Дело № 2-552/2012 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 октября 2012 года с.Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Филиппова О.П.,
при секретаре Дорофеевой Н.А.,
с участием представителя истца Кензап И.И.,
представителя ответчика Алаевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотухиной Л.К. к администрации <> сельсовета Каратузского района Красноярского края и Министерству социальной политики <> о признании незаконным решения об исключении из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности по восстановлению в очереди,
У С Т А Н О В И Л:
Золотухина Л.К. предъявила в суде иск к администрации <> сельсовета Каратузского района Красноярского края и Министерству социальной политики <> о признании незаконным решения об исключении из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности по восстановлению в очереди, указав, что является вдовой участника Великой Отечественной Войны З., с которым проживала до дня смерти супруга в <>. В настоящее время она проживает в д.<> в доме, который не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации <> сельсовета от <> <>-П она снята с учета (исключена из очереди) нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.к. проживает на жилой площади Кензап Н.И. Поскольку право собственности Кензап Н.И. на жилой дом в д.<> не зарегистрировано и собственного жилья она не имеет, то исключение ее из очереди считает незаконным. В этой связи Золотухина Л.К. просит суд признать незаконным исключение ее из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложить на ответчиков обязанность восстановить ее в указанной очереди с <>.
В судебном заседании представитель истца Кензап И.И. иск поддержал и просил удовлетворить его в полном объеме, пояснив, что его мать Золотухина Л.К. является вдовой ветерана Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов З., умершего <>.
До смерти супруга Золотухина Л.К. проживала вместе с ним в <>. После смерти мужа, истец осталась проживать в этом доме одна, а в 2006 году продала дом и переехала жить к сыну Кензап Николаю Игнатьевичу, в его дом в д.<>. Право собственности Кензап Н.И. на указанный жилой дом не зарегистрировано, собственного жилья у истца также нет. Кроме того, из-за допущенных ошибок в личных документах, истец формально не является матерью Кензап Н.И., т.е. проживает у постороннего человека. В прошлом году у Кензап Н.И. скончалась жена, он собирается уехать и Золотухина Л.К. фактически останется на улице. Поскольку документально не подтверждено наличие у истца жилого помещения, Золотухина Л.К. нуждается в улучшении жилищных условий. Согласно акту обследования помещения <> от <>, жилой дом по <> в д.<> не соответствует санитарно-гигиеническим нормам, в связи с чем, Золотухина Л.К. с <> администрацией <> сельсовета была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий, а постановлением администрации от <> <>-П Золотухина Л.К. незаконно снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Другие вдовы ветеранов уже обеспечены жильем, а права истца нарушаются ответчиками. Иск просил удовлетворить, признать незаконным исключение Золотухиной Л.К. из очереди на получение льготного жилого помещения и обязать ответчиков восстановить истца в очереди на получение льготного жилья.
Представитель ответчика – глава <> сельсовета <> Алаева Е.Н. в суде возражала против иска и пояснила, что на территории сельсовета проживают 15 вдов ветеранов ВОВ, 12 из них обеспечены жильем. Золотухина Л.К. в 2010 году также была поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, а <> снята с учета ввиду того, что изначально была поставлена в очередь неправомерно. Ранее она проживала в <>, после смерти супруга в 2002 году оставалась проживать в указанном доме до 2006 года. Затем она продала дом и переехала жить в дом к сыну Кензап Н.И. в д.<> на <>. <> Золотухина Л.К. обратилась с заявлением о постановке ее в очередь для улучшения жилищных условий как вдову ветерана ВОВ. Актом от <> ее жилищные условия были обследованы, и дом по <> в д.<> был признан не соответствующим санитарно-гигиеническим нормам, т.к. в доме отсутствовала вода, в связи с чем, Золотухина Л.К. была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий. В настоящее время дом благоустроен по первой категории применительно к местности, имеет два уровня, первый из которых жилой, площадью более 80 кв.м., в доме проживают три человека, и Золотухина Л.К. в соответствии с действующим законодательством не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем и была снята с соответствующего учета. В удовлетворении иска просила отказать.
Представитель ответчика - Министерства социальной политики <> Пашинова Г.Е. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства, представив письменные возражения относительно иска, из которых следует, что Министерство социальной политики <> не является надлежащим ответчиком по делу ввиду того, что нормами Жилищного кодекса РФ и Закона Красноярского края «О порядке ведения органам местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края», решение вопросов постановки (снятия) граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий отнесено к ведению органов местного самоуправления и министерство этими вопросами не занимается. В этой связи, просила в удовлетворении иска Золотухиной Л.К. к министерству оказать.
Заслушав объяснения представителя истца и представителя ответчика, обсудив доводы письменных возражений Министерства социальной политики <>, исследовав материалы дела, суд не находит оснований к удовлетворению иска.
Как установлено в суде из объяснений представителей сторон и сведений о регистрации по месту жительства, указанных в паспорте истца, Золотухина Л.К. проживает в жилом <> в д.<> с <>, принадлежащем Кензап Н.И.
Представители сторон в суде и истец в ходе судебного заседания 25.09.2012 подтвердили, что Кензап Н.И. является сыном Золотухиной Л.К.
Согласно п.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Таким образом, Золотухина Л.К. является членом семьи собственника жилого дома, в котором она проживает.
Постановлением администрации <> сельсовета от <> <>-П Золотухина Л.К., вдова участника ВОВ была принята на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Постановлением администрации <> сельсовета от <> <>-П Золотухина Л.К. снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
В соответствии с п.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пунктов 1 и 2 ст.50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Постановлением администрации <> сельсовета от 20.11 2006 № 18-П «Об установлении учетной нормы жилого помещения» на территории Черемушинского сельсовета установлена учетная норма жилого помещения в размере 18 кв.м. на 1 человека.
Из объяснений сторон следует, что в жилом доме по <> в д.<> проживают три человека, Кензап Николай Игнатьевич, его сын К. и Золотухина Л.К..
Согласно акту обследования помещения от <> и заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания <> от <>, жилой дом в д.<> по <> построен в двух уровнях, первый уровень жилой, площадь отапливаемого помещения 81 кв.м. Дом пригоден для проживания.
По сообщению ООО «<>» абоненту Кензап Н.И., с которым вместе проживают К. и Золотухина Л.К. оказывается услуга по водоснабжению без заключения договора, по первой категории благоустройства дома (имеется ванна, раковина, мойка кухонная, унитаз).
Сведений о наличии у Золотухиной Л.К. тяжелой формы хронического заболевания, при которой совместное проживание с ней невозможно, суду не представлено.
Таким образом, Золотухина Л.К. как член семьи собственника жилого помещения обеспечена жилой площадью в размере, не менее установленной учетной нормы на человека (81:3=27 кв.м.), в благоустроенном применительно к данной местности жилом помещении, пригодном для проживания и не является нуждающейся в жилом помещении.
При этом исходя из фактических обстоятельств дела, отсутствие у Кензап Н.И. документа о государственной регистрации его права собственности на указанный жилой дом и ошибки в личных документах, подтверждающих родство истца и Кензап Н.И., в данном случае не являются основанием к признанию Золотухиной Л.К. нуждающейся в жилом помещении.
В этой связи, решение администрации Черемушинского сельсовета о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, суд находит правомерным, а требования истца, не основанными на законе.
Согласно п.3 ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Министерство социальной политики <> не является органом, осуществляющим принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, в связи с чем, не может являться надлежащим ответчиком по предъявленному иску.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе Золотухиной Л.К. в удовлетворении иска.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Золотухиной Л.К. отказать в удовлетворении иска к администрации <> сельсовета <> и Министерству социальной политики <> о признании незаконным решения об исключении из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности по восстановлению в очереди.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца после принятия в окончательной форме, через суд принявший решение.
Председательствующий