Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 января 2014 года гор.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда гор.Улан-Удэ Попова А.О.,
при секретаре Сымбеловой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Восточно - Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству РБ, Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РБ, Управлению ветеринарии РБ об обязании привести в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от ДД.ММ.ГГГГ. шесть скотомогильников, расположенных на территории района РБ
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц с иском к Правительству РБ, Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РБ, Управлению ветеринарии РБ об обязании привести в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 г. шесть скотомогильников, расположенных на территории района РБ указывает, что прокуратурой Республики Бурятия с привлечением специалистов Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Бурятия, Управления ветеринарии Республики Бурятия, проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства "в сфере обращения с биологическими отходами на территории Баргузинского района Республики Бурятия. В ходе проверки установлено, что на территории района РБ имеется 9 действующих скотомогильников (биотермические ямы), расположенных:
Определением суда в качестве третьего лица привлечено Министерство сельского хозяйства РБ.
В судебном заседании представитель Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Будаев З.Б., действующий на основании доверенности, уточнил исковые требования, просил установить срок для выполнения требований прокурора до ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании представитель Правительства РБ Халтакшинова В.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и суду пояснила, что все названные скотомольники не принадлежат Республике Бурятия. Имели место совещания у Главы РБ по этому вопросу, приняты некоторые решения, однако законопроект « О внесении изменений в Закон РБ « Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в РБ» не приняты, в связи с возражениями Прокуратуры РБ, однако этим законопроектом предусматривалась, что органы местного самоуправления осуществляют строительство и содержание скотомогильников, обустройство, приведение в соответствии с требованиями. Считает, что оснований для возложения обязанности на Правительство РБ не имеется.
В судебном заседании представители Управления Россельхознадзора по РБ Савельев А.Б., Лоскутникова О.А. поддержали исковые требования в полном объеме и суду пояснили, что требование прокурора законно и обоснованно, поскольку имеют место нарушения действующего законодательства, так не приведение в порядок скотомогильников может привести к вспышке эпидемий, и нарушении прав граждан на благоприятную эпидемиологическую обстановку.
Представитель Управления Ветеринарии РБ Якимова А.А. исковые требования признала частично пояснив, что действительно имеются нарушения правил по содержанию скотомогильников в Баргузинском районе, однако это связано в том числе и отсутствием финансирования. Все выявленные нарушения имеют место быть, однако имеют место пробелы в законодательстве.
Представитель Министерства Сельского хозяйства РБ в суд не явился по неизвестным причинам, о дне слушания были уведомлены надлежащим образом, причина неявки не известна.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что требованияВосточно-Байкальского межрайонного природоохранный прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По данному делу прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – населения Баргузинского района РБ, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
Проведенной проверкой установлено, что на территории района РБ имеется 9 действующих скотомогильников (биотермические ямы), расположенных: Все вышеуказанные места утилизации биологических отходов в нарушение требований действующего законодательства ни у кого на балансе не числятся, ни за кем не закреплены и фактически никто не следит за их техническим состоянием. Эксплуатация шести биотермических ям осуществляется с нарушениями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года № 13-7-2/469 (в редакции от 16.08.2007 г.) - далее Правил. в нарушение п. 5.6, п. 5.7, п. 5.8 Правил территория скотомогильника возле с. Читкан не обвалована, яма скотомогильника не закрывается соответствующей крышкой, отсутствует помещение для хранения дезинфицирующих средств и стол для вскрытия трупов, отсутствует навес над ямой. Также нет аншлагов, указателей расположения объекта.
В нарушение п. 5.7, п. 5.8 Правил яма скотомогильника возле с. Уро не закрывается соответствующей крышкой, отсутствует помещение для хранения дезинфицирующих средств и стол для вскрытия трупов. Также нет аншлагов, указателей расположения объекта.
В нарушение п. 5.6, п. 5.8 Правил на территории скотомогильника с. Суво нет траншеи с земляным валом, нет моста, отсутствует навес над ямой. Также нет аншлагов, указателей расположения объекта.
В нарушение п. 5.7, п. 5.8 Правил яма скотомогильника возле с. Улюкчикан не закрывается соответствующими крышками (три люка), отсутствует помещение для хранения дезинфицирующих средств и стол для вскрытия трупов.
В нарушение п. 5.7, п. 5.8, п. 6.2 Правил на территории скотомогильника с. Баргузин отсутствует навес, сломан вскрывочный стол, нет крышки на яме; помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов каменное без крыши, дверей и окон.
В нарушение п. 5.6, п. 5.8 Правил на территории скотомогильника п.Усть-Баргузин отсутствует помещение для хранения дезинфицирующих средств и стол для вскрытия трупов, нет траншеи с устройством вала из вынутого грунта.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со статьями 5, 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Согласно статье 3 Закона РФ от 14.05.1993 года № 4979-1 (в редакции от 18.07.2011 г.) «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся: организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено ж ведению Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Бурятия от 21.06.1995 № 140-1 «О Правительстве Республики Бурятия» Правительство Республики
Бурятия - высший исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия. Правительство Республики Бурятия является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия и входит в единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство Республики Бурятия правомочно решать вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия к его ведению.
В силу положений ст. 22 приведенного Федерального закона Правительство Республики Бурятия обеспечивает проведение в Республике Бурятия государственной политики в области экологии, координирует работу органов исполнительной власти Республики Бурятия по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации экологических программ.
Таким образом, Правительством Республики Бурятия в нарушение требований действующего федерального законодательства не принято мер по организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а именно шесть бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории Баргузинского района Республики Бурятия, не соответствуют ветеринарно-санитарным правилам.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Суд соглашается с позицией прокурора, что обращение в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, так как несоблюдение ветеринарно-санитарных правил создают угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и, соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций, что нарушает законные интересы и права населения, в связи с чем, прокурором подается иск в соответствии со статьей 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц.
Доводы представителя Правительства РБ о том, что оспариваемые объекты- территории скотомогильников не являются собственностью Республики Бурятия, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку эти объекты вообще не имеют собственника, отсутствие зарегистрированного права не может рассматриваться как основание для освобождения Правительства РБ от возложенных на него законом обязанностей по его надлежащему содержанию в целях недопущения распространения инфекционных заболеваний.
В силу ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, а именно до 31 декабря 2014 года.
В связи с чем, суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Восточно - Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить на Правительство Республики Бурятия обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ привестив соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года № 13-7-2/469 (далее - Правила) шесть скотомогильников, расположенных на территории района Республики Бурятия: в соответствии с п. 5.6, п. 5.8 Правил, а именно: с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8 - 1,4 м. и шириной не менее 1,5 м. с устройством вала из вынутого грунта, рядом с ямой пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд РБ в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд.
Судья А.О. Попова