Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-120/2021 ~ М-359/2020 от 30.12.2020

Дело № За-120/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 марта 2021 года    город Орёл

Орловский областной суд в составе: председательствующего судьи ФИО3, при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО4, с участием представителя административного истца ФИО1-адвоката ФИО6, действующей на основании ордера от 28 декабря 2020 года №    376, представителя административного ответчика Бюджетного

учреждения Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» ФИО8, представителя административного ответчика Правительства Орловской области ФИО7, представителя административного ответчика ФЕБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области ФИО9, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному иску ФИО1 к Правительству Орловской области, Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области, Управлению Росреестра по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,

установил:

ФИО1 обратился в Орловский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» (далее по тексту- БУ 00»МР БТИ»), Управлению Росреестра по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что является арендатором двух земельных участков, расположенных на территории Верховского района Орловской области.

Кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке от 27 ноября 2020 года , составленном частнопрактикующим оценщиком ФИО5, тем самым, затронуты права административного истца, уплачивающего арендную плату, исчисляемую исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

По изложенным основаниям ФИО1 просил установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость объектов недвижимости в следующих размерах:

-земельного участка с кадастровым номером общей площадью 16679 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 783913 руб. 00 коп.;

-земельного участка с кадастровым номером общей площадью 20936 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 983992 руб. 00 коп.

Определением Орловского областного суда от 11 января 2021 года к участию в данном деле в качестве административного соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра в лице филиала по Орловской области).

Определением Орловского областного суда от 4 марта 2021 года производство по данному делу прекращено в части требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере, равной его рыночной стоимости, в связи с отказом административного истца от заявленного требования.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО6 поддержала заявленное требование об установлении по состоянию на 1 января 2019 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости, равной 783913 руб. 00 коп.

Представитель административного ответчика    Правительства

Орловской области ФИО7, представитель административного ответчика    БУ ОО «МР БТИ»    ФИО8, представитель

административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области ФИО9 в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных требований.

Административный истец ФИО1,    представитель

административного ответчика Управления Росреестра по Орловской области, представитель заинтересованного лица на стороне административных ответчиков Администрации Верховского района Орловской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.

В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.

Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции, действовавшей на момент предъявления административного иска), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.

Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как видно из материалов дела, ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 16679 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель:    земли населенных пунктов, разрешенное использование: для

размещения производственных объектов, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом договором аренды земли от 5 декабря 2017 года, заключенным между Отделом по управлению муниципальным имуществом Администрации Верховского района Орловской области и ФИО1 на срок сорок девять лет, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 13-17,124-127).

Материалами дела подтверждается, что расчет арендной платы исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем, административный истец заинтересован в пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д.18).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в размере 1179872 руб. 46 коп. (л.д.12).

В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Обращаясь с требованием о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, ФИО1 представил в суд отчет об оценке рыночной стоимости от 27 ноября 2020 года , составленный частнопрактикующим оценщиком ФИО5, являющейся членом ВП «Саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков», имеющей квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности: «оценка недвижимости», а также полис обязательного страхования ответственности оценщика.

Согласно выводам, содержащимся в указанном отчете, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 783913 руб. 00 коп. (л.д. 19-95).

При составлении отчета оценщик применил сравнительный подход, провел анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также - Закон об оценочной деятельности) итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость земельного участка, приведенную в отчете об оценке от 27 ноября 2020 года, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости объекта недвижимости заявлены не были.

По убеждению суда, отчёт об оценке от 27 ноября 2020 года соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывает сомнений в его достоверности.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

Поскольку ФИО1 обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости 29 декабря 2020 года, то указанную дату следует считать датой подачи им заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 16679 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения производственных объектов, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в размере его рыночной стоимости 783913(семьсот восемьдесят три тысячи девятьсот тринадцать) рублей 00 копеек по состоянию на 1 января 2019 года.

Датой подачи заявления ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 29 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 9 марта 2021 года.



Дело № За-120/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 марта 2021 года    город Орёл

Орловский областной суд в составе: председательствующего судьи ФИО3, при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО4, с участием представителя административного истца ФИО1-адвоката ФИО6, действующей на основании ордера от 28 декабря 2020 года №    376, представителя административного ответчика Бюджетного

учреждения Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» ФИО8, представителя административного ответчика Правительства Орловской области ФИО7, представителя административного ответчика ФЕБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области ФИО9, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному иску ФИО1 к Правительству Орловской области, Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области, Управлению Росреестра по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,

установил:

ФИО1 обратился в Орловский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области, Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» (далее по тексту- БУ 00»МР БТИ»), Управлению Росреестра по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что является арендатором двух земельных участков, расположенных на территории Верховского района Орловской области.

Кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке от 27 ноября 2020 года , составленном частнопрактикующим оценщиком ФИО5, тем самым, затронуты права административного истца, уплачивающего арендную плату, исчисляемую исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

По изложенным основаниям ФИО1 просил установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость объектов недвижимости в следующих размерах:

-земельного участка с кадастровым номером общей площадью 16679 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 783913 руб. 00 коп.;

-земельного участка с кадастровым номером общей площадью 20936 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 983992 руб. 00 коп.

Определением Орловского областного суда от 11 января 2021 года к участию в данном деле в качестве административного соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра в лице филиала по Орловской области).

Определением Орловского областного суда от 4 марта 2021 года производство по данному делу прекращено в части требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере, равной его рыночной стоимости, в связи с отказом административного истца от заявленного требования.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО6 поддержала заявленное требование об установлении по состоянию на 1 января 2019 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере рыночной стоимости, равной 783913 руб. 00 коп.

Представитель административного ответчика    Правительства

Орловской области ФИО7, представитель административного ответчика    БУ ОО «МР БТИ»    ФИО8, представитель

административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области ФИО9 в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных требований.

Административный истец ФИО1,    представитель

административного ответчика Управления Росреестра по Орловской области, представитель заинтересованного лица на стороне административных ответчиков Администрации Верховского района Орловской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.

В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.

Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции, действовавшей на момент предъявления административного иска), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.

Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как видно из материалов дела, ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 16679 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель:    земли населенных пунктов, разрешенное использование: для

размещения производственных объектов, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом договором аренды земли от 5 декабря 2017 года, заключенным между Отделом по управлению муниципальным имуществом Администрации Верховского района Орловской области и ФИО1 на срок сорок девять лет, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д. 13-17,124-127).

Материалами дела подтверждается, что расчет арендной платы исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем, административный истец заинтересован в пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости (л.д.18).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в размере 1179872 руб. 46 коп. (л.д.12).

В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Обращаясь с требованием о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, ФИО1 представил в суд отчет об оценке рыночной стоимости от 27 ноября 2020 года , составленный частнопрактикующим оценщиком ФИО5, являющейся членом ВП «Саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов-оценщиков», имеющей квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности: «оценка недвижимости», а также полис обязательного страхования ответственности оценщика.

Согласно выводам, содержащимся в указанном отчете, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 года определена в размере 783913 руб. 00 коп. (л.д. 19-95).

При составлении отчета оценщик применил сравнительный подход, провел анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также - Закон об оценочной деятельности) итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость земельного участка, приведенную в отчете об оценке от 27 ноября 2020 года, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости объекта недвижимости заявлены не были.

По убеждению суда, отчёт об оценке от 27 ноября 2020 года соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывает сомнений в его достоверности.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

Поскольку ФИО1 обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости 29 декабря 2020 года, то указанную дату следует считать датой подачи им заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 16679 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения производственных объектов, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в размере его рыночной стоимости 783913(семьсот восемьдесят три тысячи девятьсот тринадцать) рублей 00 копеек по состоянию на 1 января 2019 года.

Датой подачи заявления ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 29 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 9 марта 2021 года.



1версия для печати

3а-120/2021 ~ М-359/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильев Василий Викторович
Ответчики
Правительство Орловской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Орловской области
БУ ОО "МБТИ"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области
Другие
Администрация Верховского района Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
30.12.2020Регистрация административного искового заявления
31.12.2020Передача материалов судье
11.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2021Рассмотрение дела начато с начала
02.02.2021Предварительное судебное заседание
25.02.2021Судебное заседание
04.03.2021Судебное заседание
09.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее