Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3748/2015 ~ М-4253/2015 от 27.10.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2015 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего       Васильковской О.В.,

при секретаре                         Тимофеевой М.А.,

с участием административного истца Пискуновой В.А., действующей на основании устава,

заинтересованного лица Карпович В.Г.,

представителя административного ответчика Виденко М.А.,

рассмотрев в судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению потребительского кооператива «Погребной кооператив «Звезда» к администрации г. Томска о признании незаконным решения о возврате без исполнения заявления на приобретение земельного участка и обязании администрации г. Томска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов потребительского кооператива «Погребной кооператив «Звезда» при рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка по адресу: ...,

УСТАНОВИЛ:

Потребительский кооператив «Погребной кооператив «Звезда» (далее кооператив) обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Томска о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, исх. , о возврате без исполнения заявления на приобретение земельного участка по адресу: <адрес> (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) и обязании администрации г. Томска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов потребительского кооператива «Погребной кооператив «Звезда» при рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ кооперативом подано заявление в администрацию г.Томска, вх. , о приобретении земельного участка по адресу: <адрес> в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ. Поскольку ответами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ администрация г.Томска отказалась рассматривать указанное заявление, кооператив обратился за защитой своих прав в суд, решениями ... районного суда г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ суд возложил на администрацию г.Томска обязанность рассмотреть заявление по существу. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ администрация г.Томска возвратила заявление от ДД.ММ.ГГГГ на основании того, что к заявлению не приложены копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на овощехранилище. Считает принятое решение незаконным по следующим причинам. Подземное овощехранилище построено и эксплуатируется на настоящий момент за счет средств кооператива (вступительных и членских взносов членов кооператива). В соответствии с Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утв. Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 № 475, в администрацию г.Томска кооператив представил копию технического паспорта и копию решений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Администрация г.Томска в письме от ДД.ММ.ГГГГ указала на недостаточность представленных документов, не конкретизировав, какие именно документы должны быть предоставлены.

В судебном заседании административный истец в лице председателя потребительского кооператива «Погребной кооператив «Звезда» ПискуноваВ.А. требования поддержала.

Представитель административного ответчика администрации г. Томска Виденко М.А. требования не признал, в отзыве на административное исковое заявление указано, что представленный кооперативом технический паспорт является инвентаризационно- техническим документом и не может подтверждать право собственности кооператива на капитальный объект- овощехранилище. Полагает, что оспариваемое решение вынесено администрацией г.Томска обоснованно, в соответствии с предоставленными ей полномочиями.

Заинтересованное лицо Карпович В.Г. с требованиями согласился, указав, что кооперативом были выполнены все условия, чтобы считать данное строение своей собственностью, на основании действующего на тот момент положения об эксплуатации и строительству подземных овощехранилищ г.Томска. Полагает, что технический паспорт является документом, подтверждающим право собственности кооператива на данное строение.

Суд, выслушав явивших лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, находит заявление не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно при влечены к ответственности.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ кооператив обратился в администрацию г. Томска с заявлением, , о предоставлении в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ земельного участка по адресу: <адрес>. (л.д.4).

Решением ... районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным решение администрации Города Томска об отказе в предоставлении кооперативу земельного участка, оформленного письмом первого заместителя Мэра Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34-37).

По результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ, , и во исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ письмом заместителя Мэра г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ, , заявление кооператива о предоставлении земельного участка, испрашиваемого для эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимости, возвращено заявителю без рассмотрения по существу на основании п.3 ст. 39.17 ЗК РФ, указано, что к заявлению не приложены документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение (л.д.5-6).

В соответствии со ст. 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. (пункт 1)

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (п.п.6 п.2).

Статья 36 Земельного кодекса РФ, на которую ссылался кооператив в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, утратила силу с 01.03.2015 года, то есть на момент принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ не действовала.

Согласно п.1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно ст.39.17 Земельного кодекса РФ, регламентирующей предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

7) цель использования земельного участка;

8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;

9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;

10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем. (пункт 1 статьи 39.17).

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В случае подачи заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 или подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 настоящего Кодекса к этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие надлежащее использование такого земельного участка и предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (пункт 2 статьи 39.17).

П.п. 1 и п.п.4-6 п.2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ указывают на следующие документы:

документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

Для приобретения земельного участка по п.п.6 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ согласно Перечню, утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» предоставляются заявителем следующие документы:

документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРП,

документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП,

сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров,

кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке,

кадастровый паспорт здания, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке,

кадастровый паспорт помещения, в случае обращения собственника помещения, в здании, сооружении, расположенного на испрашиваемом земельном участке,

выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок и расположенных на нем объектов недвижимого имущества либо уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений,

выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем,

выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем.

Из заявления кооператива от ДД.ММ.ГГГГ, , следует, что к нему были приложены следующие документы:

копия решения исполкома Томского горсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О строительстве домоуправлением по <адрес> кооперативного подземного овощехранилища на ... мест» (л.д.4),

копия государственного акта на право пользования землей ,

копия решения исполкома ... райсовета от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении кооператива по строительству подземных коллективных овощехранилищ для жильцов дома по <адрес>» (л.д.12),

копия технического паспорта,

копия кадастровой выписки о земельном участке,

копия справки об отсутствии «Домоуправления »,

копия справки об отсутствии в ЕГРП сведений,

копия выписки из Единого адресного реестра г.Томска.

Суд соглашается с администрацией г.Томска в том, что документ, подтверждающий право собственности кооператива на объект капитального строительства- овощехранилище приложен к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ не был.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

В рассматриваемом случае речь идет о вновь созданном (построенном) объекте капитального строительства до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ. На момент изготовления технического паспорта объекта строительства, то есть предполагаемой даты завершения строительства, на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-10), действовало постановление Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" (далее - постановление Совета Министров СССР) и строительные нормы и правила "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" (СНиП 3.01.04-87), утвержденные постановлением Госстроя СССР от 21.04.1987 № 84.

В соответствии с пунктом 4.24 СНиПа 3.01.04-87 приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами. Согласно пункту 4.27 СНиПа 3.01.04-87 акт государственной приемочной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию утверждается решением органа, назначившего комиссию.

В соответствии с действовавшей на момент строительства Инструкцией «О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР», утв. Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21.02.1968 № 83, основными документами, устанавливающими право собственности на строения, являлись:

а) акты о предоставлении земельных участков в бессрочное пользование для капитального строительства и последующей эксплуатации, предусмотренные Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 01.08.1932 "О предоставлении учреждениям, предприятиям и организациям обобществленного сектора земельных участков для строительства на праве бессрочного пользования";

б) правительственные и ведомственные акты (постановления и распоряжения), а также решения исполкомов местных Советов депутатов трудящихся о передаче зданий и сооружений, предусмотренные Постановлением СНК СССР от 15.02.1936 "О порядке передачи государственных предприятий, зданий и сооружений";

в) реестры муниципализированных строений и списки национализированных строений, составленные в порядке работ по распределению национализированных и муниципализированных строений на основе Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 30.11.1925 с изменением, внесенным Постановлением от 10. 02.1933;

г) акты о демуниципализации строений;

д) решения предусмотренных законом органов о передаче бесхозяйных и конфискованных домов в фонд местных Советов (ст. 143 ГК РСФСР);

е) нотариально удостоверенные договоры о праве застройки (заключенные до 26.08.1948);

нотариально удостоверенные договоры о предоставлении земельных участков под строительство жилых домов на праве личной собственности (заключенные после 26.08.1948);

нотариально удостоверенные договоры о предоставлении жилищно-строительным коллективам индивидуальных застройщиков земельных участков под строительство жилых домов;

ж) нотариально удостоверенные (или засвидетельствованные коммунальными органами за время 1931 - 1936 гг.) договоры купли-продажи (в том числе с условием пожизненного содержания продавца), мены и дарения строений;

з) нотариальные свидетельства или вступившие в законную силу решения суда, устанавливающие право наследования;

и) вступившие в законную силу решения и определения суда или постановления арбитража, подтверждающие право собственности на строения или право застройки (до 26.08.1948) и о передаче бесхозяйственно содержимых домов в фонд местных Советов;

к) выписки из реестров государственных нотариальных контор об удостоверении договоров купли-продажи, мены и дарения, а также о выдаче свидетельств о праве на наследство и других нотариальных документов, устанавливающих переход права собственности на строения и права застройки (до 26.08.1948), если выписки содержат все необходимые данные, подтверждающие переход права собственности и права застройки;

л) копии актов о продаже домов граждан с публичных торгов;

м) свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выданные государственной нотариальной конторой;

н) нотариально удостоверенные договоры о разделе жилых домов между супругами (в отношении бывшей сельской местности - зарегистрированные в сельском Совете);

о) решения товарищеских судов о разделе жилых домов между супругами;

п) регистрационные удостоверения коммунальных органов (параграф 8 Инструкции).

При отсутствии подлинных документов или надлежаще заверенных копий, устанавливающих право собственности на строения, документами, косвенно подтверждающими это право, могут служить:

а) обязательства по банковским ссудам, выданным на строительство жилых домов;

б) инвентаризационно-технические документы, в том случае, когда в тексте этих документов имеется точная ссылка на наличие у собственника надлежаще оформленного документа, подтверждающего его право на строение;

в) платежные документы об оплате земельной ренты и налога со строений, а также страховые полисы;

г) выписки (справки) о внесении стоимости строений в балансы учреждений, предприятий и организаций, в фактическом владении и пользовании которых находятся эти строения;

д) акты государственных комиссий о приемке законченных строительством зданий в эксплуатацию;

е) договоры о праве застройки, заключенные отделами коммунального хозяйства до 26.08.1948 (в нотариальном порядке не оформленные), а также относящиеся к этому времени решения исполкомов местных Советов депутатов трудящихся об отводе гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства - в случаях невозможности оформления договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома на праве личной собственности. (параграф 9 Инструкции)

Административный истец полагает, что документом, подтверждающим право собственности, являлся в данном случае технический паспорт.

Технический паспорт является инвентаризационно-техническим документом, документом технического учета и сам по себе не удостоверяет прав на здание. В данном случае представленный кооперативом технический паспорт (л.д.7-11) не имел ссылки на наличие у кооператива надлежаще оформленного документа, подтверждающего его право на строение, поэтому обоснованно не был принят администрацией г.Томска в качестве доказательства право собственности кооператива на объект.

Государственный акт на право пользования землей (л.д.68-70) также не мог быть принят в качестве такого доказательства, поскольку предоставлял земельный участок кооперативу в бессрочное пользование для строительства, но не последующей эксплуатации объекта.

Согласно пп. 1.3 ст. 25 Устава г. Томска (принят решением Думы города Томска от 04.05.2010 N 1475), администрация города Томска является органом местного самоуправления.

Согласно пп. 38 Устава г. Томска Администрация города Томска является исполнительно-распорядительным органом Города Томска.

В соответствии с п.п. 1.35 п.1 ст.40 Устава г. Томска, Администрация г. Томска осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно п.3 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Таким образом, оспариваемое решение вынесено в соответствии с законом и в пределах полномочий органа местного самоуправления, права либо свободы кооператива не были нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования заявлению потребительского кооператива «Погребной кооператив «Звезда» к администрации г. Томска о признании незаконным решения о возврате без исполнения заявления на приобретение земельного участка и обязании администрации г. Томска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов потребительского кооператива «Погребной кооператив «Звезда» при рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка по адресу: г. Томск оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Судья: О.В. Васильковская

2а-3748/2015 ~ М-4253/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Погребной кооператив Звезда Потребительский кооператив
Ответчики
Администрация города Томска
Другие
Тарасенко Наталья Сергеевна
Карпович Виталий Геннадьевич
Виденко Марина Александровна
Пискунова Валентина Александровна
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Васильковская О. В.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
28.10.2015Регистрация административного искового заявления
28.10.2015Передача материалов судье
29.10.2015Решение вопроса о принятии к производству
29.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2015Подготовка дела (собеседование)
12.11.2015Подготовка дела (собеседование)
12.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2015Судебное заседание
27.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2016Дело оформлено
12.05.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее