№2-682/22
04RS0007-01-2022-000333-83
Решение
Именем Российской Федерации
09 марта 2022 г. г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Гурман З.В., при секретаре Грудининой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО8 к ООО «Артель старателей Западная» о возмещении вреда, причиненного в результате аварии на опасном производственном объекте, признании бездействия незаконным, истребовании документов,
установил:
Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО8. сослался на то, что он состоял в трудовых отношениях с ответчиком, работал в должности проходчика с полным рабочим днем под землей. 14 апреля 2019 г. на руднике «Кедровский» произошла авария – обрушение горной породы, в результате чего причинен тяжкий вред его здоровью. Рудник «Кедровский» является опасным производственным объектом, ему присвоен второй класс опасности. Поскольку у него имеется право на получение страхового возмещения в связи с причинением вреда здоровью в результате аварии на опасном объекте, однако ему неизвестно, с кем у ответчика заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта, просил обязать ООО «Артель старателей Западная» возместить ему вред, причиненный в результате аварии на опасном объекте в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», признать бездействие ООО «Артель старателей Западная», выразившееся в несообщении страховщику о страховом случае в соответствии с п. 2.6 Положения Банка России от 28 декабря 2016 г. №574-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» незаконным.
Определением суда от 09 февраля 2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО СК «ВТБ Страхование».
В ходе судебного разбирательства ФИО8 изменив предмет иска, просил обязать ответчиков ООО «Артель старателей Западная», ООО СК «ВТБ Страхование» в солидарном порядке произвести ему страховое возмещение ущерба, возникшего в результате аварии на опасном объекте, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного
объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» в размере 1000000 руб., признать бездействие ООО «Артель старателей Западная», выразившееся в несообщении страховщику о страховом случае в соответствии с п. 2.6 Положения Банка России от 28 декабря 2016 г. №574-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» незаконным, признать бездействие ООО «Артель старателей Западная», выразившееся в неразъяснении ему прав на получение страхового возмещения, незаконным, обязать ООО «Артель старателей Западная» выплатить ему компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
В судебном заседании истец ФИО8. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и в заявлении об изменении предмета иска. При этом суду пояснил, что в момент его нахождения в шахте произошло обрушение горной породы, что привело к причинению тяжкого вреда его здоровью, установлению ему третьей группы инвалидности. Работодатель не разъяснил ему право на получение страхового возмещения в связи с аварией на опасном объекте, не уведомил страховщика о произошедшей аварии, что лишило его права на своевременное получение страхового возмещения.
Представитель ответчика ООО «Артель старателей Западная» Козлов Н.В. против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве. Также суду пояснил, что о произошедшем со ФИО8 несчастном случае незамедлительно было сообщено в Ростехнадзор, специалисты которого оценили обстоятельства несчастного случая, его последствия, не усмотрели в этом признаков аварии и не нашли оснований для проведения технического расследования. Произошедшее со ФИО8 было квалифицировано как несчастный случай на производстве, проведено его расследование, составлен соответствующий акт, ФИО8 получены предусмотренные законом выплаты от работодателя, Фонда социального страхования. Данный несчастный случай не имел признаков аварии, не был расследован как авария, следовательно, он не являлся страховым случаем, и ООО «Артель старателей Западная» не обязано было уведомлять страховую компанию об этом событии. После того, как ФИО8 обратился в артель с заявлением о страховом возмещении, данное заявление со всеми документами в краткие сроки было направлено в страховую компанию, незначительное нарушение сроков направления не нарушило прав истца.
Представитель ООО СК «ВТБ Страхование», надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Выслушав пояснения участников процесса, заслушав заключение прокурора Бородиной А.С., полагавшей исковые требования ФИО8. необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.
В соответствии с ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №225-ФЗ объектом обязательного страхования являются имущественные интересы владельца опасного объекта, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим; страховым риском является возможность наступления гражданской ответственности владельца опасного объекта по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда потерпевшим, страховым случаем является наступление гражданской ответственности страхователя по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда потерпевшим в период действия договора обязательного страхования, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату потерпевшим.
В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №225-ФЗ авария на опасном объекте - повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на опасном объекте, взрыв, утечка, выброс опасных веществ, обрушение горных пород (масс), отказ или повреждение технических устройств, отклонение от режима технологического процесса, сброс воды из водохранилища, жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, которые возникли при эксплуатации опасного объекта и повлекли причинение вреда потерпевшим.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №225-ФЗ при аварии на опасном объекте страхователь обязан:
а) в течение 24 часов с момента аварии на опасном объекте сообщить об аварии страховщику в порядке, установленном правилами обязательного страхования;
б) принять разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры,
чтобы уменьшить размер возможного вреда;
в) незамедлительно предоставлять потерпевшим сведения о страховщике, в том числе наименование (фирменное наименование) страховщика, место его нахождения, режим работы и номера телефонов, или в случае, если авария привела к возникновению чрезвычайной ситуации, в трехдневный срок со дня аварии опубликовать указанную информацию в печатном органе по месту нахождения опасного объекта;
г) в течение пяти рабочих дней со дня получения акта о причинах и об обстоятельствах аварии, документов о видах и размерах причиненного вреда направить страховщику копии указанных документов;
д) привлечь страховщика к расследованию причин аварии, в том числе в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для такого расследования не предусматривается создание комиссии с участием представителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего в пределах своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных объектов, либо его территориального органа.
В случае обращения потерпевшего за возмещением вреда непосредственно к страхователю страхователь до удовлетворения требований о возмещении причиненного вреда должен незамедлительно сообщить страховщику о поступивших требованиях и в течение пяти рабочих дней со дня такого обращения направить ему копии соответствующих документов. (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №225-ФЗ, п. 2.6 Положения Центрального Банка РФ от 28 декабря 2016 г. №574-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте).
В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №225-ФЗ акт о причинах и об обстоятельствах аварии - документ, составленный в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, актами Правительства Российской Федерации по вопросам проведения технического расследования причин аварий на опасных объектах, нормативными правовыми актами в области охраны труда, или иной документ, составленный органом, уполномоченным на расследование причин и обстоятельств аварии на опасном объекте, содержащие сведения о причинах и об обстоятельствах аварии, иные сведения и включенные в перечень соответствующих документов, предусмотренных правилами обязательного
страхования.
Согласно ч. 1 ст. 12Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» по каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте
проводится техническое расследование ее причин.
Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа.
В состав указанной комиссии также включаются:
представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект;
представители организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
представители страховщика, с которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
другие представители в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 12Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ).
Результаты проведения технического расследования причин аварии заносятся в акт, в котором указываются причины и обстоятельства аварии, размер причиненного вреда, допущенные нарушения требований промышленной безопасности, лица, допустившие эти нарушения, а также меры, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварии, и содержатся предложения по предупреждению подобных аварий (ч. 6 ст. 12Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ).
Порядок проведения технического расследования причин аварии и оформления акта технического расследования причин аварии устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности (ч. 8 ст. 12Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ).
Форма акта о причинах и об обстоятельствах аварии на опасном объекте утверждена Приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2016 г. №471 «Об утверждении формы акта о причинах и об обстоятельствах аварии на опасном объекте и формы извещения об аварии на опасном объекте».
Как следует из акта о несчастном случае на производстве от 18 февраля 2021 г., 14 апреля 2019 г. в 8 часов 15 минут с проходчиком с полным рабочим днем под землей ФИО8 состоявшим в трудовых отношениях с ООО «Артель старателей Западная» и выполнявшим оборку заколов и бурение шпуров в уклоне №6 на подземном горном участке
рудника «Кедровский», произошел несчастный случай, соответствующий коду 03: падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр., в результате которого причинен тяжкий вред здоровью ФИО8. В течение длительного времени ФИО8 находился на лечении, являлся временно нетрудоспособным, частично утратил профессиональную трудоспособность, с связи с чем в настоящее время ему установлена 3 группа инвалидности на срок до 01 апреля 2022 г. При этом рудник «Кедровский», на котором произошел несчастный случай со ФИО8 зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов 15 декабря 1999 г. за № А64-00006-0001, ему присвоен 2 класс опасности. На момент несчастного случая гражданская ответственность владельца данного опасного производственного объекта была застрахована в ООО СК «ВТБ Страхование» по полису №<данные изъяты>
Также судом установлено, что о произошедшем со ФИО8. несчастном случае незамедлительно было проинформировано Забайкальское управление Ростехнадзора, в дальнейшем уполномоченной комиссией, в состав которой входили и специалисты Ростехнадзора, проведено расследование данного несчастного случая, результаты которого оформлены актом о несчастном случае на производстве от 29 апреля 2019 г., впоследствии отмененным с оформлением нового акта о несчастном случае на производстве от 18 февраля 2021 г., который составлен по форме Н-1 (в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случае на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях») и к настоящему моменту незаконным или недействительным не признан. При этом, как следует из пояснений представителя ответчика ООО «Артель старателей Западная» Козлова Н.В., подтверждается пояснениями представителя Забайкальского управления Ростехнадзора Шатуева В.И. (пояснившего суду, что локальное обрушение заколов, при котором не произошло обрушения сооружений, не соответствует признакам аварии) и не оспаривается истцом ФИО8 техническое расследование причин аварии уполномоченным органом (Забайкальским управлением Ростехнадзора) по данному факту не проводилось, акт технического расследования причин аварии в установленном законом порядке не составлялся. Таким образом, поскольку к настоящему моменту события, имевшие место на руднике «Кедровский» 14 апреля 2019 г., повлекшие причинение тяжкого вреда здоровью ФИО8 уполномоченным органом в качестве аварии не квалифицированы, принимая также во внимание, что в результате данных событий не произошло разрушения подземных выработок, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемого взрыва и (или) выброса опасных веществ, не произошла приостановка эксплуатации
опасного производственного объекта, существенных нарушений технологического процесса при эксплуатации опасного производственного объекта не выявлено, оснований полагать, что имело место наступление страхового случая, влекущего возникновение у ФИО8. права на выплату страхового возмещения, не имеется. Поэтому судом принимается решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО8 об обязании ООО «Артель старателей Западная», ООО СК «ВТБ Страхование» в солидарном порядке произвести ему страховое возмещение ущерба, возникшего в результате аварии на опасном объекте, а также об отказе в удовлетворении требований ФИО8 о признании незаконным бездействия ООО «Артель старателей Западная», выразившегося в неразъяснении ему права на получение страхового возмещения. Не находит суд оснований и для удовлетворения исковых требований ФИО8 в остальной части: о признании незаконным бездействия ООО «Артель старателей Западная», выразившегося в несообщении страховщику о страховом случае в соответствии с п. 2.6 Положения Банка России от 28 декабря 2016 г. №574-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», обязании выплатить ему компенсацию морального вреда в размере 50000 руб., исходя из того, что после обращения ФИО8. в ООО «Артель старателей «Западная» с заявлением о возмещении вреда, причиненного в результате аварии на опасном объекте, в январе 2022 г., ответчик через непродолжительное время уведомил страховщика ООО СК «ВТБ Страхование» о поступившем обращении истца, направил в его адрес имевшиеся документы, уведомил об этом ФИО8 и в данном случае истцом не доказано, что незначительное нарушение ответчиком предусмотренных законом сроков направления такого обращения причинило ему нравственные и физические страдания, влекущие возникновение права на компенсацию морального вреда.
В силу изложенного, судом принимается решение об отказе в удовлетворении иска ФИО8 в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО8 оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца с момента его принятия судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 16 марта 2022 г.
Судья: З.В.Гурман