Дело № 2-10785/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вологда 05 декабря 2012 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи - Н.В. Качаловой,
при секретаре – М.А. Шпиляевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Подольской Н. Л. к Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Подольская Н.Л. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику - Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о предоставлении жилого помещения, в обоснование которого указано, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления главы города Вологды № от ДД.ММ.ГГГГ принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Кроме того, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жильём не обеспечена. Просила суд: обязать ответчика предоставить ей вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам.
На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что Департамент развития муниципальных образований Вологодской области переименован в Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области произведена замена ответчика.
В судебное заседание Подольская Н.Л. не явилась. О дате, времени и месте слушания дела уведомлена надлежащим образом. В представленном суду заявлении просит рассмотреть дело в своё отсутствие.
Представитель ответчика - Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте слушания уведомлен надлежащим образом. В ранее представленном суду отзыве Департамент просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, указывает, что требование о предоставлении жилого помещения является преждевременным, так как в настоящее время Подольская Н.Л. зачислена в число учащихся дневного отделения со сроком обучения 2,5 года, то есть до ДД.ММ.ГГГГ. Также в обоснование своих требований Подольской Н.Л. не представлен документ, подтверждающий отсутствие у неё в собственности жилого помещения, который имеет важное значение для определения нуждаемости.
Исследовав материалы гражданского дела, суд пришёл к следующему:
В силу положений части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В развитие названных конституционных положений Жилищным кодексом РФ (часть 1 статьи 57) предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, по смыслу приведённых выше правовых норм основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов:1) окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приёмных семьях; 2) прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооружённых Силах Российской Федерации; 3) освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
По смыслу положений статей 49, 52, 57 Жилищного кодекса РФ, статей 1 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не только дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), но и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, вставшие на учёт в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения указанного возраста, своевременно не обеспеченные вне очереди жилым помещением, имеют право на реализацию внеочередного получения благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям по договору социального найма по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления за счёт средств соответствующего субъекта РФ. Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 23-летнего возраста, поставленного на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, и не получившего вне очереди жилого помещения, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение вне очереди.
В Вологодской области вопрос обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц из числа указанных категорий граждан, достигших возраста 23 лет, не реализовавших право на внеочередное получение жилого помещения, регулируется законами области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» и от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», а также Долгосрочной целевой программой «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц из числа указанных категорий граждан, достигших возраста 23 лет, не реализовавших право на получение жилого помещения, на 2011 - 2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 04.10.2010 № 1136.
Статьёй 22 Закона Вологодской области от 29.12.2003 № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на предоставление жилого помещения по договорам социального найма вне очереди и на получение жилищных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений за счёт средств областного бюджета в случаях и порядке, установленных законом области «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области».
Согласно части 1 статьи 3 Закона Вологодской области от 17.07.2006 № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» к категориям граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которым могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных организациях, при прекращении опеки (попечительства), в том числе по окончании пребывания их в приёмной семье, а также по окончании службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы: а) в случаях отсутствия закреплённого жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности; б) в случае, если имеющееся закреплённое жилое помещение или жилое помещение, принадлежащее им на праве собственности, при вселении лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет меньше установленной органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством учетной нормы; в) в случае признания закреплённого за ними жилого помещения непригодным для проживания; г) в случае утраты закреплённого за ними жилого помещения в результате пожара, стихийного бедствия; д) в случае, если при вселении в закреплённое за ними жилое помещение они будут вынуждены проживать в одном жилом помещении с родителями, лишёнными в отношении их родительских прав, и отсутствует возможность обмена жилого помещения; е) в случае, если лицо, подлежащее вселению в закрепленное за ним жилое помещение по договору социального найма, находилось под опекой (попечительством) в семье, в том числе в приёмной семье, а также в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, десять и более лет.
Постановлением Правительства Вологодского области от 13 июня 2007 года № 723 «Об управлении и распоряжении жилищным фондом области» определён круг лиц, на которых в пределах предоставленных полномочий возложено управление и распоряжение жилищным фондом области. В частности пунктом 1.4.1 Положения об управлении и распоряжении жилищным фондом Вологодской области, утверждённого указанным постановлением, предусмотрено, что решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда области гражданам, нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным действующим жилищным законодательством, принимает Департамент развития муниципальных образований области.
На основании постановления губернатора Вологодской области от 24.05.2012 года № 294 с 01.08.2012 года Департамент развития муниципальных образований Вологодской области переименован в Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области.
Из материалов дела видно и установлено судом, что Подольская Н. Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании вступившего в законную силу решения Никольского районного суда Вологодской области (л.д. 8-10) мать Подольской Н.Л. – ФИО2 лишена родительских прав в отношении дочери.
На основании вступившего в законную силу решения Вологодского городского суда Вологодской области (л.д. 11-15) отец Подольской Н.Л. – ФИО3 также лишён родительских прав в отношении дочери.
Согласно постановлению главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20) Подольская Н.Л. определена в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Подольская Н.Л. находилась в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Верховажский детский дом» на полном государственном обеспечении (л.д. 25).
В соответствии с постановлением главы города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ № Подольская Н.Л. принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; кроме того, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 19).
В 2011 году Подольская Н.Л. окончила МОУ «Верховажская средняя общеобразовательная школа имени ФИО8» (л.д. 54-57).
По сведениям, предоставленным ГП ВО «Вологдатехинвентаризация», за Подольской Н.Л. право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано.
Исходя из буквального толкования приведённых выше правовых норм, учитывая, что Подольская Н.Л. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в собственности какого-либо жилого помещения Подольская Н.Л. не имеет; право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма не реализовала; стоит на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении; в 2011 году окончила МОУ «Верховажская средняя общеобразовательная школа имени ФИО8», суд считает, что Подольская Н.Л. имеет право на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения с учётом жилищных и санитарных норм по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
При этом, указание срока, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено, не требуется.
Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт.
Следовательно, при удовлетворении требования лица о предоставлении ему в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определён, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.
На данное обстоятельство указал Президиум Верховного Суда РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ).
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Кроме того, положения ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма Подольской Н.Л., состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента выбытия в августе 2011 года из МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верховажский детский дом».
Следует также учитывать и то, что согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2011 г. N 746-О-О "По жалобе гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ" (п.2.2), поскольку положения п.1 ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регулируют, по сути, те же отношения, что и п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, в силу принципа "Lex posterior derogat legi priori" ("Последующий закон отменяет предыдущий") в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса РФ суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса РФ как федерального закона, принятого позднее.
При таких обстоятельствах по делу исковые требования являются законными, обоснованными, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области предоставить Подольской Н. Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди изолированное жилое помещение на территории г. Вологды не ниже установленных норм и отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам.
Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.В. Качалова
Мотивированное решение изготовлено 10.12.2012 года.