой; обязать явкой не реже двух раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В судебном заседании административный истец – представитель ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области Силаков И.В. поддержал административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении Сараева Ю.А., просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Сараев Ю.А. в судебном заседании административные исковые требования признал частично, просил снизить срок административного надзора.
Старший помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти Толстова А.О., давшая заключение в порядке ст. 39 КАС РФ, в судебном заседании административные исковые требования поддержала, полагала, что заявление начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области подлежит удовлетворению.
Суд, выслушав представителя административного истца, административного ответчика и заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения административных исковых требований начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 272 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
Как следует из ч. 8 ст. 272 КАС РФ, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 ФЗ РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ установлено, что административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
При установлении административного надзора в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения, перечень которых предусмотрен статьей 4 Закона об административном надзоре.
Частью 1 статьи 4 Закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ определено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В соответствии с ч. 2 статьей 4 Закона об административном надзоре обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что приговором Чапаевского городского суда Самарской области от 12.03.2007 г. Сараев Ю.А. осужден за совершение преступлений в несовершеннолетнем возрасте, предусмотренных ч. 2 ст. 167, ч. 2 ст. 325, ч. 2 ст. 162 УК РФ, ч. 3 ст. 69 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы на срок 5 лет 6 месяцев. Освободился Сараев Ю.А. условно-досрочно 23.02.2010 г. на 1 год 8 месяцев.
11.11.2010 г. Сараев Ю.А. осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 158, п. «а» ч. 3 ст. 158 (2 эпизода), ч. 3 ст. 69, ст. 70 УК РФ (приговор от 12.03.2007 г.), к 6 годам лишения свободы.
Приговором Чапаевского городского суда Самарской области от 21.01.2011 г. Сараев Ю.А. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, с применением ч. 3 ст. 69, ч. 5 ст. 69 УК РФ (приговор от 11.11.2010 г.) к наказанию в виде лишения свободы на срок 13 лет.
Приговором Октябрьского городского суда Самарской области от 08.02.2011 г. Сараев Ю.А. осужден за совершение преступлений, предусмотренных а. «в» ч. 2 ст. 158, п. «а» ч. 3 ст. 158, ч. 3,5 ст. 69 УК РФ (приговор от 21.01.2011 г.), к наказанию в виде лишения свободы на срок 13 лет 6 месяцев.
Приговором Чапаевского городского суда Самарской области от 24.03.2011 г. Сараев Ю.А. осужден за совершение преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, с применением ст. 69 ч. 5 УК РФ, к наказанию (с учетом апелляционного постановления Самарского областного суда от 08.08.2019 г.) в виде лишения свободы на срок 13 лет 7 месяцев.
Апелляционным постановлением Самарского областного суда от 08.08.2019 г. приговор Чапаевского городского суда Самарской области от 24.03.2011 г. изменен, действия Сараева Ю.А. переквалифицированы (в редакции Федерального закона от 07.11.2011 г.), снижен общий срок наказания, назначенный по правилам ст. ст. 69 ч. 5, 70 УК РФ, до 12 лет 11 месяцев лишения свободы. Срок отбытия наказания Сараева Ю.А. истекает 30.07.2023 г.
Из вышеуказанных судебных решений судом установлено, что преступления, за которые Сараев Ю.А. осужден приговорами вышеуказанных судов совершены осужденным в отсутствии рецидива (опасного рецидива) преступлений, поскольку преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 167, ч. 2 ст. 162 УК РФ, за которые Сараев Ю.А. осужден приговором Чапаевского городского суда Самарской области от 12.03.2007 г., совершены им в несовершеннолетнем возрасте, что в силу п. «б» ч. 4 ст. 18 УК РФ не образует рецидива преступлений.
В силу ч.ч. 4,5 ст. 15 УК РФ преступления, предусмотренные ч. 4 ст. 111, п. «а» ч. 3 ст. 158, п. «г» ч. 2 ст. 161, ч. 2 ст. 162 УК РФ (в редакции уголовного закона, действовавшей на момент их совершения Сараевым Ю.А.), за совершение которых Сараев Ю.А. отбывает в настоящее время наказание в виде лишения свободы, относятся к категориям тяжких и особо тяжких преступлений.
Согласно п.п. «г,д» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции уголовного закона, действовавшей на момент совершения Сараевым Ю.А. вышеуказанных преступлений), срок погашения судимости за совершение тяжких и особо тяжких преступлений составляли 6 и 8 лет соответственно.
Согласно представленной характеристики Сараев Ю.А. за время отбывания наказания 23 раза поощрялся администрацией исправительного учреждения и 22 раза привлекался к дисциплинарной ответственности за нарушение порядка и условий отбывания наказания, за что ему было объявлено 17 выговоров, 1 раз он выдворялся в карцер (08.06.2011 г.), 2 раза выдворялся в штрафной изолятор (04.06.2018 г. и 07.12.2020 г.), имеет 3 не снятых взыскания.
Согласно постановлению от 04.06.2018 г. Сараев Ю.А. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Данное постановление незаконным не признавалось и не отменялось.
Принимая во внимание то, что административный ответчик отбывает наказание в виде лишения свободы за совершение, в том числе тяжких и особо тяжких преступлений, в период отбывания наказания признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также учитывая данные о личности осужденного, суд приходит к выводу о том, что имеются предусмотренные законом основания (пункт 1 части 1 статьи 3, пункт 1 части 3 статьи 3, пункт 1 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре) для установления Сараеву Ю.А. административного надзора на срок – 2 года 6 месяцев. Данный срок не превышает срок, установленный ст. 86 УК РФ для погашения судимости Сараева Ю.А. по приговору Чапаевского городского суда Самарской области от 24.03.2011 г. и является достаточным с учетом целей установления административного надзора, определенных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В силу п. 1 ч. 3 ст. 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно решает вопрос об установлении конкретных административных ограничений.
Из представленной характеристики, справок о поощрениях и взысканиях следует, что за время отбывания наказания в местах лишения свободы осужденный Сараев Ю.А. 22 раза допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, за что ему объявлялись выговоры, он выдворялся в карцер (08.06.2011 г.), 2 раза выдворялся в штрафной изолятор (04.06.2018 г. и 07.12.2020 г.), 19 взысканий погашены, 4 раза предоставлялась дополнительная посылка/передача, 1 раз предоставлялось дополнительное краткосрочное свидание, 8 раз предоставлялось дополнительное длительное свидание.
Из представленной характеристики также следует, что Сараев Ю.А. с 14.03.2023 г. в исправительном учреждении трудоустроен на должность швеи. Сараев Ю.А. проходил обучение в школе исправительного учреждения, имеет среднее специальное образование, принимает участие в работах по благоустройству исправительного учреждения и прилегающих к нему территорий, посещает мероприятия воспитательного характера. Лекции, общие собрания осужденных, культурно-массовые и спортивные мероприятия посещает. Библиотекой пользуется, отношение к религии положительное. Правила личной гигиены соблюдает. На мероприятия воспитательного характера реагирует положительно, должные выводы для себя делает. Взаимоотношения поддерживает с осужденными как положительной, так и отрицательной категории направленности. Отношения с родственниками поддерживает в установленном законом порядке, путем свиданий, переписки и телефонных переговоров. В совершенном преступлении вину признал. 13.05.2019 г. постановлен на профилактический учет как лицо, склонное к суициду и членовредительству.
После освобождения Сараев Ю.А. как установлено из пояснений последнего в судебного заседании, следует к месту жительства по адресу: .....
Суд отмечает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, защиты государственных и общественных интересов.
Часть 1 статьи 4 ФЗ РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусматривает исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть установлены в отношении поднадзорного лица.
В соответствии с п. 22 разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 г. № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
При этом, в соответствии с ч. 2 статьей 4 Закона об административном надзоре обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории.
Разрешая требования административного истца о назначении Сараеву Ю.А. ограничений, в целях устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказания воспитательного воздействия на осужденного в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения, принимая во внимание данные о личности Сараева Ю.А., его поведение за весь период отбывания наказания, с учетом характера и обстоятельств совершенного им преступления, суд, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, считает необходимым установить ему ограничения в виде:
- запрета пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня, кроме случаев, связанных с работой или нахождением в медицинской организации;
- обязательной явки 2 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Вышеназванные ограничения будут способствовать предупреждению совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений и оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Доказательств, свидетельствующих о том, что установленные административные ограничения повлекут нарушение прав административного ответчика, в том числе его право на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п., последним не представлено и судом таких доказательств не установлено.
Количество установленных судом 2 явок на регистрацию в орган внутренних дел не является для ответчика чрезмерным, назначено в пределах Федерального закона №64-ФЗ, направлено на воспитание у поднадзорного лица законопослушного поведения.
Из приговора Чапаевского городского суда Самарской области от 24.03.2011 г. следует, что преступление, за которое ответчик отбывает наказание в виде лишения свободы, совершено им вне жилого помещения и в вечернее время (после 22:00 часов), в связи с чем административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня, кроме случаев, связанных с работой также соответствует требованиям Федерального Закона N 64-ФЗ, принципам и задачам института административного надзора, назначено с целью недопущения совершения поднадзорным лицом новых преступлений и правонарушений и не создает осужденному препятствий для реализации его прав и обязанностей после освобождения из мест лишения свободы, в том числе на социальную адаптацию и медицинское обслуживание.
При этом, судом отмечается, что в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального Закона N 64-ФЗ орган внутренних дел праве дать разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлено такое административное ограничение, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, в связи с определенными исключительными личными обстоятельствами.
Административный ответчик в течение всего срока административного надзора не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», а в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 9 указанного Федерального закона, – с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 поименованного федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180, 270-273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление начальника Федерального казенного учреждения исправительной колонии № 16 УФСИН России по Самарской области – удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении ФИО2, ... года рождения, родившегося в ...., на срок – 2 года 6 месяцев.
Установить ФИО2 административные ограничения в виде:
- запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня, за исключением случаев, связанных с работой;
- обязательной явки 2 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Разъяснить осужденному, что неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства в определенный судом срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влечет уголовную ответственность по ст.314.1 УК РФ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в полной форме составлено в день его принятия – 28 июля 2023 года в 12 часов 50 минут.
Председательствующий судья И.А. Милованов