Судья Горбачева Т.Н. Дело № 33а-2920/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 декабря 2020 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Углановой М.А.
судей Циркуновой О.М. и Сабаевой И.Н.
при секретаре Зябкине А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело №2а-1470/2020 по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 России по Орловской области к Егорцову Павлу Николаевичу о взыскании задолженности по уплате налога и пени,
по апелляционной жалобе представителя Егорцова Павла Николаевича по доверенности Грядунова Владимира Геннадьевича на решение Советского районного суда г. Орла от 14 сентября 2020 года, которым административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Циркуновой О.М., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
административный истец - межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы №3 России по Орловской области (далее – МИФНС №3 России по Орловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Егорцову П.Н. о взыскании задолженности по уплате недоимки по налогу на имущество и земельному налогу, а также пени, начисленные за несвоевременную оплату налогов.
В обоснование заявленных требований указывалось, что Егорцов П.Н. является собственником земельных участков и недвижимого имущества, расположенных по адресу: <...>
Налоговым органом в соответствии с положениями статей 388, 396, 400 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес Егорцова П.Н. было направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты суммы исчисленных налогов за 2018 по сроку уплаты 2 декабря 2019 г., сумма исчислений составила <...> руб. и <...> руб.
Поскольку административный ответчик в установленный в налоговом уведомлении срок, налоги не оплатил, административным истцом Егорцову П.Н. было направлено требование № 28665 по состоянию на 18 декабря 2019 г. об уплате недоимки по налогам, в котором также сообщалось о наличии у него задолженности по уплате пени в размере <...> руб. за несвоевременную уплату налога на имущество и в размере <...> руб. за несвоевременную уплату земельного налога.
В добровольном порядке указанное требование Егорцовым П.Н. не исполнено.
По заявлению административного истца 21 февраля 2020 г. мировым судьей судебного участка № 3 Советского района города Орла был вынесен судебный приказ №2а-472/2020 о взыскании с Егорцова П.Н. задолженности по имущественному и земельному налогу, который был отменен определением мирового судьи судебного участка № 3 Советского района города Орла от
5 марта 2020 г., в связи с поступившими возражениями Егорцова П.Н.
С учетом изложенных обстоятельств, административный истец просил суд взыскать с Егорцова П.Н. задолженность по уплате налога на имущество и земельного налога за 2018 год в сумме <...> руб. и пени, начисленные за несвоевременную уплату земельного налога за 2018 год и налога на имущество физических лиц за 2018 в сумме <...> руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Егорцова П.Н. – Грядунов В.Г. просит решение районного суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что административным истцом пропущен процессуальный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.
В соответствии со статьями 3 и 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, а также влечет начисление пени.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса (налог на имущество физических лиц), осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (часть 2,2.1).
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом ст. 388 Кодекса.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Статьей 58 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (пункт 6).
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов) (пункт 7).
Судом установлено, что Егорцову П.Н. принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: <...> кадастровый номер <...>, площадь <...> кв.м, дата регистрации права <...> 2013г.; <...> кадастровый номер <...>, площадь <...> кв.м, дата регистрации права <...> 2013г., за которые в 2018 году административному ответчику начислен налог в сумме <...> руб.
Также Егорцову П.Н. принадлежит на праве собственности недвижимое имущество, а именно:
- мастерские, расположенные по адресу: <...> кадастровый номер <...>, площадь <...> кв.м, дата регистрации права <...> 2013 г.;
- склад, расположенный по адресу: <...> кадастровый номер <...>, площадь <...> кв.м, дата регистрации права <...> 2013 г.;
- проходная, расположенная по адресу: <...> кадастровый номер <...>, площадь <...> кв.м, дата регистрации права <...> 2013 г.;
- административное здание, расположенное по адресу: <...> кадастровый номер <...>, площадь <...> кв.м, дата регистрации права <...>
2013 г.
На указанное имущество административному ответчику также исчислен налог за 2018 год в общей сумме <...> руб.
В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от <...> 2019 г. № <...> об уплате земельного налога за 2018 год (ОКТМО <...>) в сумме <...> рублей, налога на имущество физического лица за 2018 года (ОКТМО <...>) в сумме <...> рублей со сроком уплаты не позднее 2 декабря 2019 года.Факт направления указанного уведомления в адрес Егорцова П.Н. подтверждается реестром почтовой корреспонденции №<...> от 18 июля 2019 года.
Однако до указанного в уведомлении срока, административный ответчик земельный налог и налог на имущество физического лица, не оплатил.
Согласно положениям статьи 69 названного кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2).
Согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1). Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней и штрафов (пункт 3).
Пунктами 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Ввиду неуплаты в добровольном порядке налога на имущество и земельного налога, налоговым органом были начислены пени по земельному налогу на сумму <...> руб. за период с 3 декабря 2019 г. по 17 декабря 2019 г., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физического лица за 2018 года в общей сумме <...> рублей за период с 3 декабря 2019г по 17 декабря 2019г.
Административному ответчику Егорцову П.В. административным истцом было направлено требование №<...> об уплате налогов и пени по состоянию на 18 декабря 2019 г. о взыскании недоимки по налогам в размере <...> руб. и пени в размере <...> руб. со сроком уплаты до 29 января 2020 г.
Требование было направлено в адрес Егорцова П.Н. 20 декабря 2020 г., что подтверждается реестром почтовой корреспонденции.
Налоговое требование административным ответчиком исполнено не было.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац 3 пункта 1 статьи 48 НК РФ).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом (абзац 1 пункта 2 статьи 48 НК РФ).
По делу установлено, что налоговый орган своевременно (17 февраля 2020 года) обращался к мировому судье судебного участка №3 Советского района г.Орла с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании данной задолженности по уплате налогов и пени.
21 февраля 2020 г. мировым судьей судебного участка № 3 Советского района города Орла был вынесен судебный приказ №2а-472/2020 о взыскании с Егорцова П.Н. задолженности по имущественному и земельному налогу, который был отменен определением мирового судьи судебного участка № 3 Советского района города Орла от 5 марта 2020 г., в связи с поступившими возражениями Егорцова П.Н.
В связи с отменой вынесенного в отношении административного ответчика судебного приказа, административный истец в течение шести месяцев обратился в Советский районный суд г. Орла с настоящим иском.
Установив по делу обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, исходя из того, что процедура для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями, административным истцом была соблюдена, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных МИФНС России № 3 по Орловской области административных исковых требований и взыскании с Егорцова П.Н. суммы образовавшейся задолженности в полном объеме.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, налоговым органом срок на обращение в суд с заявленными требованиями, не пропущен.
Налоговый кодекс Российской Федерации содержит общие положения устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению, в том числе и при взыскании недоимки по налогам и сборам, истечение которых влечет утрату возможности ее принудительного взыскания.
Для правильного определения продолжительности сроков совершения налоговым органом действий, направленных на принудительное взыскание недоимки по налогу следует установить временные пределы осуществления мер государственного принуждения, исходной точкой которых является уведомление налогоплательщика о размере налоговой обязанности, сроке ее исполнения и дате выявления недоимки.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года №20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года №381-О-П).
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
По делу установлено, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога на имущество физических лиц и земельного налога, а также пени, в связи с чем поданы заявления о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 14 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Егорцова Павла Николаевича по доверенности Грядунова Владимира Геннадьевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи
Судья Горбачева Т.Н. Дело № 33а-2920/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 декабря 2020 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Углановой М.А.
судей Циркуновой О.М. и Сабаевой И.Н.
при секретаре Зябкине А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело №2а-1470/2020 по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 России по Орловской области к Егорцову Павлу Николаевичу о взыскании задолженности по уплате налога и пени,
по апелляционной жалобе представителя Егорцова Павла Николаевича по доверенности Грядунова Владимира Геннадьевича на решение Советского районного суда г. Орла от 14 сентября 2020 года, которым административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Циркуновой О.М., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
административный истец - межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы №3 России по Орловской области (далее – МИФНС №3 России по Орловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Егорцову П.Н. о взыскании задолженности по уплате недоимки по налогу на имущество и земельному налогу, а также пени, начисленные за несвоевременную оплату налогов.
В обоснование заявленных требований указывалось, что Егорцов П.Н. является собственником земельных участков и недвижимого имущества, расположенных по адресу: <...>
Налоговым органом в соответствии с положениями статей 388, 396, 400 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес Егорцова П.Н. было направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты суммы исчисленных налогов за 2018 по сроку уплаты 2 декабря 2019 г., сумма исчислений составила <...> руб. и <...> руб.
Поскольку административный ответчик в установленный в налоговом уведомлении срок, налоги не оплатил, административным истцом Егорцову П.Н. было направлено требование № 28665 по состоянию на 18 декабря 2019 г. об уплате недоимки по налогам, в котором также сообщалось о наличии у него задолженности по уплате пени в размере <...> руб. за несвоевременную уплату налога на имущество и в размере <...> руб. за несвоевременную уплату земельного налога.
В добровольном порядке указанное требование Егорцовым П.Н. не исполнено.
По заявлению административного истца 21 февраля 2020 г. мировым судьей судебного участка № 3 Советского района города Орла был вынесен судебный приказ №2а-472/2020 о взыскании с Егорцова П.Н. задолженности по имущественному и земельному налогу, который был отменен определением мирового судьи судебного участка № 3 Советского района города Орла от
5 марта 2020 г., в связи с поступившими возражениями Егорцова П.Н.
С учетом изложенных обстоятельств, административный истец просил суд взыскать с Егорцова П.Н. задолженность по уплате налога на имущество и земельного налога за 2018 год в сумме <...> руб. и пени, начисленные за несвоевременную уплату земельного налога за 2018 год и налога на имущество физических лиц за 2018 в сумме <...> руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Егорцова П.Н. – Грядунов В.Г. просит решение районного суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что административным истцом пропущен процессуальный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.
В соответствии со статьями 3 и 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, а также влечет начисление пени.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса (налог на имущество физических лиц), осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (часть 2,2.1).
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом ст. 388 Кодекса.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Статьей 58 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (пункт 6).
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов) (пункт 7).
Судом установлено, что Егорцову П.Н. принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: <...> кадастровый номер <...>, площадь <...> кв.м, дата регистрации права <...> 2013г.; <...> кадастровый номер <...>, площадь <...> кв.м, дата регистрации права <...> 2013г., за которые в 2018 году административному ответчику начислен налог в сумме <...> руб.
Также Егорцову П.Н. принадлежит на праве собственности недвижимое имущество, а именно:
- мастерские, расположенные по адресу: <...> кадастровый номер <...>, площадь <...> кв.м, дата регистрации права <...> 2013 г.;
- склад, расположенный по адресу: <...> кадастровый номер <...>, площадь <...> кв.м, дата регистрации права <...> 2013 г.;
- проходная, расположенная по адресу: <...> кадастровый номер <...>, площадь <...> кв.м, дата регистрации права <...> 2013 г.;
- административное здание, расположенное по адресу: <...> кадастровый номер <...>, площадь <...> кв.м, дата регистрации права <...>
2013 г.
На указанное имущество административному ответчику также исчислен налог за 2018 год в общей сумме <...> руб.
В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от <...> 2019 г. № <...> об уплате земельного налога за 2018 год (ОКТМО <...>) в сумме <...> рублей, налога на имущество физического лица за 2018 года (ОКТМО <...>) в сумме <...> рублей со сроком уплаты не позднее 2 декабря 2019 года.Факт направления указанного уведомления в адрес Егорцова П.Н. подтверждается реестром почтовой корреспонденции №<...> от 18 июля 2019 года.
Однако до указанного в уведомлении срока, административный ответчик земельный налог и налог на имущество физического лица, не оплатил.
Согласно положениям статьи 69 названного кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2).
Согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1). Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней и штрафов (пункт 3).
Пунктами 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Ввиду неуплаты в добровольном порядке налога на имущество и земельного налога, налоговым органом были начислены пени по земельному налогу на сумму <...> руб. за период с 3 декабря 2019 г. по 17 декабря 2019 г., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физического лица за 2018 года в общей сумме <...> рублей за период с 3 декабря 2019г по 17 декабря 2019г.
Административному ответчику Егорцову П.В. административным истцом было направлено требование №<...> об уплате налогов и пени по состоянию на 18 декабря 2019 г. о взыскании недоимки по налогам в размере <...> руб. и пени в размере <...> руб. со сроком уплаты до 29 января 2020 г.
Требование было направлено в адрес Егорцова П.Н. 20 декабря 2020 г., что подтверждается реестром почтовой корреспонденции.
Налоговое требование административным ответчиком исполнено не было.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац 3 пункта 1 статьи 48 НК РФ).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом (абзац 1 пункта 2 статьи 48 НК РФ).
По делу установлено, что налоговый орган своевременно (17 февраля 2020 года) обращался к мировому судье судебного участка №3 Советского района г.Орла с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании данной задолженности по уплате налогов и пени.
21 февраля 2020 г. мировым судьей судебного участка № 3 Советского района города Орла был вынесен судебный приказ №2а-472/2020 о взыскании с Егорцова П.Н. задолженности по имущественному и земельному налогу, который был отменен определением мирового судьи судебного участка № 3 Советского района города Орла от 5 марта 2020 г., в связи с поступившими возражениями Егорцова П.Н.
В связи с отменой вынесенного в отношении административного ответчика судебного приказа, административный истец в течение шести месяцев обратился в Советский районный суд г. Орла с настоящим иском.
Установив по делу обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, исходя из того, что процедура для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями, административным истцом была соблюдена, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных МИФНС России № 3 по Орловской области административных исковых требований и взыскании с Егорцова П.Н. суммы образовавшейся задолженности в полном объеме.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, налоговым органом срок на обращение в суд с заявленными требованиями, не пропущен.
Налоговый кодекс Российской Федерации содержит общие положения устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению, в том числе и при взыскании недоимки по налогам и сборам, истечение которых влечет утрату возможности ее принудительного взыскания.
Для правильного определения продолжительности сроков совершения налоговым органом действий, направленных на принудительное взыскание недоимки по налогу следует установить временные пределы осуществления мер государственного принуждения, исходной точкой которых является уведомление налогоплательщика о размере налоговой обязанности, сроке ее исполнения и дате выявления недоимки.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года №20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года №381-О-П).
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
По делу установлено, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога на имущество физических лиц и земельного налога, а также пени, в связи с чем поданы заявления о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 14 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Егорцова Павла Николаевича по доверенности Грядунова Владимира Геннадьевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи