2-1809/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
[ 00.00.0000 ] г.Н.Н.Новгород
Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в составе:
председательствующего судьи Котеевой М.Г.
при секретаре Федюнине Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бугрова С. В. к Федеральной службе безопасности Российской Федерации, управлению Федеральной службы безопасности по Нижегородской области о признании ответа незаконным, возложении обязанности выдать удостоверение,
у с т а н о в и л:
Бугров С. В. обратился в суд с иском к Федеральной службе безопасности Российской Федерации, управлению Федеральной службы безопасности по Нижегородской области о признании ответа незаконным, возложении обязанности выдать удостоверение.
В обоснование указал, что Бугров С. В., прапорщик запаса с [ 00.00.0000 ] был поставлен на учёт в отделе военного комиссариата Шатковского района Нижегородской области.
В период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] он выполнял задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в Республике Таджикистан, о чем имеются записи в личном деле и что подтверждается выписками из приказов.
В связи с этим, в этот период ему исчислялась выслуга лет в льготном исчислении, из расчета один месяц военной службы за три месяца военной службы, как участника боевых действий.
07 ноября 2011 года Федеральным законом N307-03 «О внесении
изменений в Федеральный закон «О ветеранах», который вступил в силу с 1 января 2012 года, были внесены изменения в раздел III приложения к
Федеральному закону « О ветеранах», дополняя его:
«Боевые действия в Республике Таджикистан : [ 00.00.0000 ] - [ 00.00.0000 ] , с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] ».
Федеральным законом [ № ] от [ 00.00.0000 ] были внесены уточнения в следующей редакции:
"Выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан:
[ 00.00.0000 ] - [ 00.00.0000 ] ;
с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] ".
Таким образом, вооруженный конфликт в Республике Таджикистан в указанные периоды, признан боевыми действиями, а военнослужащие, выполнявшие задачи по охране конституционных прав граждан восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан - должны быть признаны ветеранами боевых действий.
[ 00.00.0000 ] он обратился в Федеральную службу безопасности Российской Федерации (ФСБ России) Управление по Нижегородской области с просьбой присвоения статуса участника боевых действий и выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
К заявлению было приложены необходимые документы, определенные Федеральным законом «О ветеранах» (ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 N5-ФЗ (последняя редакция), а именно: 1.Копия архивной справки из Центрального Пограничного Архива Федеральной Службы Безопасности РФ;
Копия Архивной справки Федерального Государственного Казенного Учреждения «Центральный пограничный архив Федеральной Службы Безопасности РФ;
Копия личного дела прапорщика Бугрова СВ.
Его заявление было рассмотрено, о чем [ 00.00.0000 ] он получил уведомление [ № ] от [ 00.00.0000 ] , что уточняющие сведения запрошены в архиве ФСБ России.
Архивной справкой [ № ] от [ 00.00.0000 ] было подтверждено прохождения службы в Республике Таджикистан в указанный период. Копию ответа из Центрального пограничного архива ФСБ России прилагает.
Однако, [ 00.00.0000 ] , он получает ответ УФСБ России по Нижегородской области отдел кадров за подписью заместителя начальника отдела С.АТиунцева ( [ № ] от [ 00.00.0000 ] ) что «в имеющимся в нашем распоряжении документах сведения о выполнении Вами указанных в Федеральном законе « О ветеранах» задач отсутствуют.
В ответе также указано, что проделана работа по поиску документов. Однако не указано конкретно какие документы разыскивались, ему не были выданы копии запросов, которые УФСБ России направляло для розыска документов в течении более 2 ( Двух) лет.
Кроме того, к делу приобщены отзывы Курбанова А.Р. и Кошелева В.В., что не предусмотрено Федеральным законом.
В связи с чем, данный ответ и отказ (а это по своей сути отказ, судя по периоду времени- более 2-х лет) является противозаконным по следующим обстоятельствам
В Федеральном законе «О ветеранах» нет юридического термина непосредственное участие в боевых действиях, а есть понятие «лица, принимавшие участие в боевых действиях ( подпункт 1, пункта 1 статьи 3 ФЗ « О ветеранах»);
Статья 4 Модельного закона «О военных ветеранах», принятого на 20-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств -участников СНГ (Постановление [ № ] от [ 00.00.0000 ] ) боевые действия определяются как «выполнение поставленных боевых задач частями, соединениями, объединениями всех видов вооруженных сил, министерства обороны и иных министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба, а также подразделениями органов внутренних дел, выполняющими задачи в районе боевых действий. 3. Военнослужащие Российской Федерации находились в Республике Таджикистан в соответствии с решениями Глав государств СНГ на основании решений Президента и Правительства Российской Федерации и в соответствии с Законом от 21 января 1993 года N 4328 на них распространялись дополнительные гарантии и компенсации, в том числе и льготное исчисление выслуги лет.
Как следует из порядка внесения изменений в Федеральный закон « О ветеранах» с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] Законодатель рассматривал вопрос придания статуса ветерана боевых действий военнослужащим, выполнявшим обязанности военной службы в условиях вооруженного конфликта на территории республики Таджикистан, а не участия военнослужащих в боевых действиях на территории республики в условиях вооруженного конфликта.
Истцом были представлены документы, подтверждающие факт выполнения обязанностей военной службы в районе вооруженного конфликта на территории республики Таджикистан.
Приложение к Федеральному закону «О ветеранах» называется «Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации». Этим Приложением не определяются задачи, выполняемые военнослужащими на указанной территории.
Также не имеются нормативно-правовых актов для опроса Курбанова А.Р. и Кошелева В.В. для определения конкретных боевых задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в Республике Таджикистан.
Истец просит суд признать ответ УФСБ России по Нижегородской области от [ 00.00.0000 ] [ № ] незаконным
Обязать комиссию выдать Бугрову С. В. удостоверение ветерана боевых действий (ст.3,28 ФЗ « О ветеранах»)
Взыскать с УФСБ России по Нижегородской области в пользу истца госпошлину в размере 200 рублей.
В судебном заседании Истец исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика просила отказать в удовлетворении иска, поскольку доказательств, подтверждающих факт выполнения обязанностей военной службы в районе вооруженного конфликта на территории республики Таджикистан, не имеется.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В приложении к названному федеральному закону приводится перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
В разделе III Перечня к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены, в том числе, боевые действия в Республике Таджикистан с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ]
Согласно статье 28 Федерального закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 595, выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации подает обращение (военнослужащие - рапорт, гражданский персонал - заявление), направляемое командованием (руководством) в соответствующую комиссию (центральную комиссию), к компетенции которой относится рассмотрение и решение вопроса о выдаче заявителю удостоверения.
Пунктом 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий установлено, что вместе с заявлением (рапортом) предоставляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3 x 4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно:
для лиц, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие участие заявителя в выполнении указанных задач, или документы, подтверждающие участие заявителя в боевых действиях, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал; для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (при отсутствии документов, указанных в настоящем абзаце), - военные билеты, содержащие записи соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп о выполнении указанных задач.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что для признания гражданина в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" ветераном боевых действий и для получения удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, необходимо установить факт его направления в данном случае в другое государство органами государственной власти СССР и факт его непосредственного участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территории соответствующего государства в определенный период времени (перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведен в приложении к Федеральному закону "О ветеранах").
Согласно части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Общие правила доказывания в гражданском процессе урегулированы положениями главы 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В статье 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указано, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Судом установлено, что [ 00.00.0000 ] сержант запаса БУГРОВ С. В. зачислен в списки личного состава войсковой части [ № ] [ адрес ], назначен на должность командира отделения 6 учебной заставы - приказ командира войсковой части [ № ] от [ 00.00.0000 ] [ № ].
[ 00.00.0000 ] Бугров назначен на должность старшего инструктора учебно-автомобильной роты с присвоением воинского звания «прапорщик» - приказ командира войсковой части [ № ] от [ 00.00.0000 ] .
[ 00.00.0000 ] прапорщик БУГРОВ С. В. исключен из списков личного состава части, уволен в запас ВС. Выслуга лет на [ 00.00.0000 ] составляет: календарная - 05 лет 05 месяцев 11 дней; льготная - 06 лет 10 месяцев 16 дней; всего - 12 лет 03 месяца 27 дней - приказ командира войсковой части [ № ] от [ 00.00.0000 ] [ № ].
Согласно ответа от [ 00.00.0000 ] на судебный запрос, в документальных материалах войсковой части 2421 за период с сентября 1992 по январь 1994 года сведений о прохождении службы Бугрова С.В. не имеется.
Приказом командира войсковой части [ № ] от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О периоде выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах» в соответствии с Указом Президента Республики Таджикистан от [ 00.00.0000 ] [ № ] установлено, что все военнослужащие, проходившие службу в войсковой части [ № ] в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] и с [ 00.00.0000 ] выполняли и выполняют задачи в условиях вооруженного конфликта на территории Республики Таджикистан.
В соответствии с приказом МБ РФ от [ 00.00.0000 ] войсковая часть [ № ] входит в Перечень Федеральных органов государственной безопасности, воинских частей и подразделений Пограничных войск Российской Федерации, выполняющих задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения с [ 00.00.0000 ] .
Истец полагает, что вооруженный конфликт в Республике Таджикистан в периоды с [ 00.00.0000 ] - [ 00.00.0000 ] ; с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] ", признан боевыми действиями, а военнослужащие, выполнявшие задачи по охране конституционных прав граждан восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан - должны быть признаны ветеранами боевых действий.
[ 00.00.0000 ] истец обратился в Федеральную службу безопасности Российской Федерации (ФСБ России) Управление по Нижегородской области с просьбой о присвоении статуса участника боевых действий и выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
[ 00.00.0000 ] истцу отказали в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, поскольку сведения о выполнении истцом указанных в Федеральном законе «О ветеранах» задач отсутствуют.
Исследовав представленные сторонами и полученные судом доказательства, оценив их по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что решение об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий принято в соответствии с действующим законодательством и в связи с отсутствием документов, подтверждающих выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан.
Само по себе нахождение на территории Республики Таджикистан в период с 1994 – 1997 года, не свидетельствует о наличии у истца права на присвоение ему статуса ветерана боевых действий и выдачу соответствующего удостоверения.
В связи с отсутствием доказательств, бесспорно свидетельствующих о непосредственном личном участии Истца в боевых действиях, отвечающих принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности, законных оснований для удовлетворения иска не имеется.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении иска Бугрова С. В. к Федеральной службе безопасности Российской Федерации, управлению Федеральной службы безопасности по Нижегородской области о признании ответа незаконным, о возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ «Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований».
На основании изложенного, суд отказывает во взыскании судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении иска Бугрова С. В. к Федеральной службе безопасности Российской Федерации, управлению Федеральной службы безопасности по Нижегородской области о признании ответа незаконным, о возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий, взыскании судебных расходов в полном объеме заявленных требований.
Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Нижегородский районный суд.
Судья М.Г. Котеева