Мотивированное решение Дело № 2- 277/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Шуйское 23 августа 2018 года
Междуреченский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Решетова В.Н.,
с участием прокурора Междуреченского района Германа Б.А.,
представителя ответчика от администрации поселения Сухонское Междуреченского муниципального района, главы указанного поселения Пальниковой Е.П.,
при секретаре Пуравец К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Междуреченского района Вологодской области в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации поселения Сухонское Междуреченского муниципального района о понуждении к определенным действиям,
у с т а н о в и л :
Прокурор обратился в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя требование тем, что в результате проведенной проверки по информации о факте возгорания несанкционированной свалки древесных и бытовых отходов в районе <адрес>, установлено, что на участке территории по адресу: <адрес>, имеющего географические координаты № находится несанкционированная свалка (несанкционированное размещение) отходов производственного (горбыль, опилки, щепа) и бытового характера, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв. м., размерами <данные изъяты> метров, высотой до <данные изъяты> метров, граничащая с лесным массивом. На свалке имеются следы возгорания в виде прогаров и обугливания мусора площадью до <данные изъяты> кв.м. К свалке ведет подъездная дорога в виде тракторной колеи со стороны проезжей части <адрес>.
Земельный участок, на котором расположена свалка, не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена в пределах черты населенного пункта <адрес>. Установить собственника отходов не представилось возможным.
Установлено также, что в течение 2018 года произошло 2 возгорания указанной свалки, в результате чего была создана угроза пожарной безопасности села Шуйское и лесного массива.
Учитывая, что ответчиком не обеспечена организация сбора и вывоза бытовых отходов, чем нарушены права неопределенного круга лиц, постоянно и временно пребывающих на территории поселения Сухонское, на благоприятную окружающую среду и пожарную безопасность, прокурор просит суд обязать ответчика ликвидировать указанную несанкционированную свалку в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в закону силу.
В судебном заседании прокурор Междуреченского района Герман Б.А. иск поддержал по доводам, в нем изложенным, просил удовлетворить, а также пояснил, что он выходил и осматривал территорию, на которой расположена несанкционированная свалка, состоящая, в том числе, и из бытовых отходов.
На органы местного самоуправления возложена обязанность, в том числе, и по выявлению несанкционированных свалок, по организации деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований. К вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.
С учетом опасности повторения возгораний на указанной свалке, полагает, указанный в исковом заявлении срок для ее ликвидации - в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу - разумным.
В случае установления виновных в организации несанкционированной свалки лиц, ответчик вправе воспользоваться правом регрессного требования.
Представитель ответчика, глава поселения Сухонское Междуреченского муниципального района Пальникова Е.П. иск признала и пояснила, что, действительно, указанная несанкционированная свалка образовывалась в течение длительного времени, нескольких лет.
С целью установления лиц, причастных к образованию свалки, ею был направлен соответствующий запрос в отделение полиции, но ответ еще не получен. Направлен запрос и получен ответ из Росреестра относительно собственников соседних со свалкой земельных участков.
Проводится работа с администрацией района относительно выбора места для полигона, куда в будущем будет вывозиться мусор с указанной свалки, предварительно определены два земельных участка, но требуется их юридическое оформление. Проводились встречи с индивидуальными предпринимателями.
Считает, что для исполнения решения суда потребуется дополнительное время, помощь района, учитывая большой объем предстоящей работы, связанной с ликвидацией несанкционированной свалки, отсутствие в бюджете поселения в текущем году финансовых средств на ликвидацию указанной свалки.
Третье лицо - ГУ МЧС России по Вологодской области ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, поддерживает иск прокурора.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, признавшего иск, исследовав материалы дела, считает иск, подлежащим удовлетворению.
В силу положений ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 18 части 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу п.п. 3.1, 3.2 требований СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
На основании примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ), требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка по информации врио заместителя начальника ОНДиПР по Грязовецкому и Междуреченскому районам УНДиПР МЧС России по Вологодской области о факте возгорания несанкционированной свалки древесных и бытовых отходов в районе <адрес>.
На участке территории по адресу: <адрес>, имеющего географические координаты «<адрес>», находится несанкционированная свалка (несанкционированное размещение) отходов производственного (горбыль, опилки, щепа) и бытового характера - мешки с мусором (что подтверждается приложенной к исковому заявлению фототаблицей), ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., размерами <данные изъяты> м., высотой до <данные изъяты> м., граничащая с лесным массивом. На свалке имеются следы возгорания в виде прогаров и обугливания мусора площадью до <данные изъяты> кв.м. К свалке ведет подъездная дорога в виде тракторной колеи со стороны проезжей части <адрес>.
Установлено также, что земельный участок, на котором расположена свалка, не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена в пределах черты населенного пункта <адрес>.
Установить собственника (собственников) данных отходов не представилось возможным.
Представленные в судебном заседании главой поселения Сухонское документы, также не устанавливают собственника (собственников) отходов. Предположение о том, что несанкционированную свалку могли создать предприниматели, занимающиеся переработкой древесины на пилорамах, расположенных вблизи свалки, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку суду бесспорных, убедительных доказательств не представлено, и материалы гражданского дела их не содержат.
Установлено, что в течение 2018 года произошло 2 возгорания указанной свалки, что подтверждается актами о пожаре (возгорании) (л.д. 13-15), в результате чего была создана угроза пожарной безопасности села Шуйское и лесного массива, расположенного на территории <адрес>
Таким образом, ответчиком не обеспечена организация сбора и вывоза бытовых отходов, расположенных в границах муниципального образования, в соответствии с указанными требованиями, в связи с чем нарушены права лиц, постоянно и временно пребывающих на территории поселения Сухонское.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Предложенный прокурором района срок для ликвидации несанкционированной свалки - в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, учитывая важность вопросов профилактики предотвращения пожаров, является, по мнению суда, разумным, учитывая при этом возможность предоставления отсрочки.
Руководствуясь ст.ст.173,194-199, 209 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора Междуреченского района Вологодской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования поселение Сухонское Междуреченского муниципального района ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на земельном участке с географическими координатами «<адрес>» по адресу: <адрес>, в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Междуреченский районный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья В.Н. Решетов