Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области
резолютивная часть решения вынесена и оглашена 12 сентября 2016 года
мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2016 года
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Давыдова Ю.С.,
при секретаре судебного заседания Давыдовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Журавлева ГА, Иванова ОИ, Махонина ИГ к администрации Шатурского муниципального района Московской области об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
у с т а н о в и л:
Журавлев Г.А., Иванов О.И., Махонин И.Г. обратился в суд с иском к администрации Шатурского муниципального района Московской области об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № площадью 1440 кв.м. вид разрешенного использования – связь, по адресу: <адрес>.
В обоснование требований указали, что они являются долевыми собственниками объектов недвижимого имущества (производственное здание, гараж, мастерские), расположенных на указанном земельном участке. 25 декабря 2014 года они обратились в администрацию Шатурского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка, но в июне 2016 года получили отказ, обоснованный нарушением процедуры предоставления земельного участка, а так же несоответствием вида разрешенного использования земельного участка его фактическому использованию. Считая, что они как долевые собственники недвижимых объектов, имеют исключительное право на приобретение земельного участка, на котором расположены эти объекты, просят суд возложить обязанность на администрацию района заключить с ними договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
В судебном заседании Журавлев Г.А., а так же представитель истцов Овчинников С.В., допущенный к участию в деле в соответствии с ч.6 ст. 53 ГПК РФ, исковые требования поддержали. Просят их удовлетворить.
Истцы Махонин И.Г. и Иванов И.Г. в судебное заседание не явились; о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ их не явка не является препятствием к рассмотрению спора.
Представитель администрации Шатурского муниципального района по доверенности Федорова В.Е. возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что отказ в предоставлении земельного участка является законным и обоснованны; оснований, установленных законом, для возложения обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка не имеется.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей до 01 марта 2015 года) предусматривалось, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены этим Кодексом, федеральными законами.
Из содержания указанной статьи следовало, что предоставление прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, гражданину, имеющему в собственности расположенное на этом участке строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов по назначению.
Судом установлено, что истцы являются долевыми собственниками (доля в праве по 1/3 у каждого) объектов недвижимого имущества (производственное здание, гараж, мастерские), расположенных по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 20.10.2014 года (л.д. 35-53).
25 декабря 2014 года истцы обратились в администрацию Шатурского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № площадью 1440 кв.м. вид разрешенного использования – «связь» (на котором расположены вышеуказанные объекты недвижимости).
В июне 2016 года администрацией Шатурского муниципального района им дан отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, обоснованный нарушением процедуры предоставления земельного участка (отсутствие сообщение заявителей с перечнем всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров, принадлежащих на соответствующем праве), а так же несоответствием вида разрешенного использования земельного участка его фактическому использованию.
Такой отказ администрацией Шатурского муниципального района дан на основании результатов Протокола рассмотрения на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, выводы которого истцами не оспаривались.
Действующее законодательство возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность обеспечивать управление, распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности. Справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков.
В соответствии с п.16 ч.3 ст. 2 Закона Московской области от 14.07.2004 года № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области», полномочия органов местного самоуправления городских округов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена с 01.01.2015 года осуществляет Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти московской области.
В силу п.4, п.6 ч.1, ст. 2 указанного Закона Московской области органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана земельного участка, выдаче разрешения на строительство, выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района; распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Часть 3 ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014 года № 107/2014 – ОЗ устанавливает, что Реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.
Частью 3 Постановления Правительства Московской области от 26.12.2014 года № 1154/51 № «Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти на предоставление согласия органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области при реализации отдельных государственных полномочий» определено, что Министерство имущественных отношений Московской области уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по:
1) принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования;
2) распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности;
3) переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и случаев перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 12 мая 2015 г. N 12вр-712 утвержден порядок и сроки направления на согласование в Министерство имущественных отношений проектов решений по распоряжению земельными участками, проектов решений об изменении видов разрешенного использования и категории земельных участков, проектов договоров безвозмездного пользования земельными участками, проектов договоров купли-продажи земельных участков, проектов договоров аренды земельных участков (и соглашений к ним).
Таким образом, с 01.01.2015 года, после вступления в действие Законов Московской области № 106/2014-ОЗ от 24.07.2014 года и № 107/2014-ОЗ от 24.07.2014 года, предоставление органами местного самоуправления земельных участков осуществляется в соответствии с земельным кодексом РФ, но с предварительным согласованием с Министерством имущественных отношений Московской области.
В данном конкретном случае такое согласование Министерством имущественных отношений Московской области на заключение с истцами договора купли-продажи земельного участка не дано. Соответственно требования о возложении обязанности заключить такой договор не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Журавлева ГА, Иванова ОИ, Махонина ИГ к администрации Шатурского муниципального района Московской области об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательном виде.
Судья Ю.С.Давыдова