2-3828/27-2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 апреля 2014 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Зариповой Е.В.,
при секретаре Толоконниковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
у с т а н о в и л:
Иск к ответчику предъявлен по следующим основаниям. Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории Петрозаводского городского округа Республики Карелия находится несанкционированное место размещения отходов производства и потребления (свалка твердых бытовых отходов и мусора, строительных отходов) расположенная по адресу: г. Петрозаводск, район д. 5 по Лесному проспекту (свалка между д. 5 пр. Лесной и д. 55 стр. 1 пр. Лесной - Центр продажи автомобилей марки БМВ, за временным строением шиномонтажа), географические координаты свалки: С.Ш. – N61° 47" 9.25", В.Д. - Е 34°17" 48.76". Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Принимая во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах Петрозаводского городского округа, земельный участок, на котором обнаружена свалка, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам, при таких обстоятельствах обязанность по ликвидации установленной в ходе проверки несанкционированной свалки должна быть возложена на Администрацию Петрозаводского городского округа. Ссылаясь на ст.ст. 1, 3, 4, 16, 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 1, 8, 12, 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд обязать Администрацию Петрозаводского городского округа исполнить полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов, а именно: в срок до 30 сентября 2014 года ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и мусора, строительных отходов, расположенную по адресу г. Петрозаводск, район д. 5 по Лесному проспекту (свалка между д. 5 пр. Лесной и д. 55 стр. 1 пр. Лесной - Центр продажи автомобилей марки БМВ, за временным строением шиномонтажа), географические координаты свалки: С.Ш. – N 61° 47" 9.25", В.Д. - Е 34°17" 48.76".
Представитель Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры в судебном заседании Антонов П.В. поддержал заявленные исковые требования, указал, что несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и мусора, строительных отходов, расположена по адресу: г. Петрозаводск, в районе д. 55 стр. 1 пр. Лесной - Центр продажи автомобилей марки БМВ, за временным строением шиномонтажа, географические координаты свалки: С.Ш. - N 61° 47" 9.25", В.Д. - Е 34°17" 48.76".
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав представителя Карельской межрайонной природоохранной прокуратуры, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Кроме того, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления».
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений. Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Часть 2 данной статьи предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 данного Закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселений. К вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов (п. 14 ст. 15 Закона).
Статья 8 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гарантирует гражданам РФ право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п.п. 2.1, 2.2, 3.1, 3.2 Санитарных Правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР № 4690-88 от 05 августа 1988 года, объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общего пользования, места отдыха. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовывать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. Отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции жилых и общественных зданий, а также объектов культурно-бытового назначения, вывозят транспортом строительных организаций на специально выделенные участки. Неутилизируемые отходы промышленных предприятий вывозят транспортом этих предприятий на специальные полигоны или сооружения для их обезвреживания и захоронения. Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 19 от 24 мая 2001 года) принят Межгосударственный стандарт «классификация, идентификация и кодирование отходов».
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28 декабря 2001 года № 607-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30775-2001 введен в действие в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 01 июля 2002 года.
В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
При этом согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В судебном заседании установлено, Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории Петрозаводского городского округа по адресу: г. Петрозаводск, в районе д. 55 стр. 1 пр. Лесной - Центр продажи автомобилей марки БМВ, за временным строением шиномонтажа, находится несанкционированная свалка. Указанная свалка представляет собой скопление твердых бытовых отходов, мусора, строительных отходов.
Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.
Наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнении природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Принимая во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах Петрозаводского городского округа, земельный участок, на котором обнаружена свалка, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам; лица, виновные в образовании свалки, не установлены, при таких обстоятельствах обязанность по ликвидации установленной в ходе проверки несанкционированной свалки, расположенной по адресу: г. Петрозаводск, в районе д. 55 стр. 1 пр. Лесной - Центр продажи автомобилей марки БМВ, за временным строением шиномонтажа, географические координаты свалки: С.Ш. - N 61° 47" 9.25", В.Д. - Е 34°17" 48.76" должна быть возложена на Администрацию Петрозаводского городского округа.
Поскольку наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнении природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренную ст. 42 Конституции Российской Федерации, реализуя предоставленные ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ полномочия, прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая, что разумность срока исполнения решения суда ответчиком не оспаривалась, суд полагает, что требования прокурора об обязании Администрации Петрозаводского городского округа исполнить полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов, а именно: в срок до 30 сентября 2014 года ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и мусора, строительных отходов, расположенную по адресу: г. Петрозаводск, в районе д. 55 стр. 1 пр.Лесной - Центр продажи автомобилей марки БМВ, за временным строением шиномонтажа), географические координаты свалки: С.Ш. - N 61° 47" 9.25", В.Д. - Е 34°17" 48.76" подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в срок до 30 сентября 2014 года ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов и мусора, строительных отходов, расположенную по адресу: г. Петрозаводск, в районе д. 55 стр. 1 пр. Лесной - Центр продажи автомобилей марки БМВ, за временным строением шиномонтажа, географические координаты свалки: С.Ш. - N 61° 47" 9.25", В.Д. - Е 34°17" 48.76".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.
Судья Е.В. Зарипова
Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2014 года.