Дело № 2-565/2012г
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 сентября 2012 г г.Жердевка Тамбовской области
Жердевский районный суд в составе:
председательствующего судьи Лебедевой И.А.,
с участием истца Гаврилова А.И., его представителя адвоката Гусейнова Т.М.,
представителя ответчика Герасимовой Е.А., представителя третьего лица Габисова А.К.,
при секретаре Касаткиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаврилова Алексея Ивановича к Казне Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Приговором Жердевского районного суда от 8 ноября 2006 г. Гаврилов А.И. был осуждён по ч.3 ст.30, ч.1 ст.228.1 УК РФ к 4 годам лишения свободы, по ч.3 ст.30, п.»б» ч.2 ст.228.1 УК РФ – к 5 годам 6 месяцам лишения свободы, по ч.3 ст.30, п.»г» ч.3 ст.228.1 УК РФ – к 9 годам лишения свободы и на основании ч.3 ст.69 УК РФ окончательно осуждён к 9 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, срок наказания исчислялся с 19 апреля 2006 г.
Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Тамбовского областного суда от 14 декабря 2006 г. приговор в вышеописанной части оставлен без изменения.
Постановлением Президиума Тамбовского областного суда от 17 мая 2012 г. названный приговор в части осуждения Гаврилова А.И. по ч.3 ст.30, п.»б» ч.2 ст.228.1 УК РФ отменён, и уголовное дело в этой части прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления, действия Гаврилова А.И. переквалифицированы с ч.3 ст.30, п.»г» ч.3 ст.228.1 УК РФ на ч.2 ст.228 УК РФ, по которой назначено наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы, окончательно по совокупности с преступлением, предусмотренным ч.3 ст.30, ч.1 ст.228.1 УК РФ, на основании ч.3 ст.69 УК РФ назначено наказание в виде 5 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима, в связи с фактическим отбытием назначенного наказания Гаврилов А.И. из-под стражи освобождён, за ним признано право на реабилитацию.
Гаврилов А.И. обратился в суд с иском, указывая, что с учётом постановления суда надзорной инстанции он должен был освободиться из исправительной колонии 19 октября 2011 г., однако по вине районного суда, вынесшего незаконный приговор, и Судебной коллегии по уголовным делам Тамбовского областного суда, оставившей незаконный приговор без изменения, незаконно содержался в исправительной колонии 7 месяцев и 6 дней (с 19 октября 2011 г. по 25 мая 2012 г.), так как на основании постановления Президиума Тамбовского областного суда был освобождён только 25 мая 2012 г. Кроме того, назначенное наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет 6 месяцев, а также 7 месяцев 6 дней (всего 218 дней) сверх назначенного срока он вместо колонии общего режима отбывал в колонии строгого режима, который является более суровым.
Таким образом, действиями должностных лиц, осуществлявших уголовное преследование, ему причинён моральный вред, который он оценивает в <данные изъяты>. за каждый незаконно отбытый день).
Также он понёс расходы, связанные с оплатой услуг представителя по изучению судебных документов, составлению искового заявления, подачей иска в суд и участием в судебном заседании, в общей сумме <данные изъяты> руб.
В связи с этим Гаврилов А.И. просит суд на основании ст.1070 ГК РФ возместить за счёт казны Российской Федерации причинённый ему моральный вред в сумме <данные изъяты>
В возражениях на иск Управление Федерального казначейства по Тамбовской области, представляющее в настоящем деле Министерство финансов РФ, указывает, что неправильное определение вида исправительного учреждения само по себе не является реабилитирующим обстоятельством и не может быть основанием для компенсации морального вреда, поскольку, согласно п.2 ст.1070 ГК РФ, обязательным условием для возмещения вреда за счёт казны Российской Федерации в этом случае является установление вины судьи вступившим в законную силу приговором. Кроме того, Президиумом Тамбовского областного суда назначенное истцу наказание было снижено, но не отменено. Заявленный истцом размер компенсации морального вреда ничем не обоснован и не соответствует требованиям разумности и справедливости.
В судебном заседании истец Гаврилов А.И. и его представитель по доверенности Гусейнов Т.М. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, снизив размер компенсации морального вреда до <данные изъяты> руб. Кроме того, пояснили, что в результате неправильного назначения вида исправительного учреждения истец переживал нравственные страдания, так как был ограничен в праве на получение передач, свиданий, бандеролей, в силу преклонного возраста и состояния здоровья плохо переносил условия строгого режима, также не мог воспользоваться правом на условно-досрочное освобождение. В этих же условиях 7 месяцев и 6 дней он незаконно содержался сверх срока наказания, определённого судом надзорной инстанции.
Представитель Министерства финансов РФ по доверенности Герасимова Е.А. поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях. При этом, не оспаривая факта причинения истцу морального вреда в результате незаконного осуждения, считает размер заявленной компенсации чрезмерно завышенным.
Представитель третьего лица на стороне ответчика прокуратуры Тамбовской области по доверенности Габисов А.К. согласен с позицией ответчика.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п.1 ст.1070 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно ст.1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и ст.151 Гражданского кодекса РФ. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу ст.1100 ГК РФ, в случаях, когда вред причинён гражданину в результате его незаконного осуждения, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда.
Как предусмотрено ст.1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Из материалов дела известно и ответчиком не оспаривается, что Гаврилов А.И. был незаконно осуждён по ч.3 ст.30, п.»б» ч.2 ст.228.1 УК РФ, и затем незаконно отбывал наказание в исправительной колонии сверх установленного срока с 19 октября 2011 г. по 24 мая 2012 г., т.е. в течение 218 дней, и в условиях режима, более сурового, чем было положено в соответствии с тяжестью совершённых им преступлений.
Указанные обстоятельства являются достаточными для признания установленным факта причинения истцу нравственных страданий, поскольку последний в течение длительного времени находился в психотравмирующей ситуации, связанной с осознанием незаконности своего нахождения в местах лишения свободы, ощущением несправедливости происходящего, а также отбыванием наказания в условиях более сурового режима, нежели это было необходимо по приговору суда с учётом постановления Президиума Тамбовского областного суда.
Поэтому суд считает, что в настоящем случае имеются основания для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.
При этом суд не может согласиться с доводами ответчика относительно того, что неправильное определение вида исправительного учреждения не может служить основанием для компенсации морального вреда.
Из содержания постановления Президиума Тамбовского областного суда от 17.05.2012г. усматривается, что отбывание наказания в исправительной колонии строгого режима Гаврилову А.И. было назначено в связи с осуждением его по ч.3 ст.30, п.»б» ч.2 ст.228.1 УК РФ, ч.3 ст.30, п.»г» ч.3 ст.228.1 УК РФ, поскольку преступления, предусмотренные названными статьями, относятся к категории особо тяжких.
Вследствие признания незаконным осуждения Гаврилова А.И. по ч.3 ст.30, п.»б» ч.2 ст.228.1 УК РФ и переквалификации с ч.3 ст.30, п.»г» ч.3 ст.228.1 УК РФ на ч.2 ст.228 УК РФ, то есть на менее тяжкое преступление, постановлено считать Гаврилова А.И. осуждённым только за преступления, относящиеся к категории тяжких, за которые отбывать наказание в силу п.»б» ч.1 ст.58 УК РФ ему следует в колонии не строгого, а общего режима (л.д.10-12).
Таким образом, отбывание истцом наказания в условиях более сурового режима является следствием его незаконного осуждения и, хотя само по себе реабилитирующим обстоятельством не является, тем не менее свидетельствует о причинении истцу нравственных страданий, поскольку в период отбывания наказания он был ограничен в праве на получение передач, посылок, бандеролей, количестве свиданий, расходовании имеющихся на лицевом счёте денежных средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, в силу пожилого возраста и состояния здоровья плохо переносил условия строгого режима.
Ссылка ответчика на определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2011 г. № 47-0-0 не является для суда убедительной, поскольку данное определение, принятое по жалобе Куркова И.Н. на нарушение его конституционных прав статьёй 1070 ГК РФ, имеет иной смысл.
В названном определении указано, что нормы Гражданского кодекса РФ не связывают принятие решения о возмещении материального вреда и компенсации морального вреда только с наличием вынесенного в отношении гражданина оправдательного приговора или постановления (определения) о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям, и таким образом, действующее законодательство - в системном единстве его предписаний - не исключает принятие судом в порядке гражданского судопроизводства решения о компенсации морального вреда, причиненного при осуществлении уголовного судопроизводства, исходя из обстоятельств конкретного уголовного дела и руководствуясь принципами справедливости и приоритета прав и свобод человека и гражданина.
Положения п.2 ст.1070 ГК РФ в настоящем деле неприменимы, так как требования истца связаны с его незаконным осуждением, при котором причинённый вред подлежит возмещению в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание обстоятельства дела, характер физических и нравственных страданий, а также индивидуальные особенности истца (пожилой возраст и состояние здоровья), учитывая, что, помимо самого факта незаконного осуждения и последующего содержания в местах лишения свободы, иных обстоятельств, свидетельствующих о причинении физических и нравственных страданий, истцом не указано, и соответствующие доказательства не представлены.
Исходя из наличия факта незаконного осуждения и последующего незаконного содержания в местах лишения свободы, суд при определении размера компенсации морального вреда учитывает длительность этого содержания (218 дней), несоответствие режима исправительного учреждения тяжести совершённых преступлений (более суровый), что повлекло ограничение прав истца на получение передач, посылок, бандеролей, количество свиданий, расходование имеющихся на лицевом счёте денежных средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.
Также суд учитывает то обстоятельство, что, будучи незаконно осужденным за преступления, относящиеся к категории особо тяжких, истец по отбытии половины срока назначенного наказания был лишён права на условно-досрочное освобождение в соответствии с п.»б» ч.3 ст.79 УК РФ, которое могло быть применено к нему в случае осуждения за тяжкие преступления.
Таким образом, с учётом характера и степени перенесённых истцом нравственных страданий и индивидуальных особенностей истца, суд находит заявленный истцом размер компенсации морального вреда чрезмерно завышенным и считает разумным и справедливым взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы (в том числе, в силу ст.100 ГПК РФ, расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах). В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворённых судом исковых требований.
Истец по настоящему делу понес судебные расходы по оплате услуг представителя, связанных с изучением судебных документов, подготовкой и подачей искового заявления и участием в судебном заседании, в сумме 5000 руб., что подтверждено квитанцией и договором об оказании юридической помощи (л.д.16, 17).
Поскольку исковые требования удовлетворены частично, указанные расходы, которые суд находит разумными, подлежат частичному возмещению, то есть в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Гаврилова Алексея Ивановича удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счёт средств казны Российской Федерации в пользу Гаврилова Алексея Ивановича компенсацию морального вреда, причинённого в результате незаконного осуждения и незаконного содержания в исправительном учреждении, в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счёт средств казны Российской Федерации в пользу Гаврилова Алексея Ивановича возмещение судебных расходов по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда через Жердевский районный суд в течение месяца.
Председательствующий: И.А.Лебедева