РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-1150/2012
26 июля 2012 года город Саяногорск
Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Плетневой Т.А.,
при секретаре Кожиной Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комаровой Е.А. к Муниципальному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению «Саяногорская городская больница № 2» о взыскании недоплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Комарова Е.А. обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению «Саяногорская городская больница № 2» (далее МБЛПУ «СГБ № 2») о взыскании недоплаченной заработной платы, мотивируя исковые требования тем, что с 2011 года она работает <данные изъяты> в МБЛПУ «СГБ № 2». Работодатель начисляет ей районный коэффициент и процентную надбавку на фактический заработок. Считает, что включение компенсационных выплат в размер заработной платы, общая сумма которой ниже МРОТ, нарушает ее права и не соответствует нормам и положениям Конституции РФ и трудовому законодательству. Просила взыскать не доначисленную и не выплаченную заработную плату за март, апрель, май 2012 года в размере <данные изъяты> рублей.
Истица Комарова Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель истицы Комаровой Е.А. по доверенности Медюк Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, привела те же доводы, что и в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика МБЛПУ «СГБ № 2» по доверенности Метелева Н.В. иск не признала, пояснила, что начисление районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в Республике Хакасия производится на фактический заработок, в состав которого включаются надбавки и доплаты к должностным окладам, а также премии, предусмотренные системой оплаты труда. Доплата до гарантированного РФ МРОТ осуществляется при условии, не достижения суммы всех начислений, включая начисления районного коэффициента, надбавки за работу в особых климатических условиях до МРОТ. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Администрации муниципального образования г. Саяногорск в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад - базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае не менее 4 611 руб.).
При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (статья 164 ТК РФ).
Оценивая требования истицы о взыскании не доначисленной и не выплаченной заработной платы, суд приходит к следующему.
Приказом по МБЛПУ «СГБ № 2» № от ДД.ММ.ГГГГ Комарова Е.А. принята на должность <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ между Комаровой Е.А. и МБЛПУ «СГБ № 2» заключен трудовой договор №.
Согласно пункта 6.1 трудового договора, ее базовый оклад установлен в размере <данные изъяты> рублей; повышающий коэффициент за квалификационную группу - <данные изъяты> районный коэффициент к заработной плате - <данные изъяты> надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям - <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ между Комаровой Е.А. и МБЛПУ «СГБ № 2» заключен трудовой договор №
Пунктом 1.2 трудового договора предусмотрено место работы - <данные изъяты>, пунктом 1.3 предусмотрена трудовая функция - <данные изъяты>.
Согласно пункта 3.1 трудового договора, за выполнение трудовой функции работнику устанавливается базовый оклад в размере <данные изъяты> рублей; повышающий коэффициент за квалификационную группу - <данные изъяты> надбавка за вредные условия труда в размере <данные изъяты> районный коэффициент к заработной плате - <данные изъяты> надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям - <данные изъяты>
Расчет недоплаченной и невыплаченной заработной платы за март в размере <данные изъяты> рублей, за апрель в размере <данные изъяты> рублей, за май в размере <данные изъяты> рублей, всего в размере <данные изъяты> рублей, произведенный истицей признан судом правильным.
Таким образом, суд считает достоверно установленным, что в нарушение действующего законодательства ответчиком МБЛПУ «СГБ № 2» в марте, апреле, мае 2012 года истице Комаровой Е.А. установлена заработная плата меньше предусмотренного законом минимального размера оплаты труда без учета районного коэффициента, северной надбавки, в связи с чем, суд считает требования Комаровой Е.А. о взыскании заработной платы за март, апрель, май 2012 года в размере <данные изъяты> рублей обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что при подаче иска Комарова Е.А. была освобождена от уплаты государственной пошлины, суд в соответствии со статьей 103 ГПК РФ, считает необходимым взыскать с МБЛПУ «СГБ № 2» в доход муниципального образования г. Саяногорск государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комаровой Е.А. к Муниципальному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению «Саяногорская городская больница № 2» о взыскании недоплаченной заработной платы, удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Саяногорская городская больница № 2» в пользу Комаровой Е.А. не доначисленную и не выплаченную заработную плату за март, апрель, май 2012 года в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Саяногорская городская больница № 2» государственную пошлину в доход муниципального образования город Саяногорск в сумме <данные изъяты> рублей.
Настоящее решение в части взыскания с Муниципального бюджетного лечебно-профилактического учреждения «Саяногорская городская больница № 2» в пользу Комаровой Е.А. заработной платы размере <данные изъяты> рублей подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Плетнева Т.А.
Резолютивная часть решения оглашена 26.07.2012 г.
Мотивированное решение принято 31.07.2012 г.