Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2955/2023 ~ М-2885/2023 от 08.11.2023

по делу №2а-2955/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск                                     29 ноября 2023 г.

Железнодорожный районный суд города Ульяновска в составе:

судьи Земцовой О.Б.,

при секретаре Галицкой С.В.,

            рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а2955/2023 по административному иску Пономаренко Р.С. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», начальнику Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» Бобровскому С.В. о признании действий (бездействия), выразившихся в ненадлежащих условиях содержания, незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания,

                               УСТАНОВИЛ:

Пономаренко Р.С. обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области о признании действий (бездействия), выразившихся в ненадлежащих условиях содержания незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания.

В обоснование административных исковых требований указал, что с 06 сентября 2023 г. по 15 сентября 2023 г. он при этапировании из ФКУ ИК № 10 УФСИН России по Ульяновской области в СИЗО-1, где он содержался в камере № 108 на внутреннем посту № 1 первого этажа режимного корпуса № 1 (карантинного отделения) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области.

Условия содержания в камере СИЗО-1 полностью не соответствуют требованиям к условиям содержания осужденных, что прямо предусмотрено ч.3, ч.7 ст. 76 УИК РФ.

Администрация СИЗО-1 не обеспечила его горячей водой для обеспечения гигиенических мероприятий (умывание, чистка полости рта, мытье посуды) в нарушение требований закона, что создавало неудобства, негативно влияло на его здоровье.

Кроме того, температура воздуха в камере СИЗО-1, где он находился, не соответствует комфортной, поскольку в камере отсутствовали стекла в оконных проемах, которые были демонтированы еще летом.

Администрация СИЗО-1 должна была обеспечить осужденных и заключенных условиями оптимальной температуры в камере (+20+25 градусов), которая является спальным местом. Вместе с тем, в камере СИЗО (около +12-15 градусов) не соответствует условиям его содержания и вызвала у него чувство дискомфорта, а также повлекла заболевание ОРВИ.

Таким образом, условия его содержания были нарушены СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области.

Также в камере отмечаются дефекты повреждения стен, потолка и покрытия полов, в камере имеются признаки поражения стен и потолка грибком и плесенью, следы протечек на стенах и потолке.

Такое происходит поскольку длительное время в камере не было ремонтных работ. Штукатурка и камни осыпаются со стен и потолка прямо на голову в том числе и во время сна.

Такие условия содержания являются негуманными, поскольку ставят ее здоровье и жизнь в опасность заболевания грибковыми инфекциями и поражением легких, что является нарушениями со стороны ответчика СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области условий содержания.

В камере имеется имеется 1 санитарный узел (туалет), котоыйот основного помещения камеры, где заключенные и осужденные спая и принимают пищу должным образом, не изолирован, что исключает приватность при отправлении естественных нужды, а высота потолка в туалете составляет на более 1,5 метра, что при его росте около 1,85 метра делает затруднительным таковое расположение и обустройство санитарного узла (туалета) является негуманным и нарушает условия его содержания.

В самой камере (по полам, в туалете) находятся паразиты (крысы, мыши и другие), администрация СИЗО не принимает никаких мер для санитарной обработки камер в целях их уничтожения. Следует учитывать, что крысы и мыши являются переносчиками ряда инфекционных заболеваний, и, соответственно, отсутствие мер санитарно-профилактических мероприятий со стороны администрации СИЗО ставило под угрозу его здоровье.

Стол в камере рассчитан на прием пищи одновременно максимум на 6 человек (при нахождении в камере 12 человек), что в свою очередь препятствует своевременному принятию им пищи, поскольку приходилось ждать, пока поедят другие осужденные, и, соответственно, нарушены условия его содержания.

По прибытию в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области он не был обеспечен постельной группой, в частности ему не были выданы 2 простыни наволочка. В результате чего ему пришлось спать без постельного белья, что создавало дискомфорт во время сна и ощущение собственной неполноценности, что в свою очередь является нарушением условий его содержания. Кроме того, и днем и ночью под окном камеры постоянно громко лают собаки, поскольку там находится вольер, что препятствовало нормальному сну.

Таким образом, во время его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, администрация учреждения допустила нарушение условий его содержания. Данные нарушения до настоящего времени не устранены.

В связи с чем просит суд признать несоответствующими законодательству и незаконными действия (бездействия) администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, выразившиеся в ненадлежащих условиях содержания в камере , расположенной на внутреннем посту № 1 режимного корпуса № 1, в частности: отсутствие теплой воды, отсутствие окон, низкая температура воздуха, отсутствие надлежащего ремонта, наличие грибка и плесени на стенах и потолке, отсутствие приватности и необходимой высоты туалета, наличие крыс и мышей, невыдача постельного белья по прибытию, невозможность нормально спать.

Взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере 300 000 рублей.

Административный истец Пономаренко Р.С., участие которого в судебном заседании обеспечено посредством видеоконференцсвязи, административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области и представитель привлеченного в качестве административного ответчика начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области Бобровского С.В. Рабани Д.Г. по доверенности с административными исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, согласно которого доводы административного истца Насырова И.Р. о ненадлежащих условиях содержания в период его нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, приведенные в административном исковом заявлении являются несостоятельными, опровергаются доводами, изложенными в возражениях на административное исковое заявление и представленными документами. Административным истцом не представлены доказательства наличия каких-либо неблагоприятных последствий в результате якобы нарушений условий его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, а материалы административного дела не содержат доказательств ухудшения состояния его здоровья. Следовательно, требования истца о взыскании компенсации являются необоснованными и не соответствующими требованиям законодательства.

    Представитель административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области Мошков А.Ю. по доверенности с административными исковыми требованиями не согласился, поддержав доводы представителя Рабани Д.Г.

Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Российской Федерации – УФК по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ), при этом обязанность доказывания нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца возложена на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

    Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

    В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1 статьи 84 КАС РФ).

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (статья 4 поименованного выше закона).

Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов являются задачами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в частях 1 и 2 статьи 10 которого предусмотрено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» одним из принципов деятельности уголовно-исполнительной системы является уважение прав человека.

В силу ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности.

На основании статьи 16 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в следственных изоляторах действуют правила внутреннего распорядка.

В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 04.07.2022 №110 регламентируют внутренний распорядок следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов УИС) при реализации предусмотренных Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» порядка и условий содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, обеспечения их изоляции, охраны их прав и законных интересов, исполнения ими своих обязанностей (далее Правила).

Согласно пункту 40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, администрация СИЗО обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрена обязанность учреждений уголовно-исполнительной системы по обеспечению надлежащих материально-бытовых условий содержания подозреваемых и обвиняемых, а также соблюдению требований санитарии. При недостаточности денежных средств у учреждения ответственность по его обязательствам должна быть возложена на ФСИН России.

Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что Пономаренко Р.С. осужден 19 апреля 2019 г. Евпаторийским городским судом Республики Крым по п. «б» ч.4 ст.132, п «б» ч.3 ст. 242, ч.3 ст. 135, ч.3 ст. 69 УК РФ к 6 годам6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу 11 февраля 2020 г.

Пономаренко Р.С. прибыл 06 сентября 2023 г. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области из ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области для направления в распоряжение УФСИН России по Республике Адыгея.

19 сентября 2023 г. убыл в распоряжение УФСИН России по Республике Адыгея.

По прибытию в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области административный истец был размещен в камеру .

Из справки, представленной ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области в материалы дела следует, что камера расположена на внутреннем посту № 1 первого этажа режимного корпуса № 1. Системы холодного водоснабжения и канализации в данной камере находятся в исправном состоянии. Камеры внутреннего поста №1 оснащены принудительной приточной вентиляцией, находящейся в исправном состоянии.

Общая площадь камеры составляет 45,9 кв. метров, жилая площадь составляет 44,3 кв. метров. Камера рассчитана на 11 человек, исходя из 4 кв. метров на одного человека. Имеется два окна с форточкой, что обеспечивает доступ свежего воздуха. Полы камеры оснащены деревянным настилом.

В данной камере напольная чаша и умывальник размещаются в кабине с дверью изолированной перегородкой из кирпича и сотового поликарбоната до потолка, что обеспечивает приватность при отправлении естественных нужд, что опровергает доводы истца об отсутствии приватности.

Камера оборудована согласно Норм проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России (СП 15-01 Минюста России) от 2001 года и Приказа Минюста России № 512 от 27.07.2006 года «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»: двухъярусными кроватями типа КДК 1-1-6 штук; столом и скамейками для приема пищи; шкафами для хранения продуктов питания; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену камеры; подставкой под бак для питьевой воды; баком для питьевой воды; урной для мусора; радиодинамиком; светильниками дневного света - 2 шт. и ночного света - 1 шт.; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; кнопкой вызова представителя администрации; розеткой электрической - 1 штука; напольной чашей; умывальником; предметами для уборки камеры.

При этом, камера в соответствии с нормами проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России (СП 15-01 Минюста России) оборудована столом, длинной 2,34 м. и скамейками общей длинной 4,68 м. для приема пищи, что позволяет разместиться всем лицам при приеме пищи, исходя из нормы 0,40 м. на одного осужденного, что опровергает доводы истца о препятствии при приеме пищи, переполненность камеры материалами дела не подтверждена.

Согласно протоколам измерений от 01 июня 2023 г. № 38-М от 20 декабря 2022 г., составленным филиалом «ЦГСЭН» ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России, параметры микроклимата (температура воздуха, скорость движения воздуха, относительная влажность) в камере соответствовали требованиям СанПИН 2.1.3684-21 «Санитарные-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий».

Данные протоколы измерений, а также тот факт, что в камере присутствуют окна с форточкой, согласно справки, указанной выше, опровергают доводы истца о низкой температуре в камере и отсутствии окон.

Отсутствие в камере режимного корпуса № 1 горячей воды судом в качестве нарушения со стороны ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Ульяновской области условий содержания Пономаренко Р.С. судом не признается.

Согласно пункту 31 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное распорядком дня подозреваемых и обвиняемых время с учетом их потребности.

В ходе рассмотрения дела установлено, что здания режимных корпусов № 1 и № 2 были возведены в 1839 году и в 1977 году в связи с чем система горячего водоснабжения камер расположенных в указанном корпусе не предусмотрена конструктивной особенностью.

В настоящее время для санитарно-гигиенических нужд и мытья посуды холодную воду в камерах подогревают кипятильниками.

Подозреваемые и обвиняемые могут иметь и хранить при себе, получать в посылках и передачах, приобретать по безналичному расчету в магазине АО «Предприятие УИС «Калужское» при ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области электрокипятильники бытовые заводского изготовления. Кроме того, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются по заявлению лиц, содержащихся в учреждении с учетом потребности. Для обеспечения подозреваемых и обвиняемых осужденных горячей водой в пищеблоке учреждения имеются два котла электрические объемом 150 литров.

    В соответствии с ч.2 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности.

Согласно ч.1 ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.

Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).

Из камерной карточки Пономаренко Р.С. следует, что в период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области административный истец обеспечивался постельными принадлежностями: матрацем, подушкой и одеялом. От получения наволочки и простыней, тарелки, кружки и ложки административный истец отказался, о чем также сотрудниками учреждения составлен акт.

     В соответствии с частью 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

    Согласно ч.1 ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области были заключены государственные контракты от 06 февраля 2023 г. № 3 с ООО «ДезЦентр» и от 09 февраля 2023 г. № 5 с ООО «СБ Виктория» на проведение профилактических мероприятий по улучшению санитарно-гигиенической обстановки (дезинсекцию и дератизацию). 24 марта 2023, 02 июня 2023 г., 09 июня 2023 г., 14 августа 2023 г., 24 октября 2023 г., 15 ноября 2023 г., 24 ноября 2023 г. была произведена обработка учреждения с ООО «СБ Виктория».

    При таких обстоятельствах, доводы административного истца о наличии в камере паразитов, крыс и мышей с учетом проводимых периодически в учреждении мероприятий по дезинсекции и дератизации судом отклоняются.

Также, на основании п.5 приказа Минюста России от 31 июля 2019 г. «Об утверждении Порядка осуществления охраны следственных изоляторов, исправительных учреждений и их объектов, а также иных объектов уголовно-исполнительной системы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области является охраняемым объектом.

    В соответствии с п.26 приказа Минюста России № 152 дсп от 31 июля 2019 г. «Об утверждении Порядка осуществления охраны следственных изоляторов, исправительных учреждений и их объектов, а также иных объектов уголовно-исполнительной системы» в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области осуществляется патрулирование внутренней запретной зоны по тропе наряда специалистом кинологом со служебной собакой согласно установленного графика. Тропа наряда расположена на всех участках периметра охраняемого объекта, в том числе напротив окон режимных корпусов № 1 и № 2 учреждения.

Учитывая, что административный истец содержался в условиях лишения свободы, патрулирование внутренней запретной зоны необходимо в силу действующих правовых норм, его доводы, о том, что в камере был слышен лай собак судом отклоняются.

Кроме того, пребывание гражданина в условиях лишения свободы неизбежно связано с различными лишениями и ограничениями, поэтому не всякие ссылки административного истца на подобные лишения и ограничения объективируются в утверждение о том, что он подвергся бесчеловечному или унижающему достоинство обращению со стороны государства.

Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Частью 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Согласно п. 4 данного постановления нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.

Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.

Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

Из пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки.

В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2018 № 47 разъяснено, что в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Согласно пункту 14 указанного постановления условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

          Решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 14.07.2022, вступившим в законную силу 07.02.2023, исковые требования прокурора были удовлетворены, на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области возложена в том числе обязанность в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия по приведению помещений камер, коридоров постов и прогулочных двориков, карцеров №№ 2, 5-7, в соответствие с требованиями пункта 2.7 СП 2.1.3678-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44; в случае отсутствии и (или) недостаточности у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области денежных средств для выполнения возложенных обязанностей на ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области возложена обязанность обеспечить необходимое финансирование ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области для выполнения указанных мероприятий.

Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 ст.227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).

Вместе с тем, доказательств претерпевания административным истцом физических и нравственных страданий по причине нахождения в камере, в которой на стенах имелись следы поражения гибком при содержании его в камере , материалы дела не содержат, равно, как и не установлено наличие иных нарушений со стороны административных ответчиков.

Учитывая исследованные по делу доказательства суд приходит к выводу, что не установлено нарушение административными ответчиками прав и свобод Пономаренко Р.С., включая право на уважение достоинства личности, гарантированное статьей 21 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Конвенции о защите основных прав и свобод.

Сам факт содержания административного истца камере, состояние которой не соответствовало санитарным нормам, не является безусловным основанием для выводов о причинении Пономаренко Р.С. страданий в более высокой степени, чем тот уровень лишений, который неизбежен при принудительном лишении свободы, и не может свидетельствовать о бесчеловечном обращении.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования Пономаренко Р.С. о взыскании компенсации за нарушение условий содержания не подлежат удовлетворению.

Каких-либо иных доводов, либо сведений, свидетельствующих об иных нарушениях условий содержания Пономаренко Р.С. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, материалы дела не содержат.

Учитывая, что в ходе рассмотрения дела установлено, что при содержании административного истца в камере административным ответчиком, в нарушение пункта 2.7 Санитарных правил СП 2.1.3678-20, было допущено наличие на стенах камеры признаков поражения грибком, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований и признании незаконными действий (бездействие) ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Ульяновской области», выразившихся в содержании Пономаренко Р.С. в камере, на стенах которой имеются признаки поражения грибком.

Таким образом, административные исковые требования Пономаренко Р.С. подлежат частичному удовлетворению только в указанной части.

Руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск Пономаренко Р.С. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия (бездействие) Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», выразившиеся в ненадлежащих условиях содержания Пономаренко Р.С. под стражей, а именно, содержание в помещении, имеющим признаки поражения стен грибком.

В удовлетворении административных исковых требований Пономаренко Р.С. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», начальнику Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» Бобровскому С.В. о признании действий (бездействия), выразившихся в ненадлежащих условиях содержания, взыскании компенсации за нарушение условий содержания, в остальной части, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                    О.Б. Земцова

            Срок изготовления мотивированного решения суда - 06 декабря 2023 г.

2а-2955/2023 ~ М-2885/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Пономаренко Р.С.
Ответчики
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области
Суд
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска
Судья
Земцова О. Б.
Дело на странице суда
zjeleznodorogniy--uln.sudrf.ru
08.11.2023Регистрация административного искового заявления
08.11.2023Передача материалов судье
13.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
13.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2023Судебное заседание
06.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее