11RS0003-01-2019-001338-64 |
2-1143/19 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Инта |
11 сентября 2019 года |
Интинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Матюшенко Ю.Ф., при секретаре Яковлевой О.Ю., с участием представителя истца Ноженко Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демиркушак Н. О. к администрации муниципального образования городского округа "Инта" о включении в списки граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья по первоначальной дате постановки на учет,
установил:
Демиркушак Н.О. обратилась в суд с иском к администрации МОГО "Инта" о включении в списки граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья, по категории "инвалиды" с даты постановки на учет 04.06.1996 с составом семьи 2 человека, в том числе несовершеннолетней дочери <....> года рождения.
В обоснование иска указала, что она в качестве члена семьи своей матери Ф.И.О.2. стояла в очереди по категории "инвалиды" на получение жилищных субсидий в связи с выездом из РКС с 04.06.1996 и была снята ответчиком 02.03.2005 в связи со смертью Ф.И.О.2. В 2017 году она вновь поставлена на учет для улучшения жилищных условий граждан, выезжающих из РКС, с составом семьи два человека, но по категории "работающие", что полагает незаконным.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик в письменном отзыве указал, что законных оснований для постановки истца на учет с заявленной в иске даты, по категории "инвалиды", а также с указанным составом семьи, не имеется.
В письменном отзыве третье лицо Минстрой РК ссылался, что на дату смерти Ф.И.О.2. возможность сохранения права на получение жилищной субсидии за членами семьи умершего лица, состоявшего на учете, законодательно предусмотрена не была. Кроме того указал, что право Демиркушак Е.А. на постановку на учет взамен умершей Ф.И.О.2. возможно только в случае подтверждения их совместного проживания и ведения общего хозяйства.
Определением суда от 16.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Ф.И.О. 1
В судебном заседании представитель истца на иске настаивал.
Истец, ответчик и третьи лица в судебном заседании не присутствовали, извещены надлежаще, об отложении рассмотрения дела не просили, на основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы учетных дел, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что мать истца, Ф.И.О.2, являясь инвалидом <....> группы, 04.06.1996 была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из РКС, по категории "инвалиды" с составом семьи три человека.
<....> Ф.И.О.2 умерла.
Постановлением главы администрации МО "Город Инта" от 02.03.2005 №3/304 Ф.И.О.2 с составом семьи 3 человека снята с учета граждан, состоящих в списках на получение социальных выплат в связи с переселением из РКС и приравненных к ним местностей, в связи со смертью.
Постановлением администрации МОГО "Инта" от 13.12.2016 № 12/2635 истец принята на учёт для улучшения жилищных условий граждан, выезжающих из РКС, по категории "работающие", с даты обращения – 07.12.2016, с составом семьи 2 человека, включая Демиркушак Е.А., <....> года рождения (дочь).
Условия оказания государственной финансовой поддержки в приобретении жилых помещений гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установлены Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее – Закон).
Статьёй 1 Закона определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений, к которым относятся, в том числе инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.
Ранее данные правоотношения регулировались Федеральным законом от 25.07.1998 №131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", ст.4 которого было предусмотрено первоочередное право инвалидов на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при этом размер жилищной субсидии, предоставляемой гражданину при наличии договора о строительстве (приобретении) жилья, определялся исходя из социальной нормы площади жилья для выезжающих членов семьи, установленной на территории субъекта Российской Федерации, куда выезжают получившие жилищные субсидии граждан (ст.5), а также Федеральным законом от 17.08.1996 №116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году".
Федеральным законом от 17.07.2011 №212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", вступившим в действие с 01.01.2012, в ст. 1 Закона включена норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
До внесения указанных изменений возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо предусмотрена не была. Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Закон не содержал.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ, то есть до 01.01.2012, так же, как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 01.01.2012, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Таким образом, суд признает, что возможно сохранение права на получение жилищной субсидии за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете на получение жилищной субсидии, в том числе и в случае смерти указанного гражданина до 01.01.2012. При этом для целей признания права на субсидию после смерти гражданина, состоящего на учете, установлению подлежит состав семьи последнего на дату его смерти.
Статьей 5 Закона, а также Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153, установлено, что членами семьи гражданина - участника подпрограммы из числа граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке (подп."з" п.5, подп."в" п.17 Правил).
Установлено, что Демиркушак Н.О. является дочерью Ф.И.О.2, что подтверждается свидетельством о рождении серии <....> от <....>.
Согласно имеющимся материалам дела, Демиркушак Н.О. и Ф.И.О.2 на дату смерти последней совместно проживали по адресу: г<....> истец осуществляла уход за матерью – инвалидом <....> гр., получая соответствующую компенсацию, что подтверждается справками УПФР по г.Инта Республики Коми от 28.09.1998, от 03.01.2001.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Демиркушак Н.О. в качестве члена семьи своей матери имеет право состоять в списках на переселение взамен умершей Ф.И.О.2
Доводы ответчика о том, что материалы учетного дела не содержат сведений об отсутствии или наличии у Ф.И.О.2 на день смерти жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера, то есть доказательств того, что по состоянию на 21.12.1998 гражданин не утратил право состоять в списках на получение жилищной субсидии, суд находит несостоятельными, поскольку при постановке Ф.И.О.2 на учет 04.06.1996 администрация МОГО "Инта" обязана была разъяснить ей о необходимости представить документы об отсутствии жилья за пределами районов Крайнего Севера. До 2005 года по данному основанию Ф.И.О.2 снята с учета не была.
Отсутствие инвалидности у истца также не является обстоятельством для отказа в иске, поскольку она имеет право состоять на учете в качестве члена семьи инвалида.
Вместе с тем требование об обязании включить дочь истца в списки граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений, по категории "инвалиды" с датой постановки на учет 04.06.1996 года удовлетворению не подлежит, поскольку Демиркушак Е.А<....> года рождения, родилась после смерти Ф.И.О.2, поэтому не являлась членом ее семьи на дату смерти.
Довод представителя истца, что отказ во включении Демиркушак Е.А. в список вместе с Демиркушак Н.О. является нарушением жилищных прав несовершеннолетней, судом отклоняется, поскольку данный отказ не препятствует Демиркушак Е.А. проживать совместно с матерью в случае её переселения из районов Крайнего Севера.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Демиркушак Н. О. удовлетворить частично.
Признать за Демиркушак Н. О. право состоять с составом семьи один человек в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", по категории "инвалиды" с датой постановки на учет 04 июня 1996 года.
Исковые требования Демиркушак Н. О. к администрации муниципального образования городского округа "Инта" об обязании включить Демиркушак Е. А. в списки граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений, по категории "инвалиды" с датой постановки на учет 04 июня 1996 года - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
подпись |
Мотивированное решение составлено 17 сентября 2019 года.
Копия верна: |
|
судья |
Ю.Ф. Матюшенко |