Дело № 2-83/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 19 марта 2019 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А.,
при секретаре Овчарове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.В.П. к Администрации Хийтольского сельского поселения о признании права собственности на объект недвижимости,
у с т а н о в и л:
Л.В.П. обратился в суд с иском к администрации Хийтольского сельского поселения (далее - АХСП) о признании права собственности на жилой дом.
Иск предъявлен по тем основаниям, что истец совместно с женой Л.Т.Н. прописан и проживает в частном доме по адресу: <адрес>, кадастровый №. Данный жилой дом был построен на принадлежащем истцу на праве собственности земельном участке с кадастровым номером № в 1992 г. на основании архитектурно - планировочного задания № от 04.07.1988. После постройки дома истцом была подана заявка в РГЦ «Недвижимость» о завершении строительства. На основании заявки на дом выезжали представители данной организации, которые провели проверку построенного дома и выдали технический паспорт на дом №. Никаких других документов, в том числе акта приемки, истцу выдано не было. Фактически дом был принят в эксплуатацию, так как после выдачи технического паспорта, истца прописали в данном доме по постоянному месту жительства. В целях надлежащего оформления своих прав на жилой дом истец обратился в Управление Росреестра по РК с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости. Уведомлением от 31.01.2019 истцу было отказано в государственной регистрации права собственности на жилой дом в связи с отсутствием акта государственной приемочной комиссии. Представить данный документ в регистрирующий орган не представляется возможным по причине его отсутствия. Строительство дома было произведено на законных основаниях на земельном участке, предоставленном истцу на основании государственного акта на право пользования землей серии № № с целевым использованием – строительство индивидуального дома, на основании архитектурно – планировочного задания № от 04.07.1988. Согласно справке № от 22.11.2006, 20 января 1998 года дому был присвоен №.
На основании изложенного, ссылаясь на положения ст.ст. 8, 11, 12, 219, 234 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Постановления Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010, истец просил суд признать за ним право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
В судебном заседании истец Л.В.П. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным основаниям. Пояснил, что с 1993 года проживает в построенном доме, в нем он зарегистрирован в 1994. С 1994 года несет бремя содержания дома, добросовестно, открыто и непрерывно владеет им как своим собственным. О том, что не хватает какого-то документа, даже не подразумевал. Представители РГЦ «Недвижимость» после окончания строительства дома в 1993 году выезжали, провели проверку построенного дома и выдали ему технический паспорт на <адрес>. Никаких других документов, в том числе акта приемки, никто не выдавал. Он думал, что больше ничего не требуется. Кроме того, администрация Хийтольского сельского поселения его зарегистрировали в доме, присвоили дому номер, везде указывали, что он является собственником. Когда он решил надлежащим образом оформить право собственности, узнал, что нет акта приемки в связи с чем право зарегистрировать не получилось. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика АХСП, представители третьих лиц администрации Лахденпохского муниципального района и Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Ходатайств и возражений, относительно заявленных требований не направляли.
Представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя Министерства, решение по делу оставил на усмотрение суда.
Заслушав доводы истца Л.В.П., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
Исходя из положения ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
11.05.2018 Л.В.П. в Управление Росреестра по РК подано заявление о государственной регистрации прав в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, предоставив архитектурно-планировочное задание № на проектирование индивидуального одноквартирного жилого дома от 04.07.1988.
Уведомлением Управления Росреестра по РК от 31.01.2019 Л.В.П. сообщено о приостановлении осуществления действий по государственной регистрации права по тем основаниям, что с заявлением не представлен документ, подтверждающий окончание строительства и факт ввода в эксплуатацию здания, предусмотренный действующим законодательством на дату окончания строительства.
До вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) (30.12.2004) ввод объектов в эксплуатацию осуществлялся по ранее действующему законодательству.
В соответствии с п.п.1,8 Постановления Совмина СССР от 23.01.1981 № 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов» объекты, законченные строительством (реконструкцией, расширением) в соответствии с утвержденным проектом и подготовленные к эксплуатации, предъявляются заказчиком (застройщиком) к приемке государственным приемочным комиссиям. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами. Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата подписания акта государственной приемочной комиссией.
В силу статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 №191 – ФЗ «О введение в действие ГрК РФ» разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим лицам до введения в действие ГрК РФ признаются действительными.
Отсутствие акта государственной приемочной комиссии послужило основанием для приостановления государственной регистрации права собственности на жилой дом.
Таким образом, в данном случае, жилой дом, построенный истцом, формально имеет признаки самовольной постройки.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со статьей 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 26, 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В судебном заседании установлено, что 09.06.1988 комиссионно составлен акт выбора и обследования земельного участка под строительство индивидуального жилого дома Л.В.П. в <адрес>.
Решением исполнительного комитета Райваттальского сельского Совета народных депутатов № от 10.06.1988 Л.В.П. отведен земельный участок площадью 0,12 га в поселке Хийтола по <адрес> для строительства одноквартирного жилого дома.
04 июля 1988 года отделом райархитектора исполкома Лахденпохского районного Совета народных депутатов Л.В.П. выдано архитектурно-планировочное задание № на проектирование индивидуального одноквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, Карельской АССР.
08 июля 1988 года исполнительным комитетом <адрес> (городского) Совета народных депутатов Л.В.П. выдан государственный акт № в том, что за Л.В.П. закрепляются в бессрочное и бесплатное пользование 0,12 га земли, которая предоставлена для строительства индивидуального жилого дома в п. Хийтола.
21.10.1988 решением исполнительного комитета Райваттальского сельского Совета народных депутатов № отменено ранее принятое решение исполкома № от 10.06.1988. принято новое решение об отведении земельного участка площадью 0,12 га Л.В.П. в поселке Хийтола по <адрес> для строительства одноквартирного жилого дома.
Согласно выписке из ЕГРН на объект недвижимости - жилой дом с КН №: дата присвоения кадастрового номера – 22.11.2011; инвентарный номер – №; адрес: <адрес>; площадь – <данные изъяты> кв.м.; год ввода в эксплуатацию по завершении строительства и год завершения строительства –1992 года. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Сведения о зарегистрированных правах на жилой дом отсутствуют.
Из технического паспорта на индивидуальный жилой дом по <адрес> в <адрес>, инвентарный №, общая площадь дома <данные изъяты> кв.м., в том числе жилая – <данные изъяты> кв.м., вспомогательная – <данные изъяты> кв.м следует, что в качестве собственника дома указан истец Л.В.П. (с 20.08.1993), который зарегистрирован в доме с 01.07.1994.
В копии справки Администрации Хийтольского сельского поселения № от 22.11.2006 указано, что на основании постановления АХСП № от 20.01.1998 «О присвоении названий улицам поселков, расположенных на территории Администрации поселка Хийтола» дому, принадлежащему на праве собственности Л.В.П., присвоен новый адрес: <адрес>
Каких-либо требований к истцу о сносе постройки, расположенной на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, в течение длительного времени не предъявлялось.
Таким образом, суд полагает, что единственным признаком самовольной постройки спорного объекта недвижимости является отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.
При этом суд учитывает, что нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также создание угрозы жизни и здоровью граждан, не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании права собственности на спорный объект недвижимости.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Л.В.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца поселка <адрес> <адрес>, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, инвентарный номер №, кадастровый номер №.
Решение является основанием для регистрации уполномоченными органами за Л.В.П. права собственности на указанный жилой дом.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.А. Сущевская
Мотивированное решение составлено 25 марта 2019 г.