Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-41/2022 от 28.01.2022

Судья – Анисимов Д.М.                                        Дело №12-6-131/2021-7-41К

                                                                     УИД 53RS0011-01-2021-001240-80

РЕШЕНИЕ

01 февраля 2022 года                                                  Великий Новгород

Судья Новгородского областного суда, расположенного по адресу: Великий Новгород, ул. Нехинская, д.55 стр.1, Виюк А.М.,

с участием защитника ООО «Б...» <...>,

рассмотрев в порядке пересмотра жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Б...» <...> на решение судьи Окуловского районного суда Новгородской области от 25 ноября 2021 года, которым оставлено без изменения постановление <...> главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Новгородской области <...> от 26 августа 2021 года, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Б...» о привлечении к административной ответственности по части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей,

установил:

12 августа 2021 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Новгородской области <...> в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Б...» (далее по тексту ООО «Б...», <...> общество) составлен протокол <...> об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с неисполнением обязанности по отнесению отходов производства и потребления I – V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения.

Постановлением <...> государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Новгородской области <...> от 26 августа 2021 года ООО «Б...» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Оспаривая правомерность привлечения общества к административной ответственности, защитник ООО «Б...» <...> обратилась в Окуловский районный суд Новгородской области с жалобой, в которой просила отменить постановление по делу об административном правонарушении.

Решением судьи Окуловского районного суда Новгородской области от 25 ноября 2021 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В поданной в Новгородский областной суд (через Окуловский районный суд) жалобе защитник общества просит отменить решение судьи и постановление должностного лица, вынесенные по делу об административном правонарушении, прекратить производство по делу в связи с отсутствием в деянии юридического лица состава вмененного административного правонарушения. В обоснование доводов указала, что у общества отсутствует необходимость отнесения отходов к V классу опасности, учитывая, что юридическое лицо предоставляет отчеты об утилизации отходов различного класса опасности с фиксацией отходов и предоставлением сопроводительных документов на них.

Срок подачи жалобы защитником соблюден.

Законный представитель ООО «Б...» в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, с ходатайством об отложении не обращался, интересы общества представляет защитник <...>.

Защитник ООО «Б...» <...> в судебном заседании поддержала жалобу по мотивам и основаниям, изложенным в ней.

Представитель отдела государственного экологического надзора по Новгородской области Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, с ходатайством об отложении не обращался.

Согласно части 2 статьи 25.1, статьям 25.4, 25.15, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника общества, судья областного суда приходит к следующим выводам.

Часть 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризующаяся бездействием и выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Для привлечения к административной ответственности, согласно приведенной правовой норме, необходимо установить, что в процессе хозяйственной деятельности субъекта административной ответственности образуются отходы производства и потребления I - V классов опасности, которые в установленном порядке не учитываются.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон №89-ФЗ, Закон об отходах).

Как определено в статье 1 указанного Федерального закона №89-ФЗ, отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Указанным Законом об отходах установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. А потому, юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах, экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона №89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы, II класс - высокоопасные отходы, III класс - умеренно опасные отходы, IV класс - малоопасные отходы и V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 14 Федерального закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (пункт 1 статьи 19 Федерального закона №89-ФЗ).

Из материалов дела следует, что Управлением Росприроднадзора по Новгородской области на основании распоряжения <...> от 14 мая 2021 года во исполнение плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, согласованного прокуратурой Новгородской области, с привлечением экспертов ФГБУ «Ц...» филиала «Ц...» проведена плановая выездная проверка общества в рамках федерального экологического надзора, государственного надзора в области обращения с отходами, земельного надзора, в области охраны атмосферного воздуха, в области использования и охраны водных объектов, за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ, а также федерального государственного надзора за геологическим, рациональным использованием и охраной недр.

Согласно распоряжению <...> от 14 мая 2021 года, задачами проверки является надзор за соблюдением обязательных требований в области охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, геологического изучения, рационального использования и охраны недр.

По результатам проверки составлен акт <...> от 29 июня 2021 года, в котором, помимо прочих, зафиксированы нарушения, связанные с неисполнением обязанности юридического лица по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения и составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.

При рассмотрении дела установлено, что основным видом деятельности ООО «Б...» является разведение сельскохозяйственной птицы.

В результате деятельности общества, осуществляемой на производственных площадках, расположенных на территории Крестецкого муниципального района Новгородской области, в I квартале 2021 года образовались отходы V класса опасности: тормозные колодки отработанные с остатками накладок асбестовых в количестве 0,027 т, абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов в количестве 0,005 т, лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные в количестве 3,340 т, остатки и огарки стальных сварочных электродов в количестве 0,012 т, лом и отходы изделий из полипропилена незагрязненные в количестве 0,090 т, отходы упаковочного картона незагрязненные в количестве 2,500 т, лом и отходы изделий из полистирола незагрязненные в количестве 0,030 т, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные в количестве 6,500 т, отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные в количестве 1,540 т, отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные в количестве 1,940 т, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства в количестве 0,356 т, резиновая обувь, утратившая потребительские свойства, незагрязненная практически неопасная в количестве 0,025 т, резиновые перчатки, утратившие потребительские свойства, незагрязненные практически неопасные в количестве 0,037 т, тара полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами в количестве 0,210 т, тара стеклянная незагрязненная в количестве 0,174 т, ленты конвейерные, приводные ремни, утратившие потребительские свойства, незагрязненные в количестве 1,350 т, непищевые отходы (мусор) кухонь и организаций общественного питания практически неопасные в количестве 9,210 т, осадок биологических очистных сооружений смешанных и хозяйственно-бытовых вод обезвоженный с применением флокулянтов практически неопасный в количестве 42,600 т.

При проведении проверки обществом не были представлены какие-либо материалы, подтверждающие результаты инвентаризации, идентификации и сопоставления данных отходов сведениям Федерального классификационного каталога отходов (далее - ФККО), утвержденного приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года №24, и Банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (далее - Банк данных, БДО), то есть отнесение к конкретному классу опасности отходов V класса опасности, образующихся в результате производственной деятельности юридического лица.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для вывода о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и квалификации совершенного им деяния по указанной норме Кодекса.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа и судья районного суда, рассмотревшие дело об административном правонарушении, пришли к выводу о наличии в деянии ООО «Б...» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о доказанности его вины в совершении административного правонарушения.

Оснований подвергать сомнению вывод о квалификации деяния юридического лица не имеется.

Довод юридического лица и его защитника о том, что в силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона №89-ФЗ подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, не требуется, признается несостоятельным, как основанный на ошибочном понимании и толковании норм закона, и не может повлечь иные выводы по данному делу.

В целях реализации пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №792 от 30 сентября 2011 года утвержден порядок подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, устанавливающий требования к рассмотрению территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования документов и материалов отнесения отходов, образующихся у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе их деятельности, не включенных в ФККО, к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и принятию решения о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка отходы считаются не включенными в ФККО, если при сопоставлении их классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО, полное соответствие классификационных признаков не установлено.

Происхождение отходов производства определяется по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу, происхождение отходов потребления определяется по принадлежности к продукции, в результате утраты потребительских свойств которой они произошли.

Агрегатное состояние и физическая форма отходов определяются с учетом Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года №792 (зарегистрирован Минюстом России 16 ноября 2011 г., регистрационный №22313).

Ведение банка данных об отходах осуществляется в соответствии с указанным Порядком ведения государственного кадастра отходов.

Согласно пункту 4 Порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, класс опасности вида отхода, не включенного в ФККО, определяется его химическим и компонентным составом.

Химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.

В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе отходов в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации, химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением требований Федерального закона от 26 июня 2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Согласно пункту 2 Порядка ведения государственного кадастра отходов, государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для Российской Федерации системе.

ФККО включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме (пункт 6 Порядка ведения государственного кадастра отходов).

В силу пункта 7 указанного Порядка для классификации отходов в ФККО используется вид отходов, представляющий собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов. Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы.

ФККО имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа), химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа), агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция) (пункт 8 Порядка).

Согласно пункту 9 Порядка, конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе.

Банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов содержит детальные сведения о видах отходов, включенных в ФККО, и их характеристиках, а также сведения о технологиях, применяемых для использования и обезвреживания отходов (пункт 25 Порядка).

Согласно пункту 5.1 Межгосударственного стандарта «ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 года №1091-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), классом опасности (токсичности) отходов является числовая характеристика отходов, определяющая вид и степень его опасности (токсичности).

В соответствии с пунктом 5.18 ГОСТ 30772-2001 под идентификацией отходов понимается деятельность, связанная с определением принадлежности данного объекта к отходам того или иного вида, сопровождающаяся установлением данных о его опасных, ресурсных, технологических и других характеристиках.

При этом в примечании к вышеназванному пункту ГОСТ 30772-2001 указано, что идентификацию отходов проводят на основе анализа предъявленных экспертизе уполномоченным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем эксплуатационно-информационных документов, в том числе паспорта отходов.

Вид отхода определяется из следующих его показателей: происхождение и условия образования отходов; химический (компонентный) состав; агрегатное состояние; класс опасности для окружающей природной среды. Отнесение отхода к соответствующему виду зависит от его химического состава, агрегатного состояния, класса опасности для окружающей природной среды и происхождения.

Как следует из пункта 7 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России №1028 от 08 декабря 2020 года, при организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами выявляются вещества, материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений; выявляются изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг; проводятся паспортизация отходов и отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, установленном Минприроды России.

Таким образом, из содержания указанных выше норм закона в их совокупности следует, что отнесение отходов, образующихся в процессе хозяйственной деятельности общества, к конкретному классу опасности, исходя исключительно из сходства (совпадения) наименования отходов, включенных в ФККО, не основано на действующем законодательстве. Определение компонентного состава допустимым законодательством Российской Федерации способом в целях идентификации требуется как для зарегистрированных, так и для незарегистрированных в ФККО отходов.

А потому, судьей районного суда обоснованно сделан вывод о том, что отнесение к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, должно осуществляется обществом посредством сопоставления реальных (объективно подтвержденных) классификационных признаков образующихся у юридического лица отходов с классификационными признаками видов отходов, включенных как в ФККО, так и в БДО.

В результате проверки установлено, что общество не представило доказательств, подтверждающих отнесение отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо Управления Росприроднадзора и судья районного суда объективно сочли, что общество имело возможность для соблюдения требований пунктов 1, 3 статьи 14 Федерального закона №89-ФЗ, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина юридического лица во вмененном правонарушении и факт его совершения подтверждаются, в том числе актом проверки <...> от 29 июня 2021 года.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Существенных нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Вопреки доводам жалобы, действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исключительных обстоятельств, позволяющих признать совершенное обществом административное правонарушение малозначительным, равно как и оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Требования законодательства в области охраны окружающей среды, экологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления направлены на охрану и защиту окружающей среды и граждан, создание условий для их безопасной жизнедеятельности и сохранение природных ресурсов, и являются обязательными для исполнения.

Нарушение указанных выше требований влечет нарушение значимых общественных интересов, загрязнение окружающей среды и нарушение прав граждан.

Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

Постановление о привлечении ООО «Б...» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частями 1 и 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции, установленной частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом фактических обстоятельств дела, данных о юридическом лице, и с соблюдением требований статей 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является соразмерным содеянному, оснований для прекращения производства по делу не имеется.

При таких обстоятельствах, принятые в отношении общества постановление и решение отмене не подлежат.

Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление <...> главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Новгородской области <...> от 26 августа 2021 года, решение судьи Окуловского районного суда Новгородской области от 25 ноября 2021 года, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Б...» о привлечении к административной ответственности по части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменения, жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Б...» <...> – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения.

Судья                                            А.М. Виюк

7-41/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ООО "Белгранкорм-Великий Новгород"
Суд
Новгородский областной суд
Судья
Виюк Анна Михайловна
Статьи

ст. 8.2 ч.9 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--nvg.sudrf.ru
28.01.2022Материалы переданы в производство судье
01.02.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее