Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 декабря 2016 года Ленинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области в составе председательствующего судьи Орловой Т.А.,
с участием истца Калининой С.В.,
представителя ответчика Лисициной Н.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.,
при секретаре судебного заседания Елисеевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3198/2016 по иску Калининой С.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области об установлении факта нахождения на иждивении и назначении пенсии по случаю потери кормильца,
УСТАНОВИЛ:
03 октября 2016 года Калинина С.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области, в котором просит признать за ней право на получение пенсии по случаю потери кормильца; обязать ответчика назначить истцу пенсию по случаю потери кормильца и выплачивать ее ежемесячно, с индексацией в установленном законном порядке, с момента наступления случая смерти кормильца.
В обоснование заявленных требований указала, что в настоящее время обучается на 2 курсе Нижнетагильского филиала Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Свердловский областной медицинский колледж» по очной форме обучения. Она проживала с отцом, вели общее хозяйство, отец приобретал ей необходимые сезонные вещи, систематически давал на карманные расходы. Во время обучения в институте истец не работала, находилась на иждивении отца. ДД.ММ.ГГГГ отец умер. После смерти отца истец обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, однако получила устный отказ, поскольку какие-либо сведения об осуществлении трудовой деятельности отца отсутствуют.
Заявитель Калинина С.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в обоснование своей позиции пояснила, что последние 4 года проживали с отцом вместе. Он работал без оформления трудового договора, получал около <...>. Она получала стипендию в размере <...>. Она находилась полностью на его содержании.
Представитель ответчика Лисицина Н.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась указав, что истец не имеет право на назначение пенсии по случаю потери кормильца, поскольку не доказан факт нахождения на иждивении умершего. Калинина С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ является студенткой очной формы обучения ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж», получает стипендию, т.е. имеет самостоятельный доход. К.В.В. умер ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с трудовой книжкой умерший с ДД.ММ.ГГГГ прекратил свою трудовую деятельность, получателем пенсии и иных выплат в УПФР не являлся, а следовательно, содержать дочь не мог.
Свидетели П.Ю.В. в судебном заседании пояснила, что истец приходится ей племянницей. Последние несколько лет проживала с отцом К.В.В который умер в ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ К.В.В. работал неофициально и имел доход около <...>. На данные денежные средства содержал себя и дочь. В этот период слышала от него жалобы о своем здоровье.
Свидетель Р.С.Н. в судебном заседании пояснила. что проживает в соседнем доме. Знает, что истец проживала с отцом в соседнем доме, отец ее содержал. Где работал ее отец она не знает.
Заслушав заявителя, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей (статья 7), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 39, часть 1), и относит установление пенсий, пособий и других видов социального обеспечения к полномочиям законодателя (статья 39, часть 2).
При этом иждивение детей умерших родителей презюмируется и не требует доказательств. Однако дети, объявленные полностью дееспособными или достигшие возраста 18 лет, должны подтвердить факт нахождения на иждивении умершего кормильца.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ принятым в действующем законодательстве смыслом понятия «иждивение» является нахождение лица на полном содержании кормильца или получение от него такой помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 октября 2006 года N 407-О).
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» определено, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» нетрудоспособными членами семьи признаются, в том числе, дети, не достигшие возраста 18 лет.
В соответствии с частью первой статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Аналогичные требования содержались в п. 3 ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которой трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Судом установлено, что Калинина С.В. является дочерью К.В.В. что подтверждается свидетельством о рождении.
Калинина С.В., в настоящее время обучается на дневном отделении Нижнетагильского филиала ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж».
К.В.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленной трудовой книжки К.В.В. следует, что умерший с ДД.ММ.ГГГГ прекратил свою трудовую деятельность.
Из ответа нотариуса М.И.Т. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что после смерти К.В.В., последовавшей ДД.ММ.ГГГГ. заведено наследственное дело №, согласно которого его дочь Калинина С.В. является единственной наследницей недвижимого имущества, находящегося <адрес>.
Из представленной справки МКУ «Служба правовых отношений» от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что Калинина С.В. имеет регистрацию по адресу: <адрес>, вместе с бабушкой М.Г.Н. и матерью Г.И.В..
Оценив представленные доказательства, показания свидетелей, суд приходит к выводу, что допустимых доказательств получения дохода К.В.В.. после ДД.ММ.ГГГГ, суду не представлено. Не доказано, что истец находилась на полном содержании своего отца, получала от него помощь, которая была для нее постоянным и основным источником средств к существованию.
Таким образом, Калинина С.В. не имеет право на получение пенсии по случаю потери кормильца, поскольку в суде не доказан сам факт нахождения истца на иждивении умершего.
На этом основании в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198, 320 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Калининой С.В. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области об установлении факта нахождения на иждивении и назначении пенсии по случаю потери кормильца, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
В окончательной форме решение изготовлено 14 декабря 2016 года.
Председательствующий – подпись.
Копия верна. Председательствующий – Т.А.Орлова