Судья: Кротов А.В. № 33а-2522
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 марта 2019 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Машковой Л.Г.,
судей Бугаевой Е.М., Шмидт Т.Е.,
при секретаре Кузнецовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Путилова Александра Сергеевича к призывной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области о признании незаконным решения призывной комиссии, по апелляционной жалобе Путилова Александра Сергеевича на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 28 ноября 2018 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя призывной комиссии Балаковского района Саратовской области, военного комиссариата города Балаково, Балаковского и Духовницкого районов Саратовской области Сунна Н.П., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Путилов А.С. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование которого указывал, что при получении повестки 15 октября 2018 года ему стало известно о принятии призывной комиссией Балаковского муниципального района Саратовской области решения о призыве его на военную службу. Полагал данное решение нарушающим его права, поскольку принятию оспариваемого решения призывной комиссией Балаковского муниципального района Саратовской области не предшествовало обязательное медицинское освидетельствование административного истца, в связи с чем не учтены данные об имеющихся у него заболеваниях.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 28 ноября 2018 года Путилову А.С. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Путилов А.С. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ее автор ссылается на обстоятельства, аналогичные тем, на которые указывал в суде первой инстанции. Выражает несогласие с оценкой судом представленных в материалы дела доказательств и доводов административного истца и его представителя, указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
На основании пунктов 1, 2 статьи 22 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе) при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) призывных комиссий рассматриваются и разрешаются в порядке, предусмотренном КАС РФ, а именно в порядке производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (глава 22).
В соответствии со статьей 221 КАС Российской Федерации состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (часть 1). К участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (часть 2).
Правовой статус призывных комиссий определяется Федеральным законом о воинской обязанности и военной службе, в соответствии с которым призывные комиссии наделены полномочиями по призыву граждан на военную службу, и решения призывных комиссий могут быть обжалованы в суд (статьи 26, 28, 29).
Вместе с тем призывные комиссии, наделенные настоящим Федеральным законом публичными полномочиями по призыву граждан на военную службу, к органам государственной власти или органам местного самоуправления не относятся и юридическими лицами не являются.
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 26 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе организация призыва граждан на военную службу возложена на военные комиссариаты, которые в соответствии с пунктами 4 и 6 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 года № 1609, являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и являются юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе отделов по муниципальным образованиям военного комиссариата, при содействии местной администрации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Так, согласно пункту 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона о воинской обязанности и военной службе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 704, компенсация указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Таким образом, призыв граждан на военную службу организуют военные комиссариаты, являющиеся территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и юридическими лицами, за счет средств федерального бюджета. При этом согласно пункту 20 и подпункту 24 пункта 21 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 года № 1609, военный комиссариат возглавляет военный комиссар, который организует работу по судебной защите прав и законных интересов Министерства обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Интересы призывных комиссий в суде представляют военные комиссариаты, которые с учетом особенностей правового статуса призывных комиссий являются административными ответчиками в делах об оспаривании решений, действий (бездействия) призывных комиссий.
В нарушение Федерального закона о воинской обязанности и военной службе, Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, а также статьи 221 КАС РФ суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве административного ответчика военный комиссариат города Балаково, Балаковского и Духовницкого районов Саратовской области и военный комиссариат Саратовской области, к полномочиям которого относится учет граждан, подлежащих военной службе, тем самым разрешил спор о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
Судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права, являющееся в соответствии с пунктом 3 статьи 309, пунктом 2 части 1 статьи 310 КАС Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 28 ноября 2018 года отменить.
Административное дело по административному исковому заявлению Путилова Александра Сергеевича к призывной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области о признании незаконным решения призывной комиссии направить на новое рассмотрение в Балаковский районный суд Саратовской области.
Председательствующий:
Судьи: