Дело № 2 - 454/2013
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерациис. Визинга 29 августа 2013 года
Сысольский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Фоминой Г.Д.,
при секретаре Носкове Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сысольского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Визинга» об обязании устранить нарушения требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сысольского района, в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации сельского поселения «Визинга» об обязании устранить нарушения требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. В заявлении указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения права граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления в деятельности администрации сельского поселения «Визинга», в ходе которой было установлено, что органами местного самоуправления сельского поселения «Визинга», в нарушение указанных норм, информация о своей деятельности надлежащим образом в сети «Интернет» не размещается, а именно имеющаяся на сайте информация по состоянию на 22.01.2013 не соответствует в полной мере требованиям ч.1 ст.13 закона № 8-ФЗ, размещена не в полном объеме. Просит признать бездействие администрации сельского поселения «Визинга» незаконным и обязать в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разместить информацию о деятельности администрации на официальном сайте администрации сельского поселения «Визинга» (доменное имя http:сысола-адм.рф/adm_vizinga.html), установленную ч.1 ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
В судебном заседании помощник прокурора Сысольского района Косолапова В.Н. поддержала доводы, указанные в исковом заявлении, уточнила дату проверки информации, имеющейся на сайте 31.07.2013. Показала, что размещенная на сайте администрации муниципального района «Сысольский» в разделе Поселения информация до настоящего времени не отражена в полном объеме, в соответствии ч.1 ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и требованиями прокурора, что нарушает предусмотренные федеральными законами права граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления. Просит: признать бездействие администрации сельского поселения «Визинга» незаконным. Обязать администрацию сельского поселения «Визинга» в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разместить информацию о деятельности администрации на официальном сайте администрации сельского поселения «Визинга» (доменное имя httр://сысола_адм.рф/аdm_vizinga.htm1), установленную ч.1 ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 N2 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно: общую информацию об органе местного самоуправления, в том числе: сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции, перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, подведомственных организаций; сведения о средствах массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления (при наличии); информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе: тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления; тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления; статистическую информацию о деятельности органа местного самоуправления, в том числе статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе, порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; обзоры обращений лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Представитель ответчика администрации сельского поселения «Визинга» Мамаенко Н.В. (по доверенности) с требованиями прокурора не согласилась. Поддержала направленные в адрес суда возражения. Дополнительно пояснила, что Решением Совета поселения от 25 октября 2011 года № 34/5, постановлением администрации поселения от 01 ноября 2011 за № 11/60 утвержден Перечень информации о деятельности Совета и администрации сельского поселения «Визинга», размещаемой в сети Интернет. Перечнем определена необходимая информация, которая размещается на официальном сайте муниципального района «Сысольский» в разделе Поселения с 2011 года. Администрация поселения планирует создание своего сайта, в настоящее время не имеется достаточных средств для создания сайта, а также не имеется специалиста программиста, для осуществления мероприятий по размещению информации, по этой причине размещаемая информация направляется в район для проведения мероприятий по размещению на сайте, по техническим причинам не всегда имеется возможность для просмотра всей имеющейся информации. Считает, что размещаемая информация доступна для всех граждан.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что администрация сельского поселения «Визинга» является самостоятельным юридическим лицом, что подтверждается Уставом муниципального образования сельского поселения «Визинга».
В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон N 8-ФЗ) доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».
Согласно ст.4 Закона N 8-ФЗ принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных, федеральным законом; достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом.
Указом Президента РФ от 13.04.2010 N 460 утверждена «Национальная стратегия противодействия коррупции на 2010 и 2011 годы», в соответствии с п. 8 которой одним из основных направлений реализации стратегии являются внедрение в деятельность органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в
рамках оказания государственных услуг, расширение правового просвещения населения.
Статьей 3 Федерального закона РФ «О противодействии коррупции» предусмотрены принципы противодействия коррупции, одними из которых являются признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В силу ч.1 ст.1 Закона № 8-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Информация, которую в зависимости от сферы деятельности государственные органы, органы местного самоуправления должны размещать в сети «Интернет», закреплена в ст.13 Закона № 8-ФЗ. Государственные органы, органы местного самоуправления наряду с
информацией, указанной в части 1 ст.13 Закона № 8-ФЗ и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети «Интернет» иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Закон 149-ФЗ) правовое регулирование отношений, Возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципе открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Кроме того, согласно ч.4 ст.3 Закона №8-ФЗ правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с принципами открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также принципами свободы поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного
самоуправления любым законным способом.
В соответствии с ч.5 ст.8 Закона 149-ФЗ государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
В ходе проверки установлено, что органами местного самоуправления сельского поселения «Визинга», в нарушение указанных норм, информация о своей деятельности надлежащим образом в сети «Интернет» не размещается.
Так, информация о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения «Визинга» размещена на сайте администрации муниципального района «Сысольский» в разделе Поселения (доменное имя httр://сысола-адм.рф/аdm_vizinga.html). Однако имеющаяся на сайте информация по состоянию на 31.07.2013 не соответствует в полной мере требованиям ч. 1 ст. 13 Закона N 8-ФЗ, размещена не в полном объеме.
В частности, в нарушение ч.1 ст.13 Закона № 8-ФЗ органами местного самоуправления сельского поселения «Визинга» не размещена следующая информация, установленная: п.п. «б», «е», «ж» п.1 ч.1 ст.13 (общая информация об органе местного самоуправления); пп. «б», «д» 2 ч.1 ст.13 (информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления); п.3 ч.1 ст.13 (информация об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления); п. 6 ч.1 ст.13 (тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления); п.7 ч.1 ст.13 (статистическая информация о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления); п.9 ч.1 ст.13 (информация о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления).
Данные нарушения препятствуют реализации гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации на свободное получение информации, закрепленного в ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации, нарушает предусмотренные федеральными законами права граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления.
Доводы представителя ответчика об отсутствии денежных средств для создания сайта администрации сельского поселения «Визинга» и отсутствии специалиста программиста для осуществления мероприятий по размещению информации, не могут быть приняты судом во внимание. Не может быть принят во внимание и довод ответчика, указанный в возражениях о том, что администрацией сельского поселения «Визинга» информация, указанная в исковом заявлении прокурора размещается на различных вкладках и разделах Поселения, так как размещаемая информация не соответствует требованиям ч.1 ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Принимая во внимание, что сеть «Интернет» предоставляет собой информационно-телекоммуникационную сеть, доступ к которой не ограничен определенным кругом лиц, бездействие должностных лиц администрации сельского поселения «Визинга» нарушает интересы неопределенного круга лиц.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.194 – 198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Сысольского района удовлетворить.
Признать бездействие администрации сельского поселения «Визинга» незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения «Визинга» в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разместить информацию о деятельности администрации на официальном сайте администрации сельского поселения «Визинга» (доменное имя httр://сысола_адм.рф/аdm_vizinga.htm1), установленную ч.1 ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 N2 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно:
1) общую информацию об органе местного самоуправления, в том числе:
- сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;
- перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, подведомственных организаций;
- сведения о средствах массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления (при наличии);
2) информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе:
- тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
- установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;
3) информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления;
4) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;
5) статистическую информацию о деятельности органа местного самоуправления, в том числе статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления;
а) сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
б) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
6) информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:
а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья - Г.Д. Фомина
Копия верна : судья Г.Д. Фомина