УИД:36RS0034-01-2021-000034-91
Дело № 2-153/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Россошь 18 февраля 2021 года
Россошанский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Крюковой С.М.,
с участием представителя истца Захаровой О.А. – Агаркова В.И., действующего по доверенности,
представителя ответчика Межрайонной ИФНС России № 14 по Воронежской области -Образцова А.М., действующего по доверенности,
при секретаре Лаптиевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению /Захаровой О.А./ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат причитающихся сумм и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
/Захарова О.А./ обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 14 по Воронежской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат причитающихся сумм и компенсации морального вреда. В обосновании иска указала, что проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Воронежской области в различных должностях, с 19.11.2015г. занимала должность главного специалиста-эксперта отдела общего обеспечения инспекции.
На основании приказа ФНС России от 17.08.2020г. №02-05-05/106@ Межрайонная ИФНС России № 4 по Воронежской области реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 14 по Воронежской области. Приказом Межрайонной инспекции ФНС №4 по Воронежской области от 23.11.2020 года служебный контракт с ней расторгнут, она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе.
При увольнении, работодателем исчислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, в размере 92261,72 руб. из расчета месячного содержания – 23065,43 руб., а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 10 календарных дней за период с 19.11.2015 - 18.11.2016 в размере 7498,40 руб..
При получении выплат, связанных с увольнением по сокращению, ей стало известно, что работодателем при расчете денежного содержания не учтены суммы выплаченных средств материального стимулирования и единовременного поощрения, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование фонда оплаты труда, что привело к занижению размера её денежного месячного содержания и неправильному расчету сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, а так же исчислении выплат отпускных за 2020 год.
Считает, что работодателем незаконно не учтены в расчете денежного содержания суммы средств материального стимулирования и «разовых» премий. Полагает, что для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении в связи сокращением должностей следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, поскольку из них производилось удержание НДФЛ, а также все предусмотренные действующим законодательством страховые взносы.
Истец просит суд взыскать в её пользу с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области: задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередном основном оплачиваемом отпуске за 2020 год в сумме 20692,20 руб.; задолженность по денежному содержанию на период нахождения в дополнительном оплачиваемом отпуске за 2020 год в сумме 7937,54 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск, исчисленный при увольнении с государственной гражданской службы в размере 7069,47 руб., задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в размере 78473,72 руб., денежную компенсацию (проценты) за задержку вышеуказанных выплат, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день подачи заявления в размере 1512,72 руб., а после вынесения решения по существу обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов с 01.12.2020 по день фактического расчета в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России, компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
Истец /Захарова О.А./ о времени и месте рассмотрения данного дела извещена своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть данное дело в её отсутствие с участием представителя Агаркова В.И., действующего по доверенности.
С учетом мнения представителей истца и ответчика, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о дате и времени судебного заседания, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца Агарков В.И., действующий по доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивал, пояснив, что ответчик при расчете среднего заработка для оплаты отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, а также при расчете компенсации при увольнении в связи сокращением замещаемой ею должности не были учтены средства материального стимулирования. После увольнения /Захарова О.А./ и ее семья утратили один из источников средств к существованию. Неправомерные и необоснованные действия работодателя, выразившиеся в нарушении порядка определения размера денежного содержания, при исчислении указанных выплат, нарушили ее права и как следствие невозможность своевременно распорядиться денежными средствами, а также принесли ей нравственные страдания.
В судебном заседании представитель ответчика Образцов А.М., действующий по доверенности, исковые требования не признал. Поддержал отзыв на исковое заявление. Пояснил, что в состав денежного содержания включаются лишь выплаты, предусмотренные частями 2 и 5 Федерального закона № 79-ФЗ. Часть 10 данного закона лишь предусматривает правило о возможности выплаты гражданским служащим других выплат, однако это не означает, что такие выплаты подлежат включению в состав денежного содержания, поскольку они не относятся к основным средствам материального обеспечения гражданского служащего. Средства материального стимулирования не входят в состав его денежного содержания, так как выплачивались сверх установленного фонда оплаты труда, так как выплачивались истцу не за счет средств фонда оплаты труда, а сверх него. Соответственно, средства материального стимулирования не должны учитываться при выплате компенсации в связи с сокращением должности государственной гражданской службы. Кроме того, указывает на отсутствие оснований для взыскания компенсации морального вреда в виду не предоставления доказательств причинения истцу нравственных страданий. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав представителя истца и ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования /Захаровой О.А./ обоснованы и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно частям 1 и 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Согласно части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных государственных служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также иных средств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из разъяснений, содержащихся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года №14-04-05/34482 следует, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплат компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года №238-7.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии со ст. 50 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч. 1).
Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5).
Пунктом 10 статьи 50 Закона N 79-ФЗ установлено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом
Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих составляет фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых на выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин – в размере четырех должностных окладов; 2)ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе – в размере трех окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы – в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий – в размере двух окладов денежного содержания; 6)ежемесячного денежного поощрения, - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи – в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 ст.51 названного закона фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в)повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом №601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года №238-7, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Правительством Российской Федерации 31.03.2015 года и 23.04.2016 года принимались постановления соответственно №302-12 и №347-7, которыми в 2015 и 2016 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Из материалов дела следует, что 19.11.2015 Межрайонной ИФНС России № 4 по Воронежской области с /Захаровой О.А./ был заключен служебный контракт № К-67 о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в Федеральной налоговой службе – главный специалист – эксперт отдела общего обеспечения МИФНС России №4 по Воронежской области (л.д. 22-26). 23.10.2018 между Межрайонной ИФНС России № 4 по Воронежской области и /Захаровой О.А./ заключено дополнительное соглашение к служебному контракту от <Дата обезличена> № №, в котором указано из чего устанавливается денежное содержание гражданскому служащему (л.д.27). Указанным дополнительным соглашением п. 9 служебного контракта изложен в следующей редакции: 9. Гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: а) месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 4723 рублей в месяц; б) месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 1576 рублей в месяц; в) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30 процентов этого оклада; г) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 80 процентов го оклада; д) ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада в месяц; е) премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Воронежской области, исполнения должностного регламента; ж) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Согласно лицевого счета, /Захаровой О.А./ выплачивались дополнительные премии и надбавки в виде материального стимулирования (л.д. 33-38).
В соответствии с приказом ФНС России от 17.08.2020 г. №02-05005/10 в целях повышения эффективности работы и оптимизации структуры Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области была реорганизована Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Воронежской области путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области (л.д.52-59).
Приказом Межрайонной инспекции ФНС №4 по Воронежской области от 23.11.2020 года служебный контракт с истцом расторгнут, она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности государственной гражданской службы (л.д.46).
При увольнении, работодателем исчислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, в размере 92261,72 руб. из расчета месячного содержания – 23065,43 руб., а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 10 календарных дней за период с 19.11.2015 - 18.11.2016 в размере 7498,40 руб., что подтверждается справкой 2-НДФЛ за 2020 год.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу, что выплаченное /Захаровой О.А./ за указанные выше работы материальное стимулирование должно учитываться при расчете её среднего заработка для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также расчета единовременной компенсации при увольнении.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года №14-04-05/34482 о том, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплат компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года №238-7.
Таким образом, выплаченное истцу материальное стимулирование подлежало учету при расчете компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности, за неиспользованный отпуск, а также отпускных.
Проверяя расчет недоплаченных истцу денежных сумм, суд исходит из представленных в материалы дела лицевого счета /Захаровой О.А./, представленных расчетов отпускных за 2020 год, дополнительного отпуска с 27.01.2020 года, расчета денежного содержания положенного к выплате по сокращению, расчета денежной компенсации за задержку выплаты к основному отпуску за 2020 год, расчета компенсации за неиспользованный отпуск за рабочий период, а также представленного ответчиком расчета оспариваемых суммы отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении.
Истцом предоставлен расчет, согласно которому размер недоплаченных выплат в период очередного оплачиваемого отпуска за 2020 год составляет 20692,20 руб.; по денежному содержанию на период нахождения в дополнительном оплачиваемом отпуске за 2020 год в сумме 7937,54 руб., по компенсации за неиспользованный отпуск, исчисленный при увольнении с государственной гражданской службы в размере 7069,47 руб., по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в размере 78473,72 руб., компенсация (проценты) за задержку выплат, за каждый день задержки, начиная со следующего для после установленного срока выплаты на день подачи заявления в размере 1512,72 руб..
Расчет указанных сумм судом проверен, признан правильным, сторонами не оспаривается.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу /Захаровой О.А./ задолженности по денежному содержанию на период нахождения в основном оплачиваемом отпуске за 2020 год в размере 20692,20 руб.; задолженности по денежному содержанию на период нахождения в дополнительном оплачиваемом отпуске за 2020 год в сумме 7937,54 руб., задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск, исчисленный при увольнении с государственной гражданской службы в размере 7069,47 руб., задолженности по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в размере 78473,72 руб..
Руководствуясь ч.3 ст.196 ТК РФ суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу /Захаровой О.А./ денежной компенсации за задержку недоплаченных сумм в размере заявленных истцом требований.
При этом суд находит доводы ответчика Межрайонной ИФНС №14 России по Воронежской области о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете отпускных, компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, ошибочными.
Письмо Министерства финансов российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, содержащее разъяснения относительно необходимости учета сумм средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, оценивается судом в совокупности с иными доказательствами и с учетом Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, согласно которому на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 236 Трудового Кодекса РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Проанализировав представленный истцом уточненный расчет денежной компенсации на соответствие требованиям ст. 236 Трудового Кодекса Российской Федерации, суд признает его правильным и приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу /Захаровой О.А./ компенсации (проценты) за задержку выплат, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты.
Учитывая, что начало основного отпуска /Захаровой О.А./ за 2020 г. – 10.08.2020 г., недоплата составила – 20692,20 руб., положенный срок выплаты 07.08.2020; начало дополнительного отпуска за 2020 г. - 27.01.2020, положенный срок выплаты – 24.01.2020, недоплата составила – 7937,54 руб..
Размер денежной компенсации за задержку выплаты к основному отпуску и дополнительному отпуску за 2020 год с момента задержки выплаты по состоянию на 30.11.2020 года составляет 1512,72 руб., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу /Захаровой О.А./, с последующим начислением процентов на сумму фактической задолженности за каждый день задержки, начиная с 01.12.2020 года по день фактической уплаты, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России.
На основании ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда. Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (ст. 237 Трудового кодекса РФ). В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Незаконными действиями ответчика Межрайонной ИФНС № 14 по Воронежской области по определению размера денежного содержания нарушены права истца, чем ей причинен моральный вред. При этом суд считает размер компенсации морального вреда в сумме 30000 рублей завышенным и подлежащим снижению до 5000 рублей, которые должны быть взысканы с Межрайонной ИФНС № 14 по Воронежской области в пользу /Захаровой О.А./.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования /Захаровой О.А./ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат причитающихся сумм и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 14 по Воронежской области в пользу /Захаровой О.А./:
- задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередном основном оплачиваемом отпуске за 2020 год в размере 20692 (двадцать тысяч шестьсот девяносто два) рубля 20 копеек;
- задолженность по денежному содержанию на период нахождения в дополнительном оплачиваемом отпуске за 2020 год в размере 7937 (семь тысяч девятьсот тридцать семь) рублей 54 копейки;
- компенсацию за неиспользованный отпуск, исчисленный при увольнении с государственной гражданской службы в размере 7069 (семь тысяч шестьдесят девять) рублей 47 копеек;
- задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в размере 78473 (семьдесят восемь тысяч четыреста семьдесят три) рубля 72 копейки;
- денежную компенсацию (проценты) за задержку указанных выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день подачи заявления в размере 1512 (одна тысяча пятьсот двенадцать) рублей 72 копейки, с последующим начислением процентов на сумму фактической задолженности за каждый день задержки, начиная с 01.12.2020 года по день фактической уплаты, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России;
- компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей, всего денежные средства в сумме 120685 (сто двадцать тысяч шестьсот восемьдесят пять) рублей 65 копеек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Россошанский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24.02.2021.
Судья: С. М. Крюкова
УИД:36RS0034-01-2021-000034-91
Дело № 2-153/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Россошь 18 февраля 2021 года
Россошанский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Крюковой С.М.,
с участием представителя истца Захаровой О.А. – Агаркова В.И., действующего по доверенности,
представителя ответчика Межрайонной ИФНС России № 14 по Воронежской области -Образцова А.М., действующего по доверенности,
при секретаре Лаптиевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению /Захаровой О.А./ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат причитающихся сумм и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
/Захарова О.А./ обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 14 по Воронежской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат причитающихся сумм и компенсации морального вреда. В обосновании иска указала, что проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Воронежской области в различных должностях, с 19.11.2015г. занимала должность главного специалиста-эксперта отдела общего обеспечения инспекции.
На основании приказа ФНС России от 17.08.2020г. №02-05-05/106@ Межрайонная ИФНС России № 4 по Воронежской области реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России № 14 по Воронежской области. Приказом Межрайонной инспекции ФНС №4 по Воронежской области от 23.11.2020 года служебный контракт с ней расторгнут, она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе.
При увольнении, работодателем исчислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, в размере 92261,72 руб. из расчета месячного содержания – 23065,43 руб., а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 10 календарных дней за период с 19.11.2015 - 18.11.2016 в размере 7498,40 руб..
При получении выплат, связанных с увольнением по сокращению, ей стало известно, что работодателем при расчете денежного содержания не учтены суммы выплаченных средств материального стимулирования и единовременного поощрения, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование фонда оплаты труда, что привело к занижению размера её денежного месячного содержания и неправильному расчету сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, а так же исчислении выплат отпускных за 2020 год.
Считает, что работодателем незаконно не учтены в расчете денежного содержания суммы средств материального стимулирования и «разовых» премий. Полагает, что для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении в связи сокращением должностей следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, поскольку из них производилось удержание НДФЛ, а также все предусмотренные действующим законодательством страховые взносы.
Истец просит суд взыскать в её пользу с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области: задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередном основном оплачиваемом отпуске за 2020 год в сумме 20692,20 руб.; задолженность по денежному содержанию на период нахождения в дополнительном оплачиваемом отпуске за 2020 год в сумме 7937,54 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск, исчисленный при увольнении с государственной гражданской службы в размере 7069,47 руб., задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в размере 78473,72 руб., денежную компенсацию (проценты) за задержку вышеуказанных выплат, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день подачи заявления в размере 1512,72 руб., а после вынесения решения по существу обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов с 01.12.2020 по день фактического расчета в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России, компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
Истец /Захарова О.А./ о времени и месте рассмотрения данного дела извещена своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть данное дело в её отсутствие с участием представителя Агаркова В.И., действующего по доверенности.
С учетом мнения представителей истца и ответчика, суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о дате и времени судебного заседания, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца Агарков В.И., действующий по доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивал, пояснив, что ответчик при расчете среднего заработка для оплаты отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, а также при расчете компенсации при увольнении в связи сокращением замещаемой ею должности не были учтены средства материального стимулирования. После увольнения /Захарова О.А./ и ее семья утратили один из источников средств к существованию. Неправомерные и необоснованные действия работодателя, выразившиеся в нарушении порядка определения размера денежного содержания, при исчислении указанных выплат, нарушили ее права и как следствие невозможность своевременно распорядиться денежными средствами, а также принесли ей нравственные страдания.
В судебном заседании представитель ответчика Образцов А.М., действующий по доверенности, исковые требования не признал. Поддержал отзыв на исковое заявление. Пояснил, что в состав денежного содержания включаются лишь выплаты, предусмотренные частями 2 и 5 Федерального закона № 79-ФЗ. Часть 10 данного закона лишь предусматривает правило о возможности выплаты гражданским служащим других выплат, однако это не означает, что такие выплаты подлежат включению в состав денежного содержания, поскольку они не относятся к основным средствам материального обеспечения гражданского служащего. Средства материального стимулирования не входят в состав его денежного содержания, так как выплачивались сверх установленного фонда оплаты труда, так как выплачивались истцу не за счет средств фонда оплаты труда, а сверх него. Соответственно, средства материального стимулирования не должны учитываться при выплате компенсации в связи с сокращением должности государственной гражданской службы. Кроме того, указывает на отсутствие оснований для взыскания компенсации морального вреда в виду не предоставления доказательств причинения истцу нравственных страданий. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав представителя истца и ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования /Захаровой О.А./ обоснованы и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно частям 1 и 7 статьи 11 Трудового кодекса РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Согласно части 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных государственных служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также иных средств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из разъяснений, содержащихся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года №14-04-05/34482 следует, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплат компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года №238-7.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии со ст. 50 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч. 1).
Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5).
Пунктом 10 статьи 50 Закона N 79-ФЗ установлено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом
Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих составляет фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых на выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин – в размере четырех должностных окладов; 2)ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе – в размере трех окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы – в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий – в размере двух окладов денежного содержания; 6)ежемесячного денежного поощрения, - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи – в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 ст.51 названного закона фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в)повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом №601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года №238-7, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Правительством Российской Федерации 31.03.2015 года и 23.04.2016 года принимались постановления соответственно №302-12 и №347-7, которыми в 2015 и 2016 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Из материалов дела следует, что 19.11.2015 Межрайонной ИФНС России № 4 по Воронежской области с /Захаровой О.А./ был заключен служебный контракт № К-67 о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в Федеральной налоговой службе – главный специалист – эксперт отдела общего обеспечения МИФНС России №4 по Воронежской области (л.д. 22-26). 23.10.2018 между Межрайонной ИФНС России № 4 по Воронежской области и /Захаровой О.А./ заключено дополнительное соглашение к служебному контракту от <Дата обезличена> № №, в котором указано из чего устанавливается денежное содержание гражданскому служащему (л.д.27). Указанным дополнительным соглашением п. 9 служебного контракта изложен в следующей редакции: 9. Гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: а) месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 4723 рублей в месяц; б) месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 1576 рублей в месяц; в) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30 процентов этого оклада; г) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 80 процентов го оклада; д) ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада в месяц; е) премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Воронежской области, исполнения должностного регламента; ж) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Согласно лицевого счета, /Захаровой О.А./ выплачивались дополнительные премии и надбавки в виде материального стимулирования (л.д. 33-38).
В соответствии с приказом ФНС России от 17.08.2020 г. №02-05005/10 в целях повышения эффективности работы и оптимизации структуры Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области была реорганизована Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Воронежской области путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области (л.д.52-59).
Приказом Межрайонной инспекции ФНС №4 по Воронежской области от 23.11.2020 года служебный контракт с истцом расторгнут, она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности государственной гражданской службы (л.д.46).
При увольнении, работодателем исчислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, в размере 92261,72 руб. из расчета месячного содержания – 23065,43 руб., а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 10 календарных дней за период с 19.11.2015 - 18.11.2016 в размере 7498,40 руб., что подтверждается справкой 2-НДФЛ за 2020 год.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу, что выплаченное /Захаровой О.А./ за указанные выше работы материальное стимулирование должно учитываться при расчете её среднего заработка для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также расчета единовременной компенсации при увольнении.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года №14-04-05/34482 о том, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплат компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года №238-7.
Таким образом, выплаченное истцу материальное стимулирование подлежало учету при расчете компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности, за неиспользованный отпуск, а также отпускных.
Проверяя расчет недоплаченных истцу денежных сумм, суд исходит из представленных в материалы дела лицевого счета /Захаровой О.А./, представленных расчетов отпускных за 2020 год, дополнительного отпуска с 27.01.2020 года, расчета денежного содержания положенного к выплате по сокращению, расчета денежной компенсации за задержку выплаты к основному отпуску за 2020 год, расчета компенсации за неиспользованный отпуск за рабочий период, а также представленного ответчиком расчета оспариваемых суммы отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении.
Истцом предоставлен расчет, согласно которому размер недоплаченных выплат в период очередного оплачиваемого отпуска за 2020 год составляет 20692,20 руб.; по денежному содержанию на период нахождения в дополнительном оплачиваемом отпуске за 2020 год в сумме 7937,54 руб., по компенсации за неиспользованный отпуск, исчисленный при увольнении с государственной гражданской службы в размере 7069,47 руб., по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в размере 78473,72 руб., компенсация (проценты) за задержку выплат, за каждый день задержки, начиная со следующего для после установленного срока выплаты на день подачи заявления в размере 1512,72 руб..
Расчет указанных сумм судом проверен, признан правильным, сторонами не оспаривается.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу /Захаровой О.А./ задолженности по денежному содержанию на период нахождения в основном оплачиваемом отпуске за 2020 год в размере 20692,20 руб.; задолженности по денежному содержанию на период нахождения в дополнительном оплачиваемом отпуске за 2020 год в сумме 7937,54 руб., задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск, исчисленный при увольнении с государственной гражданской службы в размере 7069,47 руб., задолженности по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в размере 78473,72 руб..
Руководствуясь ч.3 ст.196 ТК РФ суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу /Захаровой О.А./ денежной компенсации за задержку недоплаченных сумм в размере заявленных истцом требований.
При этом суд находит доводы ответчика Межрайонной ИФНС №14 России по Воронежской области о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете отпускных, компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, ошибочными.
Письмо Министерства финансов российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, содержащее разъяснения относительно необходимости учета сумм средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, оценивается судом в совокупности с иными доказательствами и с учетом Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, согласно которому на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 236 Трудового Кодекса РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Проанализировав представленный истцом уточненный расчет денежной компенсации на соответствие требованиям ст. 236 Трудового Кодекса Российской Федерации, суд признает его правильным и приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу /Захаровой О.А./ компенсации (проценты) за задержку выплат, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты.
Учитывая, что начало основного отпуска /Захаровой О.А./ за 2020 г. – 10.08.2020 г., недоплата составила – 20692,20 руб., положенный срок выплаты 07.08.2020; начало дополнительного отпуска за 2020 г. - 27.01.2020, положенный срок выплаты – 24.01.2020, недоплата составила – 7937,54 руб..
Размер денежной компенсации за задержку выплаты к основному отпуску и дополнительному отпуску за 2020 год с момента задержки выплаты по состоянию на 30.11.2020 года составляет 1512,72 руб., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу /Захаровой О.А./, с последующим начислением процентов на сумму фактической задолженности за каждый день задержки, начиная с 01.12.2020 года по день фактической уплаты, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России.
На основании ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда. Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (ст. 237 Трудового кодекса РФ). В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Незаконными действиями ответчика Межрайонной ИФНС № 14 по Воронежской области по определению размера денежного содержания нарушены права истца, чем ей причинен моральный вред. При этом суд считает размер компенсации морального вреда в сумме 30000 рублей завышенным и подлежащим снижению до 5000 рублей, которые должны быть взысканы с Межрайонной ИФНС № 14 по Воронежской области в пользу /Захаровой О.А./.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования /Захаровой О.А./ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области о взыскании недоплаченных сумм отпускных выплат, денежного содержания при сокращении, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за задержку выплат причитающихся сумм и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 14 по Воронежской области в пользу /Захаровой О.А./:
- задолженность по денежному содержанию на период нахождения в очередном основном оплачиваемом отпуске за 2020 год в размере 20692 (двадцать тысяч шестьсот девяносто два) рубля 20 копеек;
- задолженность по денежному содержанию на период нахождения в дополнительном оплачиваемом отпуске за 2020 год в размере 7937 (семь тысяч девятьсот тридцать семь) рублей 54 копейки;
- компенсацию за неиспользованный отпуск, исчисленный при увольнении с государственной гражданской службы в размере 7069 (семь тысяч шестьдесят девять) рублей 47 копеек;
- задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в размере 78473 (семьдесят восемь тысяч четыреста семьдесят три) рубля 72 копейки;
- денежную компенсацию (проценты) за задержку указанных выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день подачи заявления в размере 1512 (одна тысяча пятьсот двенадцать) рублей 72 копейки, с последующим начислением процентов на сумму фактической задолженности за каждый день задержки, начиная с 01.12.2020 года по день фактической уплаты, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России;
- компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей, всего денежные средства в сумме 120685 (сто двадцать тысяч шестьсот восемьдесят пять) рублей 65 копеек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Россошанский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24.02.2021.
Судья: С. М. Крюкова