Судья: Борисик А.Л. Дело № 33-28232/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Анцифировой Г.П.,
судей Мариуца О. Г., Ропота В.И.,
при секретаре Томилове В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 сентября 2018 года апелляционную жалобу Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда РФ № 6 по г. Москве и Московской области на решение Мытищинского городского суда Московской области от 13 марта 2018 года по делу по иску С.Ю.Н. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда РФ № 6 по г.Москве и Московской области о зачете периода работы в специальный трудовой стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
заслушав доклад судьи Мариуца О.Г.,объяснения истца,
УСТАНОВИЛА:
С.Ю.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда РФ № 6 по г.Москве и Московской области о зачете периода работы в специальный трудовой стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.
Требования мотивировал тем, что ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа, в специальный стаж не был включен спорный период его работы с 18.11.1987 года по 05.03.1994 года в должности кузнеца в АО «Бакра».С.Ю.Н. полагал решение незаконным, просил зачесть в специальный трудовой стаж указанный период работы, обязать ответчика назначить досрочно страховую пенсию по старости с момента возникновения права на ее получение - с 16.06.2017 года.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала.
Решением Мытищинского городского суда Московской области от 13 марта 2018 года исковые требования удовлетворены.
Суд постановил:
- зачесть С.Ю.Н. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работы по списку №1 с 18.11.1987 года по 05.03.1994 в должности кузнеца в АО «Бакра»;
- обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда РФ № 6 по г. Москве и Московской области назначить С.Ю.Н. досрочную страховую пенсию по старости по списку №1 с 16 июня 2017 года с учетом подлежащего зачету в специальный стаж указанного периода работы.
Не согласившись с решением суда, Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда РФ № 6 по г. Москве и Московской области в апелляционной жалобе просит его отменить в полном объеме, как незаконное и необоснованное.
Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст. 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции названным требованиям закона не соответствует исходя из следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 19.09.2017 года комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ответчика С.Ю.Н. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп.1 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в связи с отсутствием необходимого стажа, предусмотренного данной статьей. Специальный стаж истца по мнению ответчика составил 00 лет 00 месяцев 00 дней.
В специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости по списку №1, не был засчитан спорный период работы с 18.11.1987 года по 05.03.1994 года в должности кузнеца в АО «Бакра», со ссылкой на то, что занимаемая им должность не соответствовала Списку должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, а также не было представлено доказательств, подтверждающих факт выполнения им работы на подземных работах в указанной должности полный рабочий день в режиме полной рабочей недели.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период работы с 18.11.1987 года по 05.03.1994 года в должности кузнеца в АО «Бакра» подлежал включению в специальный трудовой стаж С.Ю.Н. по Списку №1, поскольку он работал кузнецом в режиме полного рабочего дня при полной рабочей неделе, совмещений по другим профессиям не имел, что дало ему право на включение данных периодов в специальный стаж работы для досрочного назначения пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
При этом суд исходил из того, что, что профессия «кузнец» и «кузнец на молотах и прессах» «кузнец-штамповщик» - это название одной и той же профессии. Суд пришел к выводу об обязании ответчика назначить С.Ю.Н. досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на ее получение - с 16.06.2017 года.
С такими выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пп. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяются Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (Постановление Правительства Российской Федерации N 537 от 18.07.2002).
В Списке №1, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, в разделе ХI. Металлообработка: Кузнечно-прессовое производство п.а «Рабочие» указаны «Кузнецы, штамповщики на штамповочных молотах, прессах и ковочных машинах и их подручные, Кузнецы на свободной ковке металла на молотах и прессах и их подручные».
В Списке N1, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, в разделе ХI «Металлообработка» указано, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются кузнецы на молотах и прессах, кузнецы - штамповщики на ротационных машинах – позиция 1110200а-13225, 1110200а-13229.
Из трудовой книжки С.Ю.Н. следует, что с 22.07.1987 года он был зачислен в кузнечно-заготовительный цех Московского производственного объединения «Строймаш» (впоследствии АО «Бакра») учеником кузнеца; с 18.11.1987 года ему был присвоен 2 разряд кузнеца и переведен кузнецом; с 01.02.1988 года он был переведен в механо-сборочный цех кузнецом 2 разряда; с 01.01.1992 года переведен в той же должности на условиях контракта; с 05.03.1994 года уволен по собственному желанию.
Согласно п. 2 Разъяснения Минтруда РСФСР и Минсоцзащиты РСФСР от 08.01.1992 г. N 1 "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517" право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Положениями пп. 1 п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 г. N 258н (далее - Порядок), предусмотрено, что подтверждению подлежат периоды подземных работ, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах.
В силу п. 3 указанного Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В п. 4 Порядка указано, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях предусматривает при досрочном назначении пенсии по старости отдельным категориям работников, предусмотренным Списком N 1 и Списком N 2, предоставление документов, подтверждающих стаж на соответствующих видах работ и в соответствующих условиях.
Между тем, документы, которые бы подтверждали то обстоятельство, что в спорный период истец работал в организации, относящейся к кузнечно-прессовому производству, равно как и о выполнении им работ на штамповочных молотах, прессах и ковочных машинах, на свободной ковке металла на молотах и прессах, в деле отсутствуют.
Данных о том, что в Московском производственном объединении «Строймаш» (впоследствии АО «Бакра») проводились работы по металлообработке, в деле не имеется.
Судебная коллегия учитывает, что АО «Бакра» по запросу пенсионного органа не представляла в отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц Государственного учреждения – Главное управлению Пенсионного фонда РФ № 6 по г.Москве и Московской области перечни и поименные списки на работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, а также первичные документы, наблюдательное дело по указанной организации не формировалось.
При таких обстоятельствах сама по себе представленная истцом справка АО «Бакра» от 20.05.2015 года, в которой указано, что выполняемая истцом работа предусмотрена Списком № 1, не могла быть принята во внимание как бесспорное и достаточное доказательство выполнения истцом работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, поскольку первичные документы о характере и условиях работы истца за спорный период отсутствуют.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для включения в специальный стаж указанного выше периода работы, и для назначения истцу пенсии.
Несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам настоящего дела, а также неправильное применение норм материального права, привело к вынесению незаконного решения.
Данное обстоятельство является основанием для отмены решения суда первой инстанции в силу пунктов 3 и 4 части первой статьи 330 ГПК РФ, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мытищинского городского суда Московской области от 13 марта 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В иске С.Ю.Н. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда РФ № 6 по г.Москве и Московской области о зачете периода работы в специальный трудовой стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости – отказать.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда РФ № 6 по г. Москве и Московской области удовлетворить.
Председательствующий
Судьи