Дело № 2-2602/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
01 декабря 2017 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Фроловой Г.А.,
при секретаре Решетниковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Татьяны Николаевны к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 21 по Челябинской области (далее – МИФНС России №21) об установлении факта принятия наследства, признании собственником,
у с т а н о в и л:
Козлова Т.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к МИФНС России №21 по Челябинской области об установлении факта принятия наследства ФИО1, открывшегося после смерти матери ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, установлении факта принятии наследства Козловой Т.Н. после смерти брата ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, признании за ней права собственности на 12,9/34,7 долей в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мама ФИО2 Наследниками по закону после ее смерти являлись: истица и ее брат ФИО1, который на момент смерти матери отбывал наказание в Яв-48/18 г. Магнитогорска. После освобождения из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приехал в г. Златоуст и фактически вступил в права наследования после смерти матери в виде 12,9/34,7 долей в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, поскольку заселился в комнату, содержал ее, оплачивал услуги. К нотариусу ФИО1 для получения свидетельства о праве на наследство не обращался, юридически свое право собственности на комнату не оформил. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь совершил преступление, приговором суда от ДД.ММ.ГГГГ он был осужден к 4 годам 8 месяцам лишения свободы. После ареста брата истица приняла на себя обязанность по содержанию и сохранности комнаты, за свой счет производила там ремонт, оплачивала коммунальные платежи. Из колонии ФИО1 истице не писал, место отбывания наказания сестре не сообщил. Когда по сроку ее брат должен был освободиться из колонии, но не появился в г. Златоусте, истица стала разыскивать его через органы, занимающиеся исполнением наказания, и ей ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство о смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ в ЯВ-48/3 г. Челябинска. Имущество, принадлежащее ему, в том числе и комната, на момент его смерти находились в ее распоряжении, т.е. истица фактически приняла наследство после смерти брата, даже не зная об его смерти. Других наследников у ФИО1 нет. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к нотариусу с заявлением о вступлении в права наследования после смерти брата, но в выдаче свидетельства о праве на наследство ей было отказано и рекомендовано обратиться в суд с заявлением о вступлении в права наследования. С указанным заявлением истица не смогла обратиться раньше в связи с тяжелым заболеванием.
Истица Козлова Т.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом (л.д. 96).
Представитель ответчика МИФНС России №21 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (л.д. 97).
Суд полагает возможным в соответствии со ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотреть дело в отсутствии неявившихся истца и ответчика, так как они надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, ходатайств об отложении дела не заявляли, об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщили.
Представитель истицы Козловой Т.Н. – Ульданова С.Н., действующая на основании доверенности (л.д. 13), в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя истицы, суд находит исковые требования Козловой Т.Н. подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в г. Златоусте Челябинской области (свидетельство о смерти - л.д. 6).
После ее смерти открылось наследство, состоящее из 12,9/34,7 долей в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (копия договора о безвозмездной передаче квартиры в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ – л.д. 47).
В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ч. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери (ч. 1 ст. 1143 ГК РФ).
Наследником первой очереди после смерти ФИО2 являются сын ФИО1 и дочь Козлова И.Н. (актовая запись о рождении ФИО1 – л.д. 25, копия свидетельства о рождении Юдиной Т.Н.– л.д. 42, справка о заключении брака – л.д. 46, копия свидетельства о расторжении брака и о заключении брака – л.д. 44-45) Другие наследники по закону отсутствуют.
Согласно ответу нотариуса нотариального округа г. Златоуста ФИО3 (л.д. 28, 10) после смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 заведено наследственное дело №. Наследство по закону принял сын наследодателя ФИО1, который наследство принял, но не оформил наследственных прав. Заявления от других наследников не поступали.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (копия свидетельства о смерти – л.д. 7).
Наследники первой очереди после смерти ФИО1 отсутствуют. Наследником второй очереди после его смерти является сестра Козлова Т.Н.
Согласно ответу нотариуса нотариального округа <адрес> ФИО3 (л.д. 9), в производстве нотариуса ФИО3 имеется наследственное дело № за ДД.ММ.ГГГГ, открытое к имуществу ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, по заявлению сестры наследодателя Козловой Т.Н., о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на 12,9/34,7 долей в праве собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, принадлежащих ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследником которой являлся ее сын ФИО1, который наследство принял, но не оформил своих наследственных прав.
В соответствии со ст. ст. 264, 265 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан, в том числе факт принятия наследства, при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.
Согласно ст. ст. 1152, 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, если он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства или совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, как то: вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства. Указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Указанные нормы конкретизированы в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»: под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ. В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
При отсутствии у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Исходя из анализа приведенных положений закона, следует, что воля на принятие наследства считается проявленной в том случае, если наследник совершает фактические действия, свойственные собственнику, то есть совершение таких действий, в которых проявляется отношение наследника к наследственному имуществу как к своему собственному, и должны им совершаться для себя и в своих интересах.
На основании искового заявления Козловой Т.Н., пояснений представителя истицы Ульдановой С.Н. судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла мама истицы ФИО2 Наследниками по закону после ее смерти являлись: истица Козлова Т.Н. и ее брат ФИО1, который на момент смерти матери отбывал наказание в ЯВ-48/18 г. Магнитогорска. После освобождения из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приехал в г. Златоуст и фактически вступил в права наследования после смерти матери в виде 12,9/34,7 долей в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, поскольку заселился в комнату, содержал ее, оплачивал услуги, но юридически свое право собственности на спорное имущество не оформил. В 2002 году ФИО1 вновь совершил преступление, приговором суда от ДД.ММ.ГГГГ он был осужден к 4 годам 8 месяцам лишения свободы. После ареста брата истица приняла на себя обязанность по содержанию и сохранности комнаты, за свой счет производила там ремонт, оплачивала коммунальные платежи. Из колонии ФИО1 истице не писал, место отбывания наказания сестре не сообщил. Когда по отбытии срока наказания ФИО1 должен был освободиться из колонии, но не появился в г. Златоусте, истица стала разыскивать его через органы, занимающиеся исполнением наказания, и ей ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство о смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ в ЯВ-48/3 г. Челябинска. Имущество, принадлежащее ему, в том числе и 12,9/34,7 долей в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на момент его смерти находились в ее распоряжении, т.е. истица фактически приняла наследство после смерти брата, даже не зная об его смерти, поскольку содержала спорное недвижимое имущества, оплачивала коммунальные и другие необходимые платежи, делала текущий ремонт, обеспечивала сохранность жилья. Других наследников у ФИО1 нет. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к нотариусу с заявлением о вступлении в права наследования после смерти брата, но в выдаче свидетельства о праве на наследство ей было отказано и рекомендовано обратиться в суд с заявлением о вступлении в права наследования.
Таким образом, ФИО1 после смерти матери ФИО2, а также Козловой Т.Н. после смерти брата ФИО1 совершались действия, в которых проявилось их отношение к наследственному имуществу, как к своему собственному.
Установление данных юридических фактов имеет для Козловой Т.Н. юридическое значение, поскольку влечет для нее возникновение прав на наследственное имущество.
Установление факта принятия наследства во внесудебном порядке невозможно.
Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Поскольку судом установлен факт принятия Козловой Т.Н. наследства после смерти брата ФИО1, то в силу п.2 ст.218, 1110, 1112 ГК РФ она является собственником 12,9/34,7 долей в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Таким образом, требования истицы о признании ее собственником 12,9/34,7 долей в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Козловой Татьяны Николаевны удовлетворить.
Установить факт принятия ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, умершим ДД.ММ.ГГГГ, наследства по закону после смерти матери ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Установить факт принятия Козловой Татьяной Николаевной наследства по закону после смерти брата ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать Козлову Татьяну Николаевну собственником 12,9/34,7 долей в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий: Г.А. Фролова
Решение не вступило в законную силу