Решение по делу № 2-1035/2012 ~ М-1047/2012 от 12.10.2012

дело № 2- 1035/2012

<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13 ноября 2012 года     город Дюртюли РБ

Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Низамовой А.Р.,

при секретаре Шарафутдиновой Л.Р.,

с участием от истца помощника Дюртюлинского межрайонного прокурора РБ Халфина А.Ф.,

представителя ответчика Администрации муниципального района Дюртюлинский район РБ Шарафутдинова Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дюртюлинского межрайонного прокурора в интересах Хаматшина И.З. к Администрации муниципального района Дюртюлинский район о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Дюртюлинский межрайонный прокурор, действуя в интересах Хаматшина И.З., обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Кушшнаренковский район об обеспечении Хаматшина И.З. жилым помещением по договору социального найма вне очереди площадью не ниже 18. кв.м. на территории Кушнаренковского района.

Определением Кушнаренковского районного суда от 21 сентября 2012 года произведена замена ответчика на администрацию городского поселения город Дюртюли, дело направлено по подсудности в Дюртюлинский районный суд.

Определением судьи Дюртюлинского районного суда от 31 октября 2012 года по ходатайству истца произведена замена ответчика с администрации городского поселения город Дюртюли на надлежащего - администрацию муниципального района Дюртюлинский район.

Определением судьи от 09 ноября 2012 года принято изменение исковых требований, согласно которым истец просил обеспечить Хаматшина И.З. жилым помещением в черте города Дюртюли РБ площадью не менее 14 кв.м.

В обоснование иска указано, что, прокурором проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Хаматшин И.З. является ребенком-сиротой, родители умерли, проживает по месту учебы в с.Кушнаренково, жилого помещения не имел и не имеет закрепленного за ним жилого помещения, с 16 апреля 2008 года стоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.

Помощник прокурора Халфин А.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить.

Истец Хаматшин И.З. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Администрации муниципального района Дюртюлинского района Шарафутдинов Р.Р. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что финансирование осуществляется постепенно и по мере финансирования предоставляется жилье.

Представитель третьего лица Администрации городского поселения город Дюртюли на судебное заседание не явился, третье лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

Суд в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя третьего лица.

Исследовав в судебном заседании и оценив в совокупности все доказательства, имеющие юридическую силу, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Статья 25 Всеобщей Декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.

В соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Хаматшин И.З. родился ДД.ММ.ГГГГ, оба его родителя умерли, мать - ДД.ММ.ГГГГ, отец - ДД.ММ.ГГГГ. С 16 апреля 2008 года Хаматшин И.З. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях как ребенок-сирота.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Хаматшин И.З. проходил военную службу.

В настоящее время в связи с учебой Хаматшин И.З. зарегистрирован и проживает в общежитии по адресу: <адрес>, не обеспечен жилым помещением, в связи с чем прокурор просит обязать ответчика предоставить Хаматшину И.З. жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

То обстоятельство, что Хаматшин И.З. проживает на территории Кушнаренковского района, не влияет на права Хаматшина И.З., поскольку на момент его постановки на учет в качестве ребенка-сироты, нуждающегося в жилом помещении - ДД.ММ.ГГГГ, он проживал и был зарегистрирована по месту жительства в городе Дюртюли в Детском доме (<адрес>).

Поскольку обеспечение жильем должно осуществляться вне очереди, незамедлительно, то иск правомерно заявлен к администрации муниципального района Дюртюлинский район, так как на момент возникновения права у Хаматшина И.З. на предоставление ему жилья, соответствующая обязанность возникла у администрации муниципального района Дюртюлинский район.

То обстоятельство, что обязанность не исполнена ответчиком в течение более чем трех лет, не освобождает ответчика от ее исполнения, несмотря на то, что Хаматшин И.З. к настоящему времени снят с учет по месту жительства на территории Дюртюлинского района.

Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з (редакции Закона от 31 октября 2011 года № 451-з, действующей с 01 января 2012 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), в том числе полномочиями по обеспечению жилой площадью.

В соответствии с частями 4 и 6 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Из материалов дела следует, что Законом Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2012 год» распределены субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в пользу Дюртюлинского района - 5699500 рублей.

На день рассмотрения спора договор социального найма с Хаматшиным И.З. не заключен.

Постановлением от 30 мая 2005 года № 9 главой муниципального образования город Дюртюли утверждена норма предоставления общей площади жилого помещения в размере 14 кв.м. на одного человека.

Руководствуясь статьями 56, 194-196, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

иск Дюртюлинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Хаматшина И.З., к администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан об обеспечении жилым помещением по договору социального найма вне очереди площадью не менее 14 кв.м. удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан предоставить Хаматшину И.З. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте <адрес> Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м., за счет средств бюджета Республики Башкортостан.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме через Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан.

Судья подпись      Низамова А.Р.

<данные изъяты>

Решение в окончательной форме принято 18 ноября 2012 года.

2-1035/2012 ~ М-1047/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хаматшин Ильфир Зилфирович
Дюртюлинский межрайонный прокурор
Ответчики
Админитсрация муниципального района Дюртюлинский район РБ
Другие
Администрация городского поселения г. Дюртюли
Суд
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Низамова А.Р.
Дело на сайте суда
diurtiulinsky--bkr.sudrf.ru
12.10.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2012Передача материалов судье
17.10.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2012Подготовка дела (собеседование)
09.11.2012Подготовка дела (собеседование)
09.11.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2012Судебное заседание
21.11.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2012Дело оформлено
30.01.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее