Дело № 2а-136/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 мая 2019 года г. Шимановск
мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Воробьёва А.А.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Шимановского района Романова А.Д.,
представителя административного ответчика администрации города Шимановска Амурской области Хабировой Т.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица Закрытого акционерного общества «Холдинг» Лебедева Д.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Харитоновой С.В.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шимановского района Куницкого К.А., действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации города Шимановска Амурской области о признании незаконным бездействия администрации города Шимановска Амурской области по факту непринятия мер к установке, в находящейся в собственности, котельной №5 посёлка Мелиоратор приборов учёта тепловой энергии, о возложении обязанности на администрацию города Шимановска оборудовать котельную №5 пос.Мелиоратор, расположенную по адресу: город Шимановск, прибором учета тепловой энергии до 01 сентября 2019 года,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец, прокурор Шимановского района Куницкого К.А., действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Шимановский районный суд с административным исковым заявлением к администрации г. Шимановска о признании незаконным бездействия администрации города Шимановска Амурской области по факту непринятия мер к установке, в находящейся в собственности, котельной №5 посёлка Мелиоратор приборов учёта тепловой энергии, о возложении обязанности на администрацию города Шимановска оборудовать котельную №5 пос.Мелиоратор, расположенную по адресу: город Шимановск, прибором учета тепловой энергии до 01.09.2019 года.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Романов А.Д. административное исковое заявление поддержал и суду пояснил, что прокуратурой района по поручению прокуратуры Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка соблюдения муниципальными образованиями законодательства о теплоснабжении и энергосбережении в части готовности муниципальных образований района к отопительному периоду 2018-2019 годов. По результатам проверки установлено следующее. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту – ФЗ «О теплоснабжении») коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя - установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами. В соответствии со ст. 3 ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения. В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Из положений ч. 4 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Согласно ст. 24 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», начиная с 1 января 2010 года, муниципальные учреждения обязаны обеспечить снижение объема потребленных им энергоресурсов. Экономия средств используется для обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда. Указанные положения закона свидетельствуют о том, что оснащение муниципальных зданий приборами учета энергоресурсов, способное обеспечить контролирование использования этих ресурсов, приведет к оптимизации выполнения функций органа местного самоуправления. Согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 ФЗ «О теплоснабжении», владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Вместе с тем по результатам проверки установлено, что вопреки требованиям закона на котельной №5 пос.Мелиоратор приборы учета тепловой энергии отсутствуют. Собственник котельных - администрация г. Шимановска учет на указанных объектах не организовала. Данные нарушения стали возможными в связи с непринятием надлежащих мер по обеспечению снижении энергозатратности объектов теплоснабжения, учету энергии со стороны администрации, отсутствия надлежащего контроля за подчинёнными работниками, контролирующими эксплуатацию объектов теплоснабжения, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц. Указанные нарушения были выявлены прокуратурой района в ходе ранее проведенной проверки. 12.11.2018 прокурором района в адрес администрации города Шимановска внесено представление по факту отсутствия прибора учета тепловой энергии. Законные требования прокурора исполнены не были.
Бездействие администрации г. Шимановска выразившееся в непринятии мер по установлению в котельных приборов теплового учета нарушает принцип эффективного и рационального использования энергетических ресурсов и стимулирования энергосбережения. Просит суд признать незаконным бездействие администрации города Шимановска по факту непринятия мер к установке в находящейся в собственности котельной: № 5 пос. Мелиоратор прибором учета тепловой энергии. Обязать администрацию г. Шимановска Амурской области обязанность оборудовать котельную №5, инвентарный номер №, лит. А, расположенную по адресу Амурская область, город Шимановск, пос. Мелиоратор прибором учета тепловой энергии в срок до 01.09.2019 года.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г.Шимановска Амурской области Хабирова Т.А. административное исковое заявление не признала и суду пояснила, что согласно Свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ собственником котельной пос. Мелиоратор в г. Шимановске является муниципальное образование город Шимановск. Согласно выписке из ЕГРЮЛ ЗАО «Холдинг» предоставляет услуги по производству пара и горячей воды (тепловой энергии). В соответствии со статьёй 2 ФЗ «О теплоснабжении» ЗАО «Холдинг» является теплоснабжающей организацией, которая согласно Федеральному закону от 21.07.2011 №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» относится к объектам топливно-энергетического комплекса. Между Комитетом по управлению муниципальной собственностью администрации города Шимановска и ЗАО «Холдинг» заключен договор № аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору было заключено дополнительное соглашение № в соответствии с которым в аренду ЗАО «Холдинг» была передана котельная, общей площадью 145,1 кв.м., по адресу: город Шимановск, пос. Мелиоратор с инвентарным номером <данные изъяты>. Согласно условиям договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, от ДД.ММ.ГГГГ №, арендатор обязуется … производить за свой счет текущий и капитальный ремонт арендуемого имущества и нести расходы по его содержанию (п. 3.2.2). Из акта №А-А72-412 от ДД.ММ.ГГГГ проверки готовности к отопительному периоду 2018/2019 годов и справки к указанному акту следует, что на котельной № отсутствуют приборы учета произведенной и отпускаемой тепловой энергии. По данным, предоставленным ЗАО «Холдинг» на имя и.о. заместителя главы администрации города Шимановска В.Р. Усманова от ДД.ММ.ГГГГ исх. № следует, что в настоящее время проведение работ по установке приборов учета осуществить невозможно, в связи с прохождением отопительного периода. Мероприятия по установке приборов учета тепловой энергии и теплоносителя от Котельной №5 запланированы на май. Вместе с тем на основании акта № № от ДД.ММ.ГГГГ года проверки готовности к отопительному периоду 2018/2019 годов, муниципальному образованию город Шимановск выдан паспорт готовности к отопительному периоду 2018/2019 годов. Согласно ч. 5 ст. 19 ФЗ «О теплоснабжении» владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Статьей 606 ГК РФ установлено, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Как следует из п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», организацией, осуществляющей продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей), является теплоснабжающая организация.
Частью 4 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Требования настоящей статьи в части возложения на собственников объектов обязанности по организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к … системам централизованного теплоснабжения, … и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами (ч. 1 ст. 13 названного Закона).
Поскольку котельная, расположенная по адресу пос. Мелиоратор, введена в эксплуатацию в 1979 году, т.е. до принятия ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжающая организация ЗАО «Холдинг», которой на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № передана котельная №, расположенная в г. Шимановске пос. Мелиоратор с инвентарным номером 101040101, является владельцем источника тепловой энергии, постольку обязанность по организации учета используемых энергетических ресурсов возложена законодательством на владельцев источников тепловой энергии, т.е. на арендаторе котельной - ЗАО «Холдинг». Просит суд в удовлетворении административного искового заявления прокуратуры Шимановского района отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ЗАО «Холдинг» Лебедев Д.С. суду пояснил, что по котельная №5 в поселке Мелиоратор г.Шимановска была предоставлена ЗАО «Холдинг»в пользование по договору № аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ. Котельная была передана без установленных приборов учёта тепловой энергии. Учёт тепловой энергии с целью получения данных о количественном значении энергетических ресурсов действительно необходим. Была проведена проверка Ростехнадзора, выставлена претензия о наличии нарушения в связи с отсутствием прибора учёта тепловой энергии собственнику котельной, то есть администрации г. Шимановска. За установки прибора учёта тепловой энергии ЗАО «Холдинг» закупил необходимое оборудование, но процесс установки находит в зависимости от финансирования. Да настоящего времени счёта выставляются по нормативам.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ч.1 ст. 1).
Одними из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в соответствии со ст. 3 ФЗ «О теплоснабжении» являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами.
Согласно части 5 статьи 19 ФЗ «О теплоснабжении», владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
На основании ч. 2 ст. 20 ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Статьей 13 ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определено, что до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 4).
В силу ст. 20 ФЗ «О теплоснабжении», проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосстевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления (п. 2).
Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (п. 6).
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ здание с кадастровым номером 28-28-11/003/2010-641, расположенное по адресу: Амурская область, г. Шимановск, поселок Мелиоратор, в котором расположена котельная, является собственностью муниципального образования города Шимановска Амурской области.
На основании договора № аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, а также дополнительного соглашения № к договору № от ДД.ММ.ГГГГ, арендодатель МУ «Комитет по управлению муниципальной собственностью администрации г. Шимановска» предоставил арендатору ЗАО «Холдинг» за плату во временное пользование и владение здание котельной, расположенной по адресу: Амурская область, г. Шимановск, поселок Мелиоратор.
Сторонами в судебном заседании не оспаривался тот факт, что здание котельной в пос. Мелиоратор г. Шимановска не оборудовано прибором учёта тепловой энергии.
Суд также обращает внимание, что сторона ответчика доказательств о том, что котельная в пос. Мелиоратор г. Шимановска не подлежит оснащению приборами учета в силу характеристик, предусмотренных частью 1 статьи 13 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в нарушение статьи 56 ГПК РФ, суду не представила.
Довод административного ответчика о том, что стороной, обязанной совершить действия по оборудованию котельной приборами учёта тепловой энергии, является арендатор ЗАО «Холдинг», суд находит ошибочными и не принимает во внимание, поскольку такое мнение противоречит положениям части 4 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прямо возлагающей обязанность по оборудованию зданий, строений, сооружений и иных объектов, при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, исключительно на собственника такого здания или сооружения.
Поскольку администрацией г. Шимановск, осуществляющей полномочия собственника в отношении муниципального имущества, до настоящего времени не приняты меры к не выполнению требования действующего законодательства в части организации и установки оборудования приборов учета используемых энергетических ресурсов, суд находит доводы прокурора Шимановского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представителем истца установлен срок для выполнения возлагаемых на ответчика администрацию г. Шимановска обязанностей – до 01.09.2019 года. В свою очередь стороной ответчика иной срок для исполнения возложенным судебным актом обязанностей не предложен.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым удовлетворить исковое заявление прокурора Шимановского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, в полном объёме.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, ст.ст. 226-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Шимановского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Шимановска Амурской области по факту непринятия мер к установке, в находящейся в собственности, котельной №5 посёлка Мелиоратор приборов учёта тепловой энергии.
Возложить на администрацию города Шимановска Амурской области обязанность оборудовать котельную №5 посёлка Мелиоратор в городе Шимановске Амурской области прибором учета тепловой энергии в срок до 01 сентября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда через Шимановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: