Дело № 2-1229/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Алнаши УР 27 декабря 2012 г.
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Гвоздиковой А. С.,
при секретаре Алексеевой Е. И., Медведевой Т. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шулакова С.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Алнашском районе УР о восстановлении пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Шулаков С. Г. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Алнашском районеУР с требованиями:
- признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии№*** от дд.мм.гггг,
- обязать назначить и выплачивать пенсию со дня возникновения права на пенсию.
Исковое заявление мотивировано тем, что дд.мм.гггг он обратился в УПФР с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. дд.мм.гггг решением УПФР вАлнашском районе УР ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по тем основаниям, что зачтенный пенсионным органом стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, составил менее 25 лет.
В льготный трудовой стаж не был включен период службы в Вооруженных Силах СССР с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, что истец считает необоснованным, поскольку в период прохождения им службы действовало постановление Совета Министров СССР №*** от дд.мм.гггг, позволяющее засчитать период службы в СА в педагогический стаж.
В судебном заседании истец Шулаков С. Г. исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ увеличил, просил включить в специальный стаж педагогической деятельности период работы тренером <***> детской спортивной школы, мотивировав тем, что работал он как тренер-преподаватель, а в трудовую книжку внесена была неправильная запись. Также истец отказался от требований к УПФР в части обязать назначить и выплачивать ему пенсию со дня возникновения права на пенсию, что судом принято в установленном порядке, и производство по делу в указанной части прекращено.
Представитель ответчикаГригорьев Д. Б. исковые требования не признал, указывая, что действующее пенсионное законодательство (ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781) не предусматривает включение периода службы в Вооруженных Силах СССР в педагогический стаж, как и работу в должности «тренера», что не предусмотрено Списком.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – МОУ ДО <***> детской спортивной школы, своевременно и надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
дд.мм.гггг Шулаков С. Г. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Алнашском районе УР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д. 20-21).
дд.мм.гггг решением начальника УПФР в <***> №*** истцу отказано в установлении пенсии, поскольку специальный трудовой стаж составил 21 год 0 месяцев 12 дней вместо требуемых 25 лет (л.д. 15).
В стаж работы, дающей право на досрочную пенсию по старости, не засчитаны следующие оспариваемые периоды:
- дд.мм.гггг – дд.мм.гггг – тренер <***> детской спортивной школы,
- дд.мм.гггг – дд.мм.гггг – период службы в Вооруженных Силах.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 27 вышеуказанного закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с разделом 2 Списка работ, профессий, должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, предусмотрена должность "тренер-преподаватель", а в качестве учреждений указаны детско-юношеские спортивные школы всех наименований. Указанный Список мог применяться по желанию работника на момент его обращения за назначением досрочной трудовой пенсии.
Вместе с тем согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01.01.2002 года, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Конституционный суд исходил из того, что статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему правовому смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В этой связи в пункте 9 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при оценке пенсионных прав может применяться порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Реализуя названные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17.10.2003 года N 70 утвердило Разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.11.2003 года N 5280), в соответствии с которым, расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Должность тренера-преподавателя в детско-юношеской спортивной школе впервые была включена в Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463.
В соответствии с действовавшими на момент спорной трудовой деятельности истца Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденных Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения" в редакции от 12.04.1984 г. не предусматривалась ни такое наименование должности как "тренер", ни такое наименование учреждения как "детская спортивная школа".
Вместе с тем в соответствии с п. 2 указанного выше Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения (кроме работы, указанной в п. 1 Положения), засчитывалась, в частности, работа во внешкольных детских учреждениях.
Постановлением Совмина СССР от 30 апреля 1952 г. N 2140 "Об упорядочении сети и утверждении типовых штатов и должностных окладов работников внешкольных учреждений Министерств просвещения союзных республик" детские спортивные школы были внесены в номенклатуру внешкольных учреждений Министерств просвещения союзных республик.
Из приказа Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму от 28.12.1995 года N 1588-ИТ "О вопросах пенсионного обеспечения" следует, что в соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" спортивные школы отнесены к образовательным учреждениям дополнительного образования. В разные годы, как указано в данном приказе, наименование спортивных школ изменялось (ДСШ, ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮСТШ, СДЮСТШОР, СШМ, ШВСМ), хотя их задачи практически сохранялись без изменений.
Наименование должности работников, осуществляющих подготовку спортсменов в указанных спортивных школах, также изменялось: с 1944 года по 1959 год - "тренер-преподаватель"; в Положении о спортивной школе 1959 года не делалось различия между наименованием "тренер" и "тренер-преподаватель"; Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15.07.1964 года N 620 - используется наименование "тренер-преподаватель по спорту" с одновременным употреблением в тексте документа наименования "тренер" (п. 6 указанного Постановления).
Данным приказом от 28.12.1995 года N 1588-ИТ всем руководителям спортивных школ предписывалось привести наименование должностей сотрудников в соответствие с указанным документом.
В силу раздела V Положения о детско-юношеской спортивной школе, введенного в действие приказом Государственного комитета СССР по физической культуре и спорту от 09.04.1987 г. N 228 в штате ДЮСШ предусматривалась должность "тренер-преподаватель".
Из материалов дела видно, что истец, окончив дд.мм.гггг <***> педагогическое училище Удмуртской АССР с присвоением квалификации "учитель физической культуры" (л.д. 16), приказом от дд.мм.гггг №*** был принят с дд.мм.гггг учителем физвоспитания в <***> среднюю школу, после чего приказом от дд.мм.гггг переведен тренером в <***> детскую спортивную школу, откуда уволен дд.мм.гггг в связи с переводом в <***> РОНО. Причем все названные приказы изданы <***> РОНО, записи в трудовой книжке подписаны заведующим РОНО (л.д. 11). В сметах расходов детско-юношеской спортивной школы <***> на 1991, 1992 год в «Ст. 1. Фонд заработной платы» в числе наименований должностей имеется указание на должность «тренер-преподаватель» и отсутствует наименование должности «тренер» (л.д. 64-67).
Как пояснял в судебных заседаниях Шулаков С. Г., в его трудовой книжке была сделана ошибочная, неправильная запись, не отражающая фактический характер его работы. Данная ошибочная запись не была своевременно исправлена руководством детской спортивной школы, т.е. наименование его должности с учетом характера выполнявшейся в то время истцом работы, не было приведено в соответствие с действовавшими нормативно-правовыми актами, несмотря на то, что он вел не только тренировочную работу, но и учебно-воспитательную работу с детьми подросткового возраста. Детская спортивная школа подчинялась отделу образования <***> района. При представлении документов в пенсионный фонд от истца дополнительно не потребовали представления каких-либо дополнительных документов в подтверждение должности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии. Устав <***> детской спортивной школы, штатное расписание, тарификационные списки, должностные инструкции не сохранились (л.д.55), в связи с чем истец по объективным обстоятельствам лишен возможности внести исправления в наименование должности, указанной в трудовой книжке относительно спорного периода. Деятельность тренера носит педагогический характер, в задачи тренера, входит также обучение и воспитание подростков.
Таким образом, исходя из приведенных выше нормативно-правовых актов и обстоятельств, детские спортивные школы в 1990-1993 годы являлись образовательными учреждениями, а должность тренера - фактически свидетельствовала о педагогической деятельности лиц, ее занимающих.
Из материалов дела следует, что спорным периодом являлся период работы истца с дд.мм.гггг по дд.мм.ггггг. (1 год 11 месяцев 06 дней) в должности тренера в <***> детской спортивной школе, т.е. период, предшествующий принятию Советом Министров РСФСР Постановления от 06.09.1991 г. N 463.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами истца о том, что фактически при записи наименования занимаемой истцом должности в спорный период была допущена ошибка не по вине истца. Данная ошибочная запись своевременно не была устранена компетентными должностными лицами по месту работы истца. Данные обстоятельства ответчиком в ходе рассмотрения дела не опровергнуты.
С учетом педагогического характера деятельности истца в спорный период, определяемых в соответствии с положениями п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2005 г., исходя из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании, подтвержденных как архивными данным <***> РОНО, так и личным зачетными книжками спортсменов, обучавшихся в <***> ДЮСШ в 1991-1993 годы, суд приходит к выводу, что фактически истец в спорный период работал в <***> детской спортивной школе <***> тренером-преподавателем, что дает ему право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом названного спорного периода.
Суд также считает, что требования истца в части включения периода прохождения им службы в Советской армии в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должны быть удовлетворены по следующим основаниям.
Предметом спора является период службы истца в Вооружённых Силах СССР с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (1 го<***> месяцев 27 дней), то есть в период, когда действовал Закон СССР «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956 года и Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее по тексту Постановление СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397).
Подпунктом «г» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года № предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооружённых Сил СССР.
В соответствии с пунктом 4 Положения от 17 декабря 1959 года № 1397 «Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию».
Данное условие в рассматриваемом споре выполнено. Так, 2/3 требуемого для назначения пенсии 25 летнего стажа педагогической деятельности, составляет 16 лет и 8 месяцев. Зачтённый ответчиком педагогический стаж работы Шулакова С. Г. в должностях и учреждениях, работа в которых даёт право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет 21 год 00 месяцев 12 дней, что намного превышает требуемые 16 лет и 08 месяцев, установленные пунктом 4 Положения от 17 декабря 1959 года № 1397.
На момент осуществления Шулковым С. Г. службы в Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Доводы ответчика о том, что истец должен выработать 2/ 3 стажа на дд.мм.гггг, то есть на дату отмены Постановления от 17 декабря 1959 года № 1397, по мнению суда являются несостоятельными в силу того, что при таком толковании пенсионного законодательства судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации лишаются своего смысла и содержания, направленных на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав.
Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днём обращения за трудовой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п. 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ).
Таким образом, обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтверждённой соответствующими документами.
Судом установлено, ответчиком не оспорено что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет), истец обратился в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дд.мм.гггг.
Соответственно, на дату обращения за пенсией с учетом спорных периодов (1 год 10 месяцев 27 дней – службы в СА, 1 год 11 месяцев 6 дней – тренер <***> детской спортивной школы, всего: 3 года 10 месяцев 3 дня) и зачтенного ответчиком 21 года 0 месяцев 12 дней, стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, составляет менее 25 лет. Поэтому истцу необходимо дополнительно обратиться в пенсионный орган с заявлением об установлении и выплате пенсии на основании пп.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Шулакова С.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Алнашском районе о восстановлении пенсионных прав, удовлетворить.
Признать п. 2 решения Управления Пенсионного фонда РФ в Алнашском районе УР№*** от дд.мм.гггг об отказе в установлении пенсииШулакову С. Г.незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Алнашском районе УР включить Шулакову С.Г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды: с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг – работа в должности тренера <***> детской спортивной школы, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг – служба в Советской Армии.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Алнашском районе Удмуртской Республики в пользу Шулакова С.Г. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховый Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения с подачей апелляционной жалобы через Можгинский районный суд УР.
Мотивированное решение изготовлено и подписано судьей 29.12.2012 г.
Председательствующий судья А.С. Гвоздикова