Решение по делу № 2-1537/2019 ~ М-1604/2019 от 21.10.2019

Дело № 2-1537/2019

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

09 декабря 2019 года г.Хабаровск

Кировский районный суд г.Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Наконечного С.И.,

с участием представителя ответчика по доверенности Будановой В.С.,

при секретаре Надежиной Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева М.А. к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права на получение жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Васильев М.А. обратился в суд с требованиями к ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ о признании права на получение жилого помещения по договору социального найма. В обоснование требований истец указал, что с 1995 года проходил военную службу. Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 09.01.2014 г. ему было отказано в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в связи с тем, что его супруга ФИО3 являлась собственником жилья в <адрес>. Как указал истец, 04.09.2017 г. ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ отказало в признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма ввиду того, что его супругой ФИО3 в период брака, расторгнутого 08.04.2014 г., были приобретены 2 квартиры, отчужденные 01.08.2013 г. и 15.01.2014 г., данные действия были расценены как намеренное ухудшение жилищных условий, с момента совершения которых прошло менее 5 лет. Однако данные квартиры приобретались в рамках осуществления ФИО3 предпринимательской деятельности и совместным нажитым имуществом супругов не являлись. Собрав необходимые документы он вновь обратился с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении и информационным письмом ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 15.03.2018 г. был проинформирован о том, что он уволен и исключен из списков личного состава части, в связи с чем вопрос о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не может быть рассмотрен. Истец считал данный отказ незаконным, поскольку он имеет право на получение жилого помещения, предоставляемого на условиях социального найма от Министерства обороны РФ, как проживающий в служебном жилом помещении, имеющий необходимую выслугу лет и будучи уволенным с военной службы по организационно-штатным мероприятиям.

В судебном заседании представитель ответчика требования не признала, в обоснование возражений пояснив, что решение об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма от 09.01.2014 г. вынесено по причине имеющейся собственности у супруги истца. Обжаловано в судебном порядке истцом не было. Решением об отказе в принятии на учет от 04.09.2017 Васильеву М.А. отказано в признании нуждающихся в жилом помещении, по тем же основаниям. Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 03.05.2018 г. в удовлетворении требований о признании отказа в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении от 04.09.2017 г. незаконным отказано. В настоящее время истец военнослужащим не является, в связи с чем оснований для принятия его на учет не имеется. Просит в иске отказать.

Выслушав пояснения, исследовав представленные доказательства, суд установил.

Истец с 1995 года проходил военную службу.

21.11.2013 г. ст.прапорщик Васильев М.А. обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на состав семьи 3 человека: в том числе супруга ФИО3, дочь ФИО4

Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 09.01.2014 г. истцу отказано в постановке на учет по тем основаниям, что в собственности его жены имелась собственность – 3 комнатная квартира, общей площадью 53,1 кв.м. по адресу: <адрес>, собственность была отчуждена 01.08.2013г., также имеется в собственности квартира общей площадью 42,0 кв.м. по адресу: <адрес>. Исходя из учетной нормы жилого помещения для <адрес> в размере 18 кв.м. общей площади на одного человека истец составом семьи обеспечен жилым помещением по нормам.

02.05.2017 г. Васильев М.А. обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на состав семьи 2 человека: в том числе дочь ФИО4

Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 04.09.2017 г. истцу отказано в постановке на учет, по тем основаниям, что в собственности его жены имелась собственность – 3 комнатная квартира, общей площадью 53,1 кв.м. по адресу: <адрес>, собственность была отчуждена 01.08.2013 г. Также на основании договора купли-продажи 18.11.2013 г. ФИО3 была приобретена еще одна квартира общей площадью 42,0 кв.м. по адресу: <адрес>, которая также была отчуждена 15.01.2014 г. Брак между Васильевым М.А. и ФИО3 расторгнут 09.04.2014г. В соответствии с п. 1 ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами в период брака, является их совместной собственностью. Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Согласно ст. 35 СК РФ при совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга; сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки. Истцу разъяснено, что дав согласие на отчуждение жилых помещений он распорядился совместным имуществом в пользу своей супруги, в связи с чем, поскольку с момента совершения этих действий не прошло пять лет, в настоящее время оснований для признания нуждающимся нет.

На основании приказа командира войсковой части от 11.12.2017 г. Васильев М.А. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Исключен из списков личного состава части с 05.12.2017 г.

22.02.2018 г. Васильев М.А. вновь обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на состав семьи 2 человека: в том числе дочь ФИО4

Письмом от 15.03.2018 г. ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ сообщило истцу, в связи с тем, что истец уволен и исключен из списков личного состава части, вопрос о признании истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не может быть рассмотрен. Одновременно сообщалось, что ранее по представленному 02.05.2017 г. пакету документов для постановки на учет, в которых не содержалось документов, подтверждающих, что собственность бывшей супруги ФИО3 была приобретена за счет средств не семейного бюджета, было принято решение об отказе в постановке на учет, которое истец не обжаловал.

Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 03.05.2018 г. в удовлетворении административного иска Васильева М.А. к ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ о признании незаконным данного отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и возложении обязанности поставить на учет отказано. При этом суд установил, что отказ в постановке истца на учет в качестве нуждающегося от 04.09.2017 г. в установленный срок обжалован не был. Обращение истца о постановке на учет было 20.02.2018 г., то есть после его увольнения с военной службы и исключения из списков части.

В соответствии со ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие – граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, согласно пункту 3 которых для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.

В соответствии с п. 4 вышеназванных Правил в случае если по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, указанные документы не могут быть получены, военнослужащий должен представить документы, свидетельствующие о невозможности их получения.

В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет). Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил (далее - документы). В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части (п.5 Правил).

В силу пункта 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", предусмотрено, что для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладываются копии необходимых документов.

Таким образом, вышеуказанными нормативными актами установлено, что военнослужащий до дня его увольнения с военной службы должен обратиться в уполномоченный орган с заявлением в целях принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях, представить документы, подтверждающие его нуждаемость в жилых помещениях, а жилищный орган должен принять на основании представленных документов соответствующее решение.

Как установлено судом, представленные истцом в рамках настоящего спора документы о приобретении супругой жилых помещений при обращении истца заявлениями о постановке на учет в 2013 и 2017 году в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ не предоставлялись. Тогда как в силу вышеприведенных нормоположений обязанность их предоставления возлагается на военнослужащего, который должен подтвердить нуждаемость в обеспечении жильем на момент рассмотрения его заявления уполномоченным органом.

Письмами ответчика от 15.03.2018 г. и 08.05.2019 г. Васильеву М.А. сообщено, что предоставляемые им документы не свидетельствуют об иных обстоятельствах, которые не были изучены при вынесении решения об отказе в постановке на учет 04.09.2017 г.

Предоставляемые Федеральным законом "О статусе военнослужащих" государственные гарантии по обеспечению жилыми помещениями из фондов Министерства обороны Российской Федерации распространяются на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и совместно проживающих с ними членов его семей, признанных в установленном порядке в период прохождения военной службы нуждающимися в улучшении жилищных условий.

По смыслу приведенных выше положений закона нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту.

Как установлено судом, истец до увольнения с военной службы обращался с заявлением о постановке на учет и решением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 04.09.2017 г. истцу было отказано в постановке на учет исходя из представленных им документов, с учетом ранее принятого решения ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 09.01.2014 г. Отказ не был истцом оспорен и незаконным не признавался. Спорные квартиры личным имуществом супруги истца не признавались, доказательств обратного суду не представлено. В настоящее время истец военнослужащим не является.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что после увольнения с военной службы, утратив статус военнослужащего, истец не вправе требовать обеспечения его жилым помещением на условиях договора социального найма за счет Министерства обороны РФ.

Вместе с тем, данные обстоятельства не препятствуют реализации прав истца на обеспечение жильем на общих основаниях в порядке, предусмотренном нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления по месту жительства.

Иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Васильева М.А. к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права на получение жилого помещения по договору социального найма – отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 16 декабря 2019 года.

Судья:                                  С.И. Наконечный

2-1537/2019 ~ М-1604/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Васильев Максим Анатольевич
Ответчики
ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ
Суд
Кировский районный суд г. Хабаровска
Судья
Наконечный Сергей Иванович
Дело на странице суда
kirovsky--hbr.sudrf.ru
21.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.10.2019Передача материалов судье
25.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2019Подготовка дела (собеседование)
11.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2019Судебное заседание
09.12.2019Судебное заседание
16.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2020Дело оформлено
01.06.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее