Решение по делу № 02а-5711/2016 от 07.10.2016

 Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М   Р О С С И Й С К О Й    Ф Е Д Е Р А Ц И И

 

21 декабря 2016 года 

Хорошевский районный суд г.Москвы 

В составе председательствующего судьи Жедачевской И.Н.

При секретаре Портновой Д.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело  2а -5711/16 по административному иску Макарченко А С, Незнанова А В , Макаровой Ю В , Макарова В П  , Чигиревой О Г  ,Писляковой В А, Пронского И Ю, Пронского М Ю, Ступицыной Ю А , Семеновой Н П , Вадясова А И , Сливаевой Е В , Слепокуровой И В , Петуховой Ю В , Кураковой Н Б, Савельевой Т А  к Префектуре СЗАО г.Москвы, Правительству Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным бездействия,   

У С Т А Н О В И Л :

        Административные истцы обратились в суд с вышеуказанным иском к административным ответчикам, с учетом уточнений ссылаясь на то, что поводом для обращения с указанным административным исковым заявлением стала  информация Департамента городского имущества г. Москвы о предстоящем сносе многоквартирных жилых домов по адресу: адрес   и переселении жильцов в апреле * Постановлением Правительства Москвы  419-ПП «О проекте планировки территории квартала 75 района Хорошево-Мневники города Москвы (Северо-Западный административный округ от 20 мая 2008 г. на Префектуру СЗАО г. Москвы и Департамент жилищной политики г. Москвы (в настоящее время Департамент городского имущества г. Москвы) была возложена обязанность до 2011 года (п. 1.4) обеспечить подготовку и выпуск правового акта о порядке сноса жилых домов и нежилых помещений и переселения жителей и зарегистрировать его в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и письменно уведомить об этом собственников. В приложении  6 к поименованному распоряжению, среди других домов, указаны корпуса адрес . Согласно  Положению о  Префектуре административного  округа  г.  Москвы, утвержденному Постановлением Правительства Москвы  157-ПП от 24 февраля 2010 «О полномочиях территориальные органов исполнительной власти города Москвы» Префектура г. Москвы, осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность в области жилищной политики (пункт 2.5.8.):  организует совместно с заказчиками, инвесторами, управами районов, в связи с освобождением (отселением) жилых домов, информирование граждан о принятом Правительством Москвы правовом акте об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов жилищного и нежилого фондов для государственных нужд города Москвы, о проведении капитального ремонта с отселением граждан; о переводе жилого дома, признанного непригодным для проживания, в нежилой фонд или знании в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу. В соответствии со ст. 4 Закона города Москвы  21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» основанием для освобождения жилых домов является правовой акт Правительства Москвы, принимаемый в связи с: (пункт 1 подпункт 4) изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных    нужд    в    случаях,  предусмотренных    федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов. Согласно пункту 6 ст. 4 Закона граждане, освобождающие жилые помещения, уведомляются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы о принятом правовом акте письменно в течение двух недель после даты принятия правого акта. Собственник жилого помещения (жилого дома) не позднее чем за год до предстоящего  изъятия данного жилого  помещения  (жилого дома) должен  быть уведомлен в письменной форме о принятом правовом акте об изъятии принадлежащего ему жилого помещения (жилого дома), о дате осуществленной в соответствии с частью 5 настоящей статьи государственной регистрации такого правового акта уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, принявшим правовой акт об изъятии.  Таким  образом, в силу приведенных правовых актов обязанность по обеспечению  подготовки  правового акта о порядке сноса жилых домов и нежилых помещений и переселения жителей корпусов адрес  была возложена, в том числе на Префектуру СЗАО г. Москвы. В связи с чем, истцы просят суд признать незаконным бездействие Префектуры СЗАО г.Москвы, выразившееся в уклонении об обязанностей до 2011 года обеспечить подготовку правого акта Правительства Москвы о порядке сноса жилых домов м нежилых помещений и переселения жителей многоквартирных домов, по адресам: адрес  и не уведомления в письменном виде административных истцов по настоящему делу о принятом Правительством Москвы правовом акте; признать незаконным бездействие Департамента городского имущества г. Москвы,  выразившееся   в  уклонении  от  разработки   и  выпуска   правового  акта принимаемого в связи с изъятием или использованием части или всего земельного участка для   государственных   (городских)  или   муниципальных  нужд  в  случаях, предусмотренных   федеральным   законодательством   и   законодательством   города Москвы, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов по адресам: адрес; признать незаконным бездействие Департамента городского имущества г. Москвы,  выразившееся  в уклонении  от регистрации  в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним указанного правого акта, а также письменного уведомления об этом административных истцов; обязать Департамент городского имущества г. Москвы разработать и выпустить правовой акт, принимаемый в связи с изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных   федеральным   законодательством   и   законодательством   города Москвы, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов  по адресам: адрес; обязать   Департамент   городского   имущества   г.  Москвы   произвести государственную регистрацию правового акта об изъятии жилых помещений (жилых домов) по адресам: адрес ., в связи с изъятием земельного участка, в органе осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество сделок с ним; обязать Департамент городского имущества г. Москвы и Префектуру СЗАО г. Москвы письменно уведомить административных истцов о принятом правовом акте в течение двух недель после даты принятия правового акта.

        Административные истцы Незнанов А.В., Макарова Ю. В., Макаров В. П. , Чигирева О.Г., Пислякова В.А., Пронский И. Ю., Пронский М. Ю., Ступицына Ю. А., Семенова Н.П., Вадясов А.И., Сливаева Е.В. Слепокурова И. В., Петухова Ю. В., Куракова Н. Б., Савельева Т.А. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещен.

Административный истец и представитель административных  истцов Макарченко А.С.  поддержал заявленные уточненные требования, просил их удовлетворить, пояснил, что в соответствии с постановлением Правительства г. Москвы  419-ПП до 2011 года Префектуре СЗАО г. Москвы совместно с ДЖП и ЖФ г. Москвы необходимо было разработать проект нормативного акта о порядке переселения района. Обязанность была возложена на Префектуру и ДГИ г. Москвы постановлениями Правительства г. Москвы ( 99-ПП). Обязанность Правительства г. Москвы выпускать правовые акты возложена законом г. Москвы, положением о Правительстве г. Москвы. Проект о порядке переселения должен быть разработан, утверждён в Правительстве, после чего он должен быть зарегистрирован в Росреестре. В течение двух недель жильцы должны быть уведомлены о данном акте, после чего начинает течь годичный срок, в течение которого должны урегулироваться отношения с собственниками по изъятию у них жилых помещений. Этот год отведён на предложения выкупить квартиру или предоставить равноценное жилое помещение. Единственным основанием для изъятия квартиры у собственника является её выкуп, если не достигнуто соглашение по выкупу, можно предложить равноценное жильё. Этого всего сделано не было. Правовой акт не подготовлен, не выпущен, Правительство г. Москвы его не подписало и не зарегистрировало в установленном порядке, административные истцы не были уведомлены о предстоящем переселении. О переселении узнали из писем Департамента, в которых он необоснованно ссылается на постановления  464-ПП и  630-ПП. Указанные нормативные акты не имеют отношения к акту, который был постановлен постановлением  419-ПП, они являются общими для всего Московского региона, в этих актах не поименованы дома, которые подлежат изъятию. Данные акты не зарегистрированы в органах УФРС, о них не уведомлены административные истцы. В настоящее время в отсутствие установленного законом нормативного акта об изъятии жилья, административные истцы лишены возможности на получение выкупной цены. Все права административных истцов нарушены. Изложенные положения о порядке изъятия жилья подтверждены Постановлением Верховного суда «О порядке применения норм ЖК РФ». Полагал,  что имеет место бездействие административных ответчиков, невыполнение ими обязанности по подготовке и выпуску правового акта Правительства г. Москвы о порядке изъятия жилых помещений у административных истцов, данный акт не зарегистрирован в УФРС, о нём не уведомлены под роспись административные истцы. Допущены нарушения действующего законодательства. Полагал, что срок исковой давности в данном случае не подлежит применению, поскольку о нарушении своих прав истцы узнали из писем ДГИ г. Москвы, датированными апрелем 2016 года, а в течение трёх месяцев административные истцы обратились с административным исковым заявлением в суд, в связи с чем не пропустили срок исковой давности.

Представитель административного ответчика Префектуры СЗАО г. Москвы  по доверенности Табагуа Д.Н. с заявленными требованиями не согласен, пояснил, что Префектура СЗАО г. Москвы является территориальным органом исполнительной власти, подведомственным Правительству г. Москвы. Выпуск распоряжений и предоставление площадей для переселения не входит в полномочия Префектуры. Реконструкция квартала ведётся за счёт средств инвестора наименование организации  переселение жителей и снос оставшихся в квартале домов, подлежащих сносу, планируется осуществить в III-IV кварталах 2016 года на площади, предоставленные инвестором. Обязанность по подготовке проекта правового акта возложена на ДГИ г. Москвы, обязанность утвердить и зарегистрировать возложена на Правительство г. Москвы. Также просили о применении сроков исковой давности к заявленным требованиям (л.д.185-187)

Представитель административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Федоров И.С. возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что переселение осуществляется в соответствии с постановлениями  и . Что касается издания иных нормативных актов, в пределах своей компетенции по каждому собственнику и нанимателю были выпущены отдельные распоряжения о предоставлении жилой площади. Данные распоряжения выпускались вместе с выдачей смотровых талонов на данную жилую площадь. Есть смотровые талоны, где указывается предоставляемая площадь, где граждане указывают, согласны они с предоставляемой жилой площадью или нет. Полагал, что в данном случае бездействия со стороны административных ответчиков не усматривается.

Представитель административного ответчика Правительства Москвы в  судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил, возражений на иск не представил.

 Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, извещалось судом надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил, возражений на иск не представил.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле,  изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Как следует из материалов дела, административные истцы являются собственниками жилых помещений по адресу: адрес (л.д.38-93).

В соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 29.06.1999  581-ПП «О комплексной реконструкции микрорайонов * района Хорошево-Мневники Северо-Западного административного округа» и от 20.05.2008  419-ПП «О проекте планировки территории квартала * района Хорошево-Мневники города Москвы (СЗАО осуществляется реконструкция * кварталов района Хорошево-Мневники. Снос данных жилых домов, серии *, предусмотрен указанным проектом планировки.

На основании инвестиционного контракта  (регистрационный   ) реконструкция квартала * ведется за счет средств инвестора наименование организации

Переселение жителей и снос оставшихся в квартале домов, подлежащих сносу, планируется осуществить в III-IV кварталах * на площади, предоставленные инвестором  наименование организации (корпус * квартала * адрес

Вопросы распределения площадей и оформления документации для переселения жителей отнесены к компетенции Департамента городского имущества города Москвы. Согласно Положению о Департаменте городского  имущества города Москвы, утвержденном  постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г. 99-ПП, Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы .

В силу п.1 ст. 13 Закона города Москвы «О Правительстве Москвы» (с изменениями на 24 декабря 2014 года) правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования.

Закон г. Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 «О правовых актах города Москвы»  который устанавливает систему правовых актов города Москвы, определяет общие требования к их разработке, опубликованию, вступлению в силу, реализации и систематизации, проведению экспертизы проектов правовых актов города Москвы и осуществлению правового мониторинга в городе Москве. Требования настоящего Закона также распространяются на правовые акты государственных органов города Москвы, не указанные в настоящем Законе, в части, не урегулированной федеральными законами и законами города Москвы, определяющими статус соответствующих государственных органов города Москвы.

Из объяснений стороны истцов следует, что правовым актом правительства Москвы , на основании  которого  уполномоченные  органы исполнительной власти города Москвы  принимают решение по каждому  жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию является Постановление Правительства Москвы  419-ПП « О проекте  планировки территории  квартала * района Хорошево-Мневники города Москвы ( Северо-Западный административный округ) *, согласно которому  именно на Префектуру СЗАО г.Москвы, была возложена обязанность * ( п.1.4) обеспечить подготовку и выпуск правового акта о порядке сноса жилых  домов и нежилых помещений и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и письменно уведомить об этом собственников. Однако вопреки требованиям приведенных правовых норм , Префектом СЗАО г.Москвы было допущено нарушение процедуры изъятия  у собственников жилых помещений , расположенных в многоквартирных домах по адресу: адрес, в связи с чем права собственников  жилых помещений были нарушены.

Стороной Префектуры СЗАО г.Москвы заявлено о применении сроков исковой давности.    

В соответствии с п.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Во исполнения постановления Правительства Москвы от 20.01.98  48 « О ходе реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда города до 2000 года» префектурой СЗАО г.Москвы принято решение о привлечении инвесторов для внебюджетных источников  финансирования программы комплексной реконструкции пятиэтажного жилищного фонда и строительства «стартовых» жилых домов в микрорайонах * района  Хорошево-Мневники.  Учитывая необходимость ускорения решения вопросов комплексной реконструкции пятиэтажных жилых домов, замены устаревшего жилищного фонда и преодоление жилищной проблемы в СЗАО , Правительство Москвы издает Постановлением от 29 июня 1999 г.  581 « О комплексной реконструкции микрорайонов * района Хорошево-Мневники СЗАО г.Москвы» . Постановлениями правительствам Москвы от 08.07.2014  387-ПП, от 25.02.2015  83-ПП, от 15.07.2015  443-ПП в вышеуказанное постановление вносятся изменения.

Перечень объектов сноса и нового строительства  определяется при корректировке проекта планировки квартала, выполняемой  на основании постановления Правительства Москвы от 2 сентября 2003 года  739-ПП « О корректировке проекта планировки * квартала района Хорошево-Мневники  Северо-Западного административного округа».  Правительством Москвы принимаются меры по реализации инвестиционного проекта комплексной реконструкции микрорайонов *  района Хорошево-Мневники.

Вышеуказанные документы являются общедоступными , печатаются на официальном сайте Правительства Москвы и  в Вестнике Мэра и Правительства Москвы. 

Таким образом, суд приходит к выводу, что административными истцами пропущен  процессуальный срок для обжалования бездействия , а доводы административных истцов о том, что о нарушении своих прав они узнали лишь в апреле *, получив письма из Департамента городского имущества г. Москвы суд признает голословными. В случае несогласия административных истцов с распорядительными документами Департамента городского имущества города Москвы , он не лишены возможности оспаривать их в установленном законом порядке , избрав надлежащий способ защиты прав собственников.

Кроме того, для признания недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Со стороны административных истцов не представлено  доказательств того, что действием (бездействием)  административных ответчиков нарушены их права или законные интересы , а также созданы препятствия в осуществлении своих прав и ( или) законных интересов.

Оценивая вышеизложенное, в его совокупности и с учетом требований ст.ст. 59-62 КАС РФ  суд  приходит к выводу, что заявленные требования административных истцов не состоятельны и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд ,

 

Р Е Ш И Л :

        В удовлетворении административного иска Макарченко А С , Незнанова А В , Макаровой Ю В , Макарова В П  , Чигиревой О Г , Писляковой В А , Пронского И Ю, Пронского М Ю, Ступицыной Ю А, Семеновой Н П , Вадясова А И , Сливаевой Е В , Слепокуровой И В , Петуховой Ю В , Кураковой Н Б, Савельевой Т А  к Префектуре СЗАО г.Москвы, Правительству Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным бездействия, обязании разработать , выпустить и зарегистрировать правовой акт, обязании уведомить собственников многоквартирных домов об издании правового акта отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Хорошевский районный суд г.Москвы.

 

Судья                                                        И.Н. Жедачевская

21.12.2016
Решение
27.12.2016
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее