Дело № 2-825/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июня 2016 года г.Ижевск, УР
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Н.В.,
при секретаре Пономаревой О.В., рассмотрев в открытомсудебном заседании исковое заявление Администрации г.Ижевска к Никулиной АФ, Егоровой МН о признании недействительными решений общего собрания собственников МКД по адресу: <адрес>, оформленных протоколом от <дата> г.,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г.Ижевска (далее по тексту – истец) обратилась в суд с иском к Никулиной А.Ф., Егоровой М.Е. (далее по тексту - ответчики) о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенного по адресу: г<адрес>, оформленного протоколом от <дата> года. Требования мотивированы следующим.
Истец является собственником жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (далее по тексту – МКД).
Оспариваемое общее собрание было проведено с нарушениями действующего законодательства, а именно: собрание было проведено в отсутствие необходимого кворума (п.17); принятые на общем собрании решения по вопросам 2, 3, 4, 6, 7, 8, 11, 14, 15 противоречат действующему законодательству. П. 2 решений не соответствуют закону, т.к. невозможно сделать вывод, о расторжении какого договора управления и с какой УК идет речь, принятие такого решения возможно только при наличии согласия обеих сторон договора, а согласие второй стороны не представлено. В п.3 и 4 решений выбран способ управления – управляющей компанией, тогда как в соответствии с п.1 ст.161 ЖК РФ может быть выбран способ управления – управляющей организацией. Решение по п.6 противоречит постановлению Правительства РФ № 416 от 15.05.2013 и Правилам № 354, т.к. ограничивает право собственников нежилых помещений в МКД на заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями. В п.7 решений переданы полномочия в части уведомления третьих лиц о расторжении договора управления, а также выдана доверенность на подписание договора управления Председателю Совета МКД, однако, сам Председатель Совета МКД не идентифицирован, как и сам договор управления и его условия; нарушены требования ГК РФ к доверенностям. Решение по вопросу 8 также противоречит закону, поскольку не отнесено к полномочиям общего собрания, ущемляют права потребителей, противоречат п.40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг. Решение по вопросу 11 не соответствуют гражданскому и жилищному законодательству, т.к. юридического лица в ИИИ <номер> в ЕГРЮЛ на официальном сайте ФНС России не зарегистрировано. Решения по вопросам 14 и 15 не содержат существенных условий энергоконтракта, не определяют его цену, что нарушает положения Правил содержания общего имущества (постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491), а также противоречит постановлению Правительства РФ № 307, т.к. корректировка платы за отопление согласно данным Правилам в денежном эквиваленте компенсируется потребителям, а не засчитывается в счет оплаты иных услуг; установленная п.15 протокола плата в размере 20% от полученной экономии по отоплению в качестве оплаты услуг УК по проведению энергосберегающих мероприятий приводит к повторной оплате тех же услуг, которые уже включены в плату за содержание и ремонт. Решение по п.16 противоречит ст.157 ЖК РФ, Правилам предоставления коммунальных услуг № 354.
Определением Октябрьского районного суда г.Ижевска от <дата> к участию в деле в качестве 3 лица привлечен СПКУД «Единый СПК».
Представитель истца и представитель третьего лица МУП г.Ижевска «СпДУ» Пузанова И.Р., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, доводы, изложенные в иске, поддержала. Дополнительно суду пояснила, что права истца нарушены тем, что установлена плата за жилое помещение в большем размере, чем предусмотрено законодательством.
Представитель третьего лица СПКУД «Единый СПК» в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица ООО «Городская управляющая компания» в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Ответчик Никулина А.Ф. в судебное заседание не явилась, будучи уведомленной о времени и месте его проведения надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела без её участия.
Ответчик Егорова М.Н. в судебное заседание не явилась, хотя суд уведомлял её о времени и месте его проведения надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель ответчика Никулиной А.Ф. Федчук О.П., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила, что организация и проведение общего собрания соответствуют требованиям закона. На стенде на первом этаже висело уведомление о проведении общего собрания, собрание было проведено в заочной форме, участники расписались на листах голосования. Впоследствии также внизу был вывешен протокол собрания. Принятые решения закону не противоречат.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Истец является собственником жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>
<дата> г. в МКД было проведено общее собрание собственников помещений.
Согласно уведомления от <дата>:
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в форме заочного голосования в соответствии со ст. 44, 45, 46, 47 Жилищного кодекса РФ;
Инициатор собрания – Никулина А.Ф. (кв.74).
Повестка дня:
1. Выбрать председателем общего собрания Никулину А.Ф. (кв.<номер>), секретарем собрания Егорову М.Н. (кв<номер>)., счетную комиссию в составе 2 человек: Никулиной А.Ф. (кв<номер>), Егоровой М.Н. (кв.<номер>). для подсчета результатов голосования и подписания протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
2. расторгнуть договор управления МКД с прежней управляющей организацией по соглашению сторон. Датой расторжения договора управления МКД считать последнее число месяца, в котором принято решение общего собрания собственников помещений об изменении способа управления многоквартирным домом и расторжении договора управления с прежней управляющей организацией;
3. выбрать способ управления – управление управляющей компанией;
4. выбрать в качестве управляющей компании – ООО «Городская управляющая компания» (ИНН <номер>);
5. Утвердить договор управления МКД. Председателю Совета МКД от имени собственников помещений в МКД подписать договор управления с ООО «Городская управляющая компания»;
6. в целях правильного расчета потребления ресурсов на общедомовые нужды поручить ООО «Городская управляющая компания» заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку энергоресурсов и других ресурсов для индивидуального и общедомового потребления. Считать данное решение (бюллетень) основанием для расторжения договора индивидуального и общедомового потребления с ресурсоснабжающими организациями;
7. уполномочить Председателя Совета МКД направлять от имени всех собственников МКД уведомления о принятых на общем собрании решениях в прежнюю управляющую организацию, уведомление о расторжении договора управления в Государственную жилищную инспекцию УР, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска. Считать данное решение (бюллетень) доверенностью, выданной Председателю Совета МКД собственниками помещений для заключения договора управления МКД;
8. установить с <дата> плату за содержание и ремонт жилого помещения в виде двух составляющих:
- основной составляющей в размере платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в сумме, утвержденной Администрацией г.Ижевска для муниципального фонда;
- дополнительной составляющей в размере разницы между стоимостью стоимости 0,016 Гкал отопления и суммой, предъявляемой за отопление в текущем году по показаниям прибора учета;
Дополнительную составляющую использовать для оплаты перерасходы за коммунальные услуги (в случае наличия) и на текущий ремонт;
9. Выбрать способ формирования фонда капитального ремонта - формирования фонда капитального ремонта на специальном счете;
10. Выбрать ООО «Городская управляющая компания» в качестве владельца специального счета, открытого для перечисления взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств;
11. выбрать кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет – ОАО «МДМ Банк», ИНН: <номер>;
12. назначить ООО «Городская управляющая компания» лицом, уполномоченным на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе на заключение договора специального счета с правом подписания всех необходимых документов, связанных с открытием счета, расторжение и изменение договора специального счета от имени и по поручению собственников на выдачу указаний по перечислению средств со счета в адрес лиц, оказывающих услуги и(или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества, на получение информации о сумме зачисленных средств на счете, об остатке всех операций на счете и иных операций по списанию и зачислению средств, связанных с формирование и использованием средств фонда капитального ремонта;
13. Финансирование расходов ООО «Городская управляющая компания» по содержанию специального счета и расходов по начислению взносов на капитальный ремонт, процентов в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанностей по уплате взносов на капитальный ремонт, подготовка и выставление счетов на оплату собственниками помещений, ведение претензионной работы с собственниками, которые несвоевременно и(или) уплатили взносы на капитальный ремонт и других расходы, осуществляется за счет целевой платы, предъявляемой собственникам помещений, ежемесячно в размере 10% от минимального размера взноса на капремонт, установленного нормативным правовым актом Правительства УР с кв.м общей площади, путем выставления дополнительной строкой в платежном документе;
14. уполномочить ООО «Городская управляющая компания» от имени и за счет собственников помещений многоквартирного дома осуществлять действия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов;
15. средства от экономии оплаты за отопление по сравнению с 0,016 Гкал с кв.м в размере 80% засчитываются в качестве оплаты по текущему ремонту, оставшаяся часть в размере 20% засчитывается в качестве оплаты услуг ООО «Городская управляющая компания» в результате реализации энергосберегающих мероприятий;
16. Перерасчет по всем коммунальным услугам делать по фактическому потреблению по итогам года, экономию по коммунальным услугам путем перерасчета зачесть в фонд текущего ремонта;
17. Уполномочить ООО «Городская управляющая компания» по согласованию с Председателем Совета МКД, представлять интересы собственников в вопросах, связанных с реализацией прав по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом МКД. Уполномочить ООО «Городская управляющая компания» по согласованию с Председателем Совета МКД заключать договоры на пользование общим имуществом МКД (сдачу в аренду нежилых помещений, размещение оборудования, рекламы и т.д.) с последующим перечислением денежных средств на лицевой счет дома и использованием на текущий и капитальный ремонт дома;
18. Утвердить порядок уведомления собственников помещений о предстоящих общих собраниях и принятых собранием решениях вывешиванием объявлений в подъездах МКД на 1 этаже.
На общем собрании собственников многоквартирного дома, оформленном протоколом <дата>, были приняты положительные решения по всем вышеуказанным вопросам повестки дня.
Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Порядок проведения общего собрания собственников регламентируется статьей 45 ЖК РФ, в силу части 1 которой собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников (часть 2 статьи 45 ЖК РФ).
Общее собрание собственников многоквартирного жилого дома по ул<адрес>, которое оспаривает истец, проведено в форме заочного голосования, согласно статье 46 ЖК РФ, в соответствии с которой Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Соответственно пунктами 1-3.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ и ст.46 ЖК РФ предусмотрено, что для решения следующих вопросов требуется квалифицированное большинство голосов (не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений):
1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта;
1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, российской кредитной организации, в которой должен быть открыт специальный счет;
1.2) принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства;
2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;
3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;
3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания
Таким образом, для принятия решений по вопросу 17 требовалось квалифицированное большинство голосов.
Суду представлены листы голосования на заочном общем собрании собственников помещений дома № <адрес>, в которых указаны ФИО собственников, номер и площадь квартиры, доля в собственности, а также отражено голосование по все вопросам повестки дня (за или против), заверенное подписью собственника.
Согласно части 6 статьи 46 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
Из содержания приведенной выше нормы следует, что право на обжалование решения общего собрания собственников имеет собственник, не принимавший участия в данном собрании или голосовавший против принятия решения. Кроме того, обжалуемое собственником решение должно нарушать его права и законные интересы. При этом оба указанных условия должны присутствовать в совокупности.
В обосновании нарушениях прав истца принятым решением он указывает на незаконное установление размера платы за содержание и ремонт помещений, превышающего соответствующие тарифы, утвержденные Администрацией г.Ижевска.
Иск подан <дата>, т.е. в пределах установленного законом срока. Истец участия в голосовании не принимал.
Суд считает указанные доводы истца обоснованными.
Таким образом, судом установлено нарушение прав истца оспариваемым решением общего собрания.
Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.
Согласно представленного сообщения, датой проведения общего собрания в заочной форме указано <дата>, (л.д.<номер>), указано время и место выдачи бюллетеней для голосования и получения информации по вопросам повестки дня. Представлен акт размещения данного сообщения <дата> в помещениях МКД на 1 этажах дома. Данные документы стороной истца не оспорены. Данный способ уведомления собственников помещений в МКД установлен на общем собрании собственников <дата>, обеспечил наличие кворума по большинству вопросов повестки дня.
При расчете кворума, суд руководствуется данными о суммарной площади жилых помещений, принимаемой для определения кворума, на основе ответа ГУП УР «Удмурттехинвентаризация», согласно которого площадь жилых и нежилых помещений в доме № <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м.
Сведений о том, что на момент проведения общего собрания общая площадь жилых и нежилых помещений имела другой размер, суду не представлено, стороны вышеуказанный размер не оспаривали, в связи с чем суд считает возможным руководствоваться данными БТИ о площади помещений многоквартирного дома.
Частью 3 статьи 45 Жилищного кодекса РФ определено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Частью 3 статьи 48 Жилищного кодекса установлено, что количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Количество голосов каждого собственника отдельного помещения определяется исходя из расчета, что 1 голос каждого собственника соответствует 1 метру общей площади принадлежащего ему помещения, при этом общее количество голосов собственников помещений в доме будет равняться количеству метров общей площади помещений (общей полезной площади здания, сведения о которой содержатся в паспорте домовладения).
С учетом вышеизложенного, суд принимает за 100 процентов общую площадь жилых и нежилых помещений для целей определения кворума в размере <данные изъяты> кв.м. (согласно сведение ГУП «Удмурттехинвентаризация»).
Согласно протокола общего собрания от <дата>, всего в общем собрании приняли участие собственники, обладающие <данные изъяты> кв.м, что составляет <данные изъяты>% голосов. Т.е. кворум по вопросу № <номер>, составляющий не мене 2/3 от общего числа голосов собственников помещений в МКД, не достигнут
Таким образом, по вопросу повестки дня № 17 решение принято в отсутствие квалифицированного большинства голосов (не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме), что в соответствии с п.2 ст.181.5 ГК РФ влечет ничтожность решений по данному вопросу. По иным вопросам повестки дня наличие кворума истцом не оспаривалось, судом с учетом положения ч.3 ст.196 ГПК РФ не проверялось.
Суд не принимает доводы представителя истца о несоответствии бюллетеней для голосования требованиям действующего законодательства: в бюллетенях указаны ФИО, № квартир, указаны доли собственников, площадь квартиры и/или данные документов о праве собственности, поэтому оснований для признания решений недействительными суд не усматривает, поскольку листы регистрации с результатами голосования подписаны собственниками, и доказательств обратного суду не представлено.
Однако часть решений общего собрания принята по вопросам, не отнесенным к компетенции общего собрания (п.3 ст.181.5 ГК РФ).
Так, истец оспаривает решение, принятое на собрании по вопросу № <номер>. По мнению суда, доводы истца в отношении незаконности данного решения обоснованы: решение, расторгающее договор управления МКД с прежней управляющей организацией должно содержать указание на вторую сторону договора, особенно если учесть, что основанием для расторжения договора указано соглашение сторон. Более того, в решении Октябрьского районного суда г.Ижевска от <дата> были признаны недействительными решения собственником МКД, принятые на общем собрании от <дата>, в том числе, о выборе способа управления – управление специализированным потребительским кооперативом, о выборе в качестве такового СПКУД «Единый СПК». При указанных обстоятельствах решение вопроса о расторжении договора с прежней УК по соглашению сторон должно носить определенный характер, позволяющий установить наличие согласия второй стороны на расторжение договора управления (ст.450 ГК РФ, п.8 ст.162 ЖК РФ). В этой части исковые требования подлежат удовлетворению.
Кроме того, истец оспаривает решения, принятые на собрании по вопросам 3 и 4 а именно о выборе способа управления – управление управляющей компанией.
Согласно п.2 ст.161 ЖК РФ Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Истец ссылается на то, что в решении № 3 выбран способ управления, не предусмотренный законом – управление управляющей компанией, а п.4 решений (о выборе в качестве управляющей компании ООО «Городская управляющая компания») следует из п.3. Однако суд полагает эти доводы надуманными, противоречащими подп. 3 п.2 ст.161 ЖК РФ, т.к. терминологическая разница – «управляющая компания» или «управляющая организация» не носит принципиального характера, а сами названные решения позволяют установить выбранный способ управления и выбранную собственниками помещений в МКД управляющую организацию. В этой части исковые требования не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
Истец оспаривает также п.6 решений общего собрания, согласно которого поручено ООО «Городская управляющая компания» заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку энергоресурсов и других ресурсов для индивидуального и общедомового потребления. Прнято решение считать данное решение (бюллетень) основанием для расторжения договора индивидуального и общедомового потребления с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с п. п. 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п.18 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении.
Решение по п.6 повестки дня ограничивает право собственников нежилых помещений в доме на заключение прямых договоров в ресурсоснабжающими организациями, а также противоречит принципу свободы заключения договоров (ст.421 ГК РФ) и установленному ст.450 ГК РФ порядку расторжения договоров.
Таким образом, решение собрания по вопросу № 6 является недействительным.
Истец просит также признать недействительным решение, указанное в п.7 протокола общего собрания, в котором Председатель Совета МКД уполномочен направлять от имени всех собственников МКД уведомления о принятых на общем собрании решениях в прежнюю управляющую организацию, уведомление о расторжении договора управления в Государственную жилищную инспекцию УР, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ижевска. Решено считать данное решение (бюллетень) доверенностью, выданной Председателю Совета МКД собственниками помещений для заключения договора управления МКД.
Довод о нарушении требований гражданского законодательства о форме доверенности, по мнению суда, не соответствует закону. Так, в п.125 постановления Пленума ВС РФ № 25 от 23.06.2015 указано, что «Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие, в том числе на представление интересов в суде, может содержаться как в отдельном документе (доверенности), так и в договоре, решении собрания, если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений». Отсутствие указания на ФИО конкретного председателя Совета МКД также не влияет на действительность данного решения, т.к. по смыслу этого решения, оно распространяется на любого законно избранного Председателя Совета МКД. Таким образом, исковые требования в этой части удовлетворению не подлежат.
Является недействительным решение принятое по вопросу № <номер> повестки дня собрания об утверждения с <дата> плату за содержание и ремонт жилого помещения в виде двух составляющих:
- основной составляющей в размере платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в сумме, утвержденной Администрацией г.Ижевска для муниципального фонда;
- дополнительной составляющей в размере разницы между стоимостью стоимости 0,016 Гкал отопления и суммой, предъявляемой за отопление в текущем году по показаниям прибора учета;
Дополнительную составляющую использовать для оплаты перерасходы за коммунальные услуги (в случае наличия) и на текущий ремонт.
В силу ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 ст.154 ЖК РФ рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги регулировался постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг», постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.
Действующим законодательством право установления тарифов и порядка расчетов за коммунальные услуги к числу компетенции общего собрания не относятся. Положения Жилищного Кодекса РФ, регулирующие порядок оплаты за коммунальные услуги являются императивными, и потому не могут быть изменены по инициативе общего собрания собственников.
В силу ч.5 ст.156 ЖК РФ Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Суд соглашается с доводами представителя истца о том, что тариф на содержание и ремонт ставится при таком порядке определения в прямую зависимость от тарифа на коммунальную услугу (отопление), тогда как в соответствии с нормами ЖК РФ должен зависеть от перечня работ и услуг в отношении общего имущества. Тариф, утвержденный Администрацией г.Ижевска, уже включает в себя расходы на оплату услуг по управлению домом, плату за содержание общего имущества, плату за текущий ремонт. Введение дополнительных составляющих должно соотноситься с перечнем работ на доме, а не от наличия/отсутствия разницы по отоплению между нормативом и фактом потребления. Кроме того, заслуживают внимания доводы истца о несоответствии установленного порядка взымания и расходования платы за содержание и ремонт жилого помещения, правилам оплаты коммунальных услуг, установленным в постановлении Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг», постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.
Истец оспаривает п.11 решений общего собрания, где выбрана кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет – <данные изъяты>, ИНН: <номер>. Учитывая, что кредитной организации с ИНН: <номер> по данным официальной сайта ФНС России не зарегистрировано, а указание ИНН является одним из обязательных реквизитов внесения платы за капительный ремонт, данный пункт решений нельзя признать соответствующим закону, поскольку его реализация возможно повлечет затруднение внесения собственниками помещений МКД платы за кап. ремонт и/или перечисление денежных средств собственников не на их спец. счет. Указанные исковые требования также подлежат удовлетворению.
Решение общего собрания по вопросу 14 повестки дня, по мнению суда, не может быть признано недействительным, т.к. изложенные в качестве доводов о его незаконности суждения истца касаются порядка заключения энергосервисного контракта, а в оспариваемом п.14 решений общего собрания на заключение такого контракта не указано, предоставлено право ООО «ГУК» проводить такие работы. Данное исковое требование удовлетворению не подлежит.
В п.15 решений общего собрания предусмотрено, что средства от экономии оплаты за отопление по сравнению с 0,016 Гкал с кв.м в размере 80% засчитываются в качестве оплаты по текущему ремонту, оставшаяся часть в размере 20% засчитывается в качестве оплаты услуг ООО «Городская управляющая компания» в результате реализации энергосберегающих мероприятий. Доводы истца о незаконности данного решения обоснованы: согласно п.20 и п.21, п.23, п.25 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг» размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 ии 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Определение порядка расчета размера платы за коммунальную услугу законодателем отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации (ст.157 ЖК РФ).
Правила сохраняют возможность применения до 1 июля 2016 г. порядка определения размера платы за отопление в многоквартирных домах, оборудованных приборами учета, на основании расчетного метода, предполагающего ежегодную (один раз в год) корректировку размера этой платы.
Согласно Правилам при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления по формуле 7. Из анализа составляющих этой формулы следует, что расчет размера платы производится исходя из среднемесячного объема потребленной тепловой энергии за предыдущий год (Гкал/кв. м), определенного по показаниям общедомового прибора учета.
В соответствии с пунктом 27 Правил величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления и рассчитанная в соответствии с пунктом 23 названных Правил, учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
Такой порядок расчета не предполагает оплату услуг, которые потребителю не предоставлены, и согласуется с частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающей, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, и статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации об оплате энергии за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
При этом экономия в денежном выражении возвращается потребителям, а не засчитывается на оплату иных услуг. Таким образом, п.15 оспариваемого решения общего собрания также не соответствует закону, выходит за пределы компетенции общего собрания.
Указанные доводы распространяются и на п.16 решений общего собрания, где установлено, что Перерасчет по всем коммунальным услугам делать по фактическому потреблению по итогам года, экономию по коммунальным услугам путем перерасчета зачесть в фонд текущего ремонта. Согласно постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (п.37), а Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы (п.36). Корректировка платы не реже 1 раза в год предусмотрена только по отоплению, но и в этом случае, как изложено выше экономия в денежном выражении возвращается потребителям, а не засчитывается на оплату иных услуг.
На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2, 6, 8, 11, 15, 16, 17 ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> ░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░ 2016 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░