Дело ...г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Гурьевский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Тишкивской Л.Н.
при секретаре Долговой О.Н.,
с участием: истца ША, представителя истца А, действующего на основании нотариальной доверенности от ...,
представителя ответчика Администрации Гурьевского муниципального района Ш, действующего на основании доверенности ... от ...,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Гурьевске
«14» июня 2012 года
гражданское дело по иску ША к Администрации Гурьевского муниципального района о предоставлении жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
ША обратился в суд с иском к Администрации Гурьевского муниципального района о предоставлении ему юридически и фактически свободного, пригодного для проживания благоустроенного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в г.Гурьевске, площадью не менее 13 кв.м. по договору социального найма в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Истец свои исковые требования мотивирует тем, что он является сиротой, оставшимся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается справкой МУ «Управление образования Администрации Гурьевского района». С 1988 г. по 2000г. ША находился на воспитании в муниципальном образовательном учреждении для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детском доме № 1 г. Гурьевска. После окончания пребывания в Детском доме он был заселен в период обучения в общежитие ПУ-31 г.Гурьевска в небольшую комнату на двоих жильцов, площадью 16 кв.м., где зарегистрирован до настоящего времени. Оставшийся после смерти матери дом в селе ... был продан администрацией сельского поселения АН, о чем свидетельствует расписка. Из ответа Главы администрации Гурьевского района М полученного в марте 2011 года, следует, что он не зарегистрирован в льготных списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, по мнению истца, органы власти сняли с себя обязанность предоставления ему жилья по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, они ограничили его в праве получения квартиры, при этом продали жильё его родителей и предоставили ему только койко-место в общежитии, в нарушение ч.2 ст. 40 Конституции РФ органы местного самоуправления не создали условия для осуществления его права на жилище в статусе ребенка, оставшегося без попечения родителей. По мнению истца, выраженном в исковом заявлении, право граждан на внеочередное получение жилого помещения закон не связывает с какими-либо обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости в улучшении жилищных условий, поэтому наличие списка лиц – внеочередников, обладающих аналогичным правом и своевременно не обеспеченных жилыми помещениями, не может служить основанием для отказа ему в предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании истец ША поддержал исковые требования и просил их удовлетворить, поскольку ему было гарантировано Детским домом сохранение за ним жилого помещения, а не одно койко-место в общежитии, где он не желает проживать, а в настоящее время он находится в гражданском браке, его девушка ожидает рождение ребенка, ему необходима квартира.
Представитель истца А, действующий на основании доверенности поддержал исковые требования в полном объеме, суду пояснил, что, по его мнению, жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса, и обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося не требуется. ША воспитывался в Детском доме, ему гарантировали сохранение жилого помещения, он считал, что состоит в очереди на получение жилья, но его ввели в заблуждение, дом его матери продали по расписке, а в очередь на льготное жилье не поставили по вине органа опеки и попечительства.
Представитель ответчика - администрации Гурьевского муниципального района, Ш в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что ранее истец не обращался к ответчику на постановку его в льготную очередь на получение жилья как ребенок – сирота, закон предусматривает такую возможность до 23 лет, но каких-либо причин у истца не было, т.к. в Армии он не служил, в местах лишения свободы не был. Просит суд учесть, что в настоящее время ША 27 лет, а он впервые обратился с заявлением в администрацию Гурьевского района в феврале 2011 года, на что получил подробный ответ в марте 2011 года, по каким основаниям ему не может быть предоставлено жилье.
Заслушав стороны, представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований ША по следующим основаниям.
Из справки ООО «РКЦ» в г. Гурьевске от ..., следует, что ША родился ..., зарегистрирован по адресу: ... (л.д.10), данное жилое помещение расположено в общежитии.
Из справки МУ «Управление образования Администрации Гурьевского района» от ... видно, что ША является сиротой, оставшимся без попечения родителей, воспитывался в Детском доме №1 г.Гурьевска с ... по ..., находился на полном государственном обеспечении (л.д. 29).
Из справки начальника отдела по управлению жилищной сферой Администрации муниципального образования «Гурьевский район» ШЛ от ... ..., от ... ... установлено, что ША на территории муниципального образования «Гурьевский район» в льготных списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также и по иным категориям, на учете не состоит, с ... по настоящее время в данный отдел ША не обращался (л.д. 32, 33).
Из представленных копий обращения и гарантийного письма директора Детского дома и заведующего районо Администрации г. Гурьевска от следует, что Гурьевский районный отдел образования закрепляет жилье по адресу: ... за несовершеннолетним ША, который воспитывается в Детском доме №1 г. Гурьевска и проживал в данном доме с 1984 по 1988гг. в соответствии со справкой администрации ... на основании записи в похозяйственной книге (л.д. 22,23,24). Согласно представленной копии акта обследования жилого дома ША без даты жилой дом по ... был обследован комиссионно и установлено, что дом состоит из двух комнат, в дальней комнате обвалился потолок, печь развалилась, дом гнилой, перекосился и для жилья не пригоден. Администрация ... обязуется предоставить жилье ША по возвращении из детского дома (л.д.30). Факт продажи указанного дома по расписке от ... подтверждается представленной ксерокопией расписки, из которой установлено, что он продан за 4500 рублей АН зам. гл. администрации ... И (л.д.6).
Судом установлено из пояснений истца, что он не оспаривал данную сделку, правоустанавливающих документов на дом не имеет, по вопросу сохранения за ним жилья, либо постановки его на льготную очередь на предоставление жилья в администрацию не обращался.
Из письма Главы Гурьевского муниципального района М, адресованному ША от ..., видно, что его обращение по вопросу о предоставлении жилья по договору социального найма было рассмотрено, было установлено, что ША в списках граждан, нуждающихся в жилье по льготной категории не зарегистрирован, рекомендовано обратиться в отдел по управлению жилищной сферой администрации Гурьевского муниципального района в приемный день по всем возникающим вопросам (л.д.9). Как установлено судом истец в данный отдел до настоящего времени не обратился.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон) дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст.8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом установлено, что ША относился к числу детей, оставшихся без попечения родителей.
В льготных списках, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, ША на территории муниципального образования «Гурьевский район» зарегистрирован не был, что подтверждается представленными справками и пояснениями истца.
Как следует из материалов дела, ША родился ... года рождения, в льготной очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не зарегистрирован. На момент рассмотрения дела ША. исполнилось 27лет (л.д.25).
Как следует из преамбулы Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.12.2009 N 315-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» а также из ст. 1 указанного Закона следует, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться в том числе и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.
На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 16.12.2010 N 1590-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки О на нарушение ее конституционных прав абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.
Таким образом, на момент рассмотрения дела ША уже не имел статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей и, следовательно, утратил право пользования мерами социальной поддержки, установленными Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ч.4 ст.49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно преамбуле Закона Кемеровской области от 16.05.2006 N 67-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет дополнительные гарантии и условия реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч.1 ст.1 указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.
Согласно п.2 ст.1 Закона жилое помещение предоставляется лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Кемеровской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с учетом особенностей, установленных статьей 2 настоящего Закона.
Согласно п. 3 ст.2 Закона указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должны быть представлены в соответствующие органы местного самоуправления не позднее чем за год до окончания пребывания лица в соответствующих учреждениях, приемной семье, детских домах семейного типа, окончания срока установления опеки (попечительства) либо достижения им совершеннолетия. Документы подаются самостоятельно лицом, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, в случае достижения им совершеннолетия либо администрацией соответствующего учреждения, опекуном, попечителем, приемным родителем, родителем - воспитателем, если лицо, указанное в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, является несовершеннолетним.
Судом установлено, что ША после достижения им совершеннолетия не обращался в Администрацию Гурьевского района с пакетом документов, подтверждающих его нуждаемость в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями указанного Закона и, следовательно, у ответчика не было оснований для принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и, соответственно, в предоставлении жилого помещения. Представленные копии гарантийного письма о сохранении за истцом жилого помещения на территории Сосновской сельской территории по месту прежнего проживания не дают суду юридических оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку иск заявлен о предоставлении жилого помещения в г.Гурьевске и по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.49, 52 ЖК РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Кемеровской области от 16.05.2006 N 67-ОЗ (в ред. от 30.06.2007) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Отказать ША в удовлетворении исковых требованиях к Администрации Гурьевского муниципального района о предоставления жилого помещения, пригодного для проживания, отвечающего санитарным и техническим требованиям, расположенного в черте г. Гурьевска, площадью не менее 13 кв.м. по договору социального найма в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Мотивированное решение суда изготовлено ....
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья: Л.Н.Тишкивская