Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-121/2017 ~ М-74/2017 от 12.01.2017

Дело № 2-121/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 февраля 2017 г.                      г.Зея Амурской области

    Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ворсина О.Б.,

при секретаре Перепелицыной Я.М.,

с участием представителя ответчика Буняк М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района Амурской области в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации к администрации Алгачинского сельсовета Зейского района Амурской области о возложении обязанности по направлению сведений об удостоверении завещаний и доверенностей,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Зейского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации с настоящим иском, указав, что прокуратурой Зейского района проведена проверка по информации, поступившей из Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области о неисполнении органами местного самоуправления полномочий по направлению сведений в Нотариальную палату Амурской области, в ходе которой установлено, что в период с 2015 года по 2016 год должностными лицами администрации Алгачинского сельсовета Зейского района удостоверено 42 доверенности, вместе с тем, в нарушение ч.3 ст.37 Основ законодательства о нотариате, приказа Минюста России №156 от 29 июня 2015 года администрацией Алгачинского сельсовета сведения об удостоверении завещаний или доверенностей в Нотариальную палату Амурской области в порядке, установленном федеральным органом юстиции, не направлялись, что влечёт нарушение права Российской Федерации на обеспечение единого правового пространства и нарушает интересы Российской Федерации в сфере правоприменения. Просит суд обязать администрацию Алгачинского сельсовета Зейского района Амурской области направлять сведения об удостоверении завещания или доверенности в Нотариальную палату Амурской области в порядке, предусмотренном ст.37 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», утверждённых Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 года №4462-1.

    

В судебное заседание истец прокурор Зейского района не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.    

Представитель ответчика Буняк М.Б. в судебном заседании с иском согласна, из ее объяснений следует, что сведения об удостоверении завещания или доверенности в нотариальную палату Амурской области не предоставлялись из-за смены главы администрации.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Нотариальной палаты Амурской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения и исковых требований не возражает. Из отзыва на иск следует, что администрация Алгачинского сельсовета Зейского района сведения об удостоверении или отмене завещания, или доверенности в Нотариальную палату Амурской области не направляла и не направляет до настоящего времени, соответственно, сведения в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата об удостоверении, либо отмене завещаний или доверенностей отсутствуют. Данный факт существенно нарушает действующее законодательство Российской Федерации, а также права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    В соответствии со ст.12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

    Согласно ст.132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В силу ст.14.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.

    Согласно ст.1 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» от 01 февраля 1993 года №4462-1, нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

В случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населённом пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьёй 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района, сведения о которых направляются в территориальный орган юстиции для учёта по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции.

В соответствии со ст.37 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населённом пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать следующие нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населённых пунктах, в том числе: 1) удостоверять завещания; 2) удостоверять доверенности.

    Анализ приведённых правовых норм позволяет сделать вывод о том, что право должностных лиц местного самоуправления совершать нотариальные действия предоставлено им на основании указанных выше федеральных законов в силу занимаемой должности.

    На основании п.2 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов, утверждённой приказом Министерства юстиции Российской Федерации <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, глава местной администрации поселения или муниципального района в случае отсутствия в поселении или расположенном на межселенной территории населённом пункте нотариуса имеют право совершать нотариальные действия по должности.

Решением главы местной администрации в случае отсутствия в поселении или расположенном на межселенной территории населённом пункте нотариуса совершение нотариальных действий может быть возложено на одно или нескольких должностных лиц местного самоуправления.

Из информации, представленной Управлением Министерства юстиции РФ по Амурской области следует, что в соответствии с имеющимися в Управлении данными, поступившими 15 марта 2016 года от главы Алгачинского сельсовета Зейского района ФИО2, специалистом, наделённым правом совершать нотариальные действия, предусмотренные ст.37 Основ, на территории Алгачинского сельсовета является ведущий специалист сельсовета ФИО1.

Как следует из сообщения главы Алгачинского сельсовета Зейского района, адресованного прокурору Зейского района от 13 сентября 2016 года, распоряжением администрации Алгачинского сельсовета от 30.12.2010 г. № 55 осуществление нотариальных действий возложено на главу сельсовета – ФИО2 и специалиста администрации – ФИО1. По состоянию на 13 сентября 2016 г. в связи с отставкой главы сельсовета, нотариальные действия осуществляет специалист. В период с 11 июля 2015 года по 13 сентября 2016 года были совершены следующие нотариальные действия: удостоверено доверенностей – 42 шт., удостоверено подлинность подписи на документах - 43 шт., удостоверение 60 копий документов и выписок из них. В июне 2016 г. установлены программы КриптоПРО и КриптоАРМ для передачи сведений о совершенных нотариальных действиях в нотариальную палату Амурской области, но при использовании программ - выборе сертификата НП Амурской области происходила техническая ошибка, в связи с чем передать сведения о совершенных нотариальных действиях в нотариальную палату Амурской области не представлялось возможным.

Согласно сообщению главы Алгачинского сельсовета Зейского района, адресованному прокурору Зейского района от 31 октября 2016 года, сведения об удостоверении доверенностей в Нотариальную палату Амурской области не направляются по причине отсутствия у должностных лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий, электронно-цифровой подписи.

Согласно ч.3 ст.37 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности должны быть направлены органом, в котором работает должностное лицо, удостоверившее завещание или доверенность, в нотариальную палату соответствующего субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном федеральным органом юстиции, в течение пяти рабочих дней со дня совершения нотариального действия для внесения таких сведений в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата. Нотариальная палата вносит такие сведения в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата в течение двух рабочих дней со дня их поступления.

В соответствии с Порядком направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность, утверждённым приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 июня 2015 г №156, участниками электронного взаимодействия при направлении сведений являются: лицо, направляющее в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведения в соответствии со статьёй 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г №4462-1, - орган местного самоуправления; - нотариальная палата субъекта Российской Федерации.

Должностные лица местного самоуправления представляют в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности в установленной форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью отправителя, в соответствии с требованиями, установленными Порядком ведения реестров единой информационной системы нотариата, утверждённым приказом Минюста России от 17 июня 2014 г. №129.

Сведения могут быть представлены в нотариальную палату субъекта Российской Федерации на электронных носителях (дисках CD, DVD, устройствах flash-памяти и т.п.) в виде файла (файлов) утверждённого формата сведений с сопроводительными документами на бумажном носителе.

Полномочия представителя должностного лица местного самоуправления должны быть подтверждены копией приказа или доверенности о наделении такого лица соответствующими полномочиями.

Сведения могут быть направлены в нотариальную палату субъекта Российской Федерации: при помощи программно-технических средств гарантированной доставки, обеспечивающих защиту содержащихся в сведениях персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных; с использованием портала, размещённого в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу, опубликованному на официальном сайте оператора единой информационной системы нотариата (www.notariat.ru).

Вместе с тем, как следует из отзыва представителя Нотариальной палаты Амурской области, администрация Алгачинского сельсовета Зейского района сведения об удостоверении или отмене завещания или доверенности в Нотариальную палату Амурской области не направляла и не направляет до настоящего времени, в связи с чем, сведения в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата об удостоверении, либо отмене завещаний или доверенностей отсутствуют.

Таким образом, судом установлено, что администрация Алгачинского сельсовета Зейского района, как орган, в котором работают должностные лица местного самоуправления, удостоверившие завещание или доверенность, не исполнят возложенную на него обязанность по направлению сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности в Нотариальную палату Амурской области, что является нарушением законодательства о нотариате, а также влечёт нарушение права Российской Федерации на обеспечение единого правового пространства, нарушает интересы Российской Федерации в сфере правоприменения, а также нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

    Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Зейского района Амурской области, заявленные в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации, удовлетворить.

Обязать администрацию Алгачинского сельсовета Зейского района Амурской области направлять сведения об удостоверении завещания или доверенности в Нотариальную палату Амурской области в порядке, предусмотренном ст.37 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате», утверждённых Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 года №4462-1.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                            О.Б. Ворсина

Мотивированное решение составлено 7 февраля 2017 года

Судья                                         О.Б. Ворсина                

                                

2-121/2017 ~ М-74/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Зейского района
Ответчики
Администрация Алгачинского сельсовета
Другие
Нотариальна Палата АО
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Ворсина Оксана Борисовна
Дело на сайте суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
12.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2017Передача материалов судье
12.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2017Судебное заседание
07.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее